Найти тему
Древности нашей ойкумены

Взятие Трои в Доме Менандра и судьба Аякса Оилида: экскурсия по отдельно взятой комнате в древнеримском доме

Три дня назад мы рассказали о фреске из одного богатого дома в Помпеях. Упомянув кратко о том, какую комнату она украшала, мы остановились на сюжете, который мастер (и, скорее всего, заказчик) выбрал для картины в центре одной из стен. Момент этот относился к окончанию Троянской войны и изображал пленение дочери царя Приама Кассандры.

Давайте вначале посмотрим на саму комнату. Она располагается в атрии – центральном и самом большом помещении в древнеримском доме. Поскольку она предназначалась для встречи (и фильтрации) гостей, то дверного проема в ней делать не стали – стены между атрием и комнатой попросту нет. Такие помещения у римлян назывались крыльями – алами. Для приватности, если таковая была необходима, достаточно было и занавесей.

Заметьте, как выглядит естественно - через отверстие в крыше - освещенный атрий
Заметьте, как выглядит естественно - через отверстие в крыше - освещенный атрий

Вернемся к слову "фильтрация", которое, возможно, смутит наших читателей. На самом деле, ничего удивительного в этом нет: атрий и предназначался для встречи посетителей дома, а вот дальше проходил далеко не каждый. В гости к помпейцу, особенно богатому, кто только не приходил. В первую очередь, это клиенты – римские граждане (а иногда и лица без гражданства), нуждавшиеся в покровительстве. Взамен они отдавали патрону свое время, таланты или, если таковых не было, любые социальные или ремесленные навыки.

Доступ таким людям в глубину дома богача, естественно, был запрещен. Самое дальнее, куда они могли попасть, был таблин (или таблинум) – кабинет хозяина, там можно было обкашлять деловые вопросики. Таблин обычно располагался тоже в атрии.

Полезные люди – потенциальные или имеющиеся деловые партнеры, а также влиятельные горожане – могли рассчитывать на приглашение на званный ужин. Впрочем, многие нувориши практиковали званные вечера и со всяким отребьем, которое просто набирали на улицах "для массовки" – об этом можно почитать у Петрония. Солидные римляне такой ерундой не марались.

Кстати, на улице вдоль стены дома по обе стороны от входа в него были устроены каменные скамьи как раз для клиентов – не в дом же все скопом пускать.

-2

Но вернемся в нашу алу-приемную. Росписи ее стен, как уже говорилось, включали в себя панно-картины с сюжетами на тему падения Трои. Судя по ним, осматривать росписи следовало против часовой стрелки.

На правой от входа стене располагалось панно «Лаокоон и сыновья», иллюстрирующее эпизод нападения на троянского жреца и его мальчиков змей, которых послали боги. А то болтал, что Троянский конь - ненастоящий! Ой, нет, просто сказал согражданам, что они бараны, если верят грекам, дары приносящим.

-3

На центральной стене обманутые троянцы под звуки авлоса ввозят в Трою Троянского коня, несмотря на протесты Кассандры.

А левой стене нас ждет пленение Кассандры.

-4

У одной из наших читательниц возник вопрос, а кто есть кто, собственно, в группе из нескольких человек? Особенно женщина, как ей показалось, в центре картины. Мы предположили, что это сестра Кассандры – Поликсена, также попавшая в плен к греческим воинам. Однако внимательное рассмотрение фрески, а также уточнение по современным исследовательским публикациям расставили все по своим местам.

Итак, Троя захвачена греками. Они грабят город, и к интересующим их вещам относятся не только ценности, которые можно вынести, но и люди – троянцы... Любой из них – ребенок, женщина, мужчина, – если не будет убит, может быть продан на рынке рабов, принеся его владельцу доход. А красивую женщину можно сделать наложницей.

Именно эта судьба досталась Кассандре – она попала, в конце концов, в "имущество" Агамемнона и была убита уже в Греции неверной женой своего господина – Клитемнестрой.

Однако вернемся к нашей картине. Кассандра занимает на ней место с правого края – она, как упоминается в некоторых источниках, обхватила статую Афины, моля о спасении. Воин, схвативший ее за руку, чтобы оттащить от изваяния, это, конечно, Аякс Малый, царь Локриды. За столь вероломный поступок – насилие над женщиной в храме – Аякс не раз поплатился.

Во-первых, он взбесил греков – за святотатство явно придется заплатить богам так или иначе, а делать этого греки ради одного Аякса не желали. Поэтому было решено побить Аякса камнями. Однако тот спрятался в храме по примеру Кассандры. Шах и мат, товарищи сослуживцы, нельзя учинять насилие в святилище. Эта выходка взбесила уже Афину, которая разозлилась не только на Аякса, но и на остальных.

Это уже во-вторых: Афина наслала бурю на флот греков, как рассказывает Гомер в «Одиссее», и Аякс чуть не погиб, но сумел спастись, благодаря помощи Посейдона ухватившись за скалу. Вернее, почти спасся,

«если б в большом ослепленьи хвастливого слова не бросил,
что, и богам вопреки, он спасся из гибельной бездны».

Ну, не идиот ли? Тут психанул уже Посейдон и своим знаменитым трезубцем разбил к чертям скалу, на которой сидел Аякс. Обломок с ним унесло море. Так погиб Аякс Оилид. Но не стоит думать, что на этом месть богов кончилась. Неееет!

А в-третьих, на царство Аякса Локриду была наложена жестокая и позорная дань – тысячу лет локрийцы отправляли в храм Афины в Илионе двух дев из знатных семейств, где они до смерти служили богине. Хоронили их там же – в Трое, а не на родине.

Такова цена запечатленного 2000 лет назад момента на фреске в старом помпейском доме.

-5

За спиной Аякса, печально опустив голову и протягивая руки в мольбе, стоит отец Кассандры, последний троянский царь Приам. Хотя в разных источниках он погибает от руки Неоптолема.

За Приамом микенский царевич, царь Спарты Менелай, супруг Елены Прекрасной, с роскошными рогами на голове, со щитом и мечом… Ладно-ладно, рога спрятаны под шлемом. В общем, таскает за волосы неверную женушку. За сим веселым и богоугодным делом наблюдает греческое войско.

Кстати, вы знаете, что Парис – не первый, кто похитил самую красивую женщину известного грекам мира?

Кстати-2, в Помпеях есть фреска с изображением Суда Париса – того самого судилища троянским царевичем трех богинь, с которого, можно сказать, и началась троянская заваруха на 10 лет. Хотите посмотреть?

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.