Джон Эверетт Милле является одним из самых узнаваемых британских художников и одним из самых любимых в Соединенном Королевстве. Основа его популярности — яркие, предельно детализированные полотна на исторические и религиозные сюжеты глубокой драматичности.
Сюжет
За основу Милле взял сюжет из «Декамерона» Боккаччо в переложении поэта Джона Китса. Изабелла была из богатой семьи флорентийских купцов, но влюбилась в бедняка Лоренцо. Братья девушки, узнав об этом, убили молодого человека. Изабелла, найдя тело возлюбленного, отсекла ему голову и похоронила в горшке с базиликом, который поливала своими слезами. Однако братья прознали об этом и выкрали горшок, сбежав с ним из Флоренции.
На картине мы видим и Изабеллу, и рядом с ней Лоренцо, и родственников девушки. Горшок с травами на заднем фоне отсылает к финалу истории любви. Есть и другие символы грядущей трагедии: один из братьев старается ударить собаку Изабеллы (собака — знак преданности, верности), в то время как возлюбленные делят апельсин, символизирующий кровь, которую Лоренцо вскоре прольет.
Несмотря на драматичный сюжет, картина написана в ярких тонах, и только знаток символики разгадает предвестие убийства. Это был один из поводов для сильной критики полотна.
Контекст
«Изабелла» стала одним из первых полотен, написанных Милле в братстве прерафаэлитов. Идея объединения заключалась в том, что нужно исправить современную им английскую живопись, очистить ее и вернуть к уровню художников, работавших до Рафаэля. Почему не Леонардо или Тициана, не ясно. Но название в итоге у братства получилось звучное.
Они требовали возродить духовность в человеке, нравственную чистоту. Стилистически пытаясь вернуться в XV век, идейно прерафаэлиты все же оставались в XIX-м. Классические библейские сюжеты они трактовали вольно.
Прерафаэлиты копировали старых мастеров, которые не знали ни законов перспективы, ни свето-теневой лепки лица, ни пропорций тела. Художникам XIX века, которые годами изучали это в академии, нужно было забыть все пройденное. Поэтому у вундеркинда Милле все фигуры за столом одного размера, перспектива на полотне отсутствует.
Судьба автора
Джон Эверетт Милле начал брать первые уроки живописи в 9 лет, а уже в 11 его приняли в Королевскую академию художеств. Этот вундеркинд оказался самым молодым студентом за всю историю учреждения. Окончив курс, Милле претендовал на звание лучшего художника своего времени. В 1848 году он познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. В ходе многочисленных дискуссий об академизме и порядках в alma mater они дошли до идеи основать братство прерафаэлитов.
Милле растерял свои прерафаэлитские пристрастия после женитьбы. Уведя у критика Рёскина жену, Милле обрел семейное счастье. Вынужденный обеспечивать супругу и многочисленное потомство, Милле забыл модернизм и вернулся к академизму, которы продавался куда живее.