Продолжаем серию публикаций по следам волонтерских субботников 6-10 мая. Сегодняшний разговор о Богоявленском храме села Еськи, где проходил субботник третьего дня.
Еськи – древнее село, расположенное в 35 километрах к северо-западу от Бежецка. Его название последние десятилетия, что называется, «на слуху». О нем пишут блогеры, снимают ролики, документальные фильмы. Действительно, второго такого храма нет в России, он уникален. Поражает сочетание «глуши», «глубинки» и великолепного, не храма даже, а целого собора, стены которого украшают живописные шедевры европейского уровня. Но читать и смотреть фотографии – это одно, а видеть своими глазами – совсем другое. Наверное, лучшего места для того, чтобы почувствовать трагедию России в XX веке, сложно найти.
Дорога от Бежецка до Есек очень живописна. Справа до горизонта простираются водные пейзажи – озеро Верестово, через которое протекает река Молога. При выходе из озера Молога сливается с рекой Осень и круто поворачивает на юго-запад. Именно здесь на невысоком холме расположилось село Еськи.
В исторических документах его название варьируется: Езки, Еська, Езьски, Есько и даже Эсько. Есть версия, что название села произошло от слова езы или езки, обозначающего род запруды, устраиваемой на здешней реке местными рыболовами. Рыбная ловля с древности была основным промыслом еськовских жителей, и в старину таких езов на реке было видимо-невидимо. Даже сохранилось предание о том, что село было основано пятью рыбаками.
Еськи – очень древнее село, древнее настолько, что захватывает дух. Наряду с Бежицами и Городецко оно упоминается в Уставе Князя Святослава о церковной дани 1137 года. В те времена Еськи – один из центров сбора пошлин обширного региона Бежецкий Верх, который принадлежал Великому Новгороду. Еще одно из ранних упоминаний о Еськах было обнаружено в новгородской берестяной грамоте № 902, которая датируется кон. XI – нач. XII в. Текст этой грамоты гласит:
«От Домагости къ Хотену. (В) Езьске роздроубили 45 гривьнъ. Да язъ ти тоу сежоу. А (на) Вълъчиноу си посъли моужь инъ».
В переводе на современный язык: "От Домагостя к Хотену. В Езьске разверстали сорок пять гривен. Да я вот сижу тут, а в Волчино-то пошли другого человека".
Замечательный священник и краевед первой половины XX века, настоятель Богословского храма Бежецка, отец Иоанн Постников еще до революции исследовал архивные документы церквей (многие из которых в настоящее время утрачены). Отец Иоанн писал об истории села Еськи:
В XVI столетии оно отдано было Иваном Грозным в поместье пленному сибирскому царевичу Маметкулу Этауловичу. Позднее, при Борисе Годунове, к этому Маметкулу между прочим отослано было на жительство несколько жен и дочерей последнего сибирского царя Кучума, взятых в плен воеводой Воейковым при разгроме ханского стана на берегах реки Оби. В смутное время перешло к татарину Инметнею «за царя Васильево осадное Московское сиденье», и от имени Инметнея к боярину Сулешову. В писцовых книгах Данилы Свечнина 135-137 гг. находим следующую запись «В Верховном стану в поместьях написано: за боярином Юрьем Яншевичем Сулешовым в поместьи, что преж сего было в поместьи за сибирским царевичем Меткулом Атауловичем село Есько на реке Мологе, а в нем храм верховных апостол Петра и Павла, деревян, клетцки, а церкви образа, и книги, и ризы мирских людей, а колокола боярина князя Юрья Яншеевича Сулешова поставленье. Сулешов – выходец из крымских татар, сидевший в одно время на Новгородском Воеводстве и умерший 8-го марта 1643 на службе в Разбойном приказе, завещал село Еськи Московскому Симонову монастырю.
Так Еськи стало монастырским селом, а после секулярной реформы Екатерины II монастырские крестьяне были переведены в разряд государственных или казенных. Такое положение, намного более свободное относительно помещичьих крестьян, давало местным жителям возможности для развития и торговли. Этому способствовало и расположение села на важных водных торговых путях по реке Мологе. К началу XIX века Еськи становится крупным торговым и ремесленным селом, жители которого мало занимались земледелием, а в основном торговлей, лесопромышленностью, рыбацким и сапожным промыслами.
По данным 1859 года в казённом селе Еськи находился 361 двор, 2075 жителей, церковь, 2 завода. Таким образом, в это время оно было крупнейшим по населению селом в Бежецком уезде и третьим во всей Тверской губернии (после Кимр и Медного). Фактически это был маленький город, где были две школы – женская и мужская, своя пожарная часть с выборными пожарными старостами, торговые лавки, еженедельно устраивались базары.
Еськовские жители перенимали многие городские обычаи, следили за модой. Местные женщины в праздники носили не русские сарафаны и платки, а немецкие шерстяные и шелковые платья и шляпки. Следили жители и за чистотой домов, в красном углу обязательно стояли иконы, стены дома украшали лубочными картинами и фотографиями членов семьи.
Золотой век села пришёлся на первую половину XIX века, так как с проведением железной дороги в 1870 году через Бежецк, оно оказалось на периферии и его торговое значение стало падать. Именно в годы расцвета села на средства прихожан была построена Богоявленская церковь. Массивный (вероятно, именно это позволило ему пережить годы лихолетья) и величественный пятипрестольный храм, сочетающий в себе элементы барокко и классицизма, несколько архаичный для своего времени, начали строить в 1780-е годы. К 1801 году было завершено возведение четверика, а к 1819 – трапезной части. В первой четверти XIX века выстроена отдельно стоящая колокольня, в 1830-е годы ее соединили с трапезной крытым переходом.
Короткое время, с 1833 по 1836 год в храме села Еськи служил протоиерей Матфей Александрович Константиновский (1791-1857), известный как проповедник, миссионер и духовный наставник писателя Н.В. Гоголя. Отец Матфей вел активную просветительскую и миссионерскую деятельность: дома у него собирались духовные чада для чтения Евангелия, пения акафистов, назидательных бесед.
Храм был расписан в 1843-1847 годах. Живопись отличает сложное построение всего ансамбля, высокий художественный уровень исполнения, свобода в решении композиций и тонкая проработка деталей. По мнению российских и зарубежных экспертов, художественный уровень настенной живописи церкви в Еськах соответствует памятникам мирового значения. Некоторые исследователи считают, что росписи могли быть выполнены артелью живописцев Пешехоновых, родиной которых как раз и является село Еськи.
Обновление 2024 года: Авторство росписей Богоявленской церкви в селе Еськи было установлено в 2023 году Иваном Крыловым. На самом деле храм был расписан в 1845–1847 годах артелью бежецкого мастера Михаила Васильевича Тыранова. Подробнее о Тыранове и росписи храма можно прочесть в отдельном материале на этом канале.
В 1930-е годы Богоявленский храм был закрыт, в нем было устроено зернохранилище, а в проем колокольни заезжал трактор. Каким же должно было быть мировосприятие людей, чтобы равнодушно смотреть на эти росписи и уничтожать наследие предшествующих поколений? Это ли не слепота?
Постепенно прохудилась крыша храма и атмосферные осадки долгое время разрушали живопись. Тем не менее, пусть и с утратами, но живописный ансамбль церкви сохранился. Именно эти уникальные работы заставляют приезжать в Еськи людей со всей России и из других стран. Центральное место среди сохранившихся росписей церкви занимает фреска «Изгнание торгующих из храма» на западной стене, при создании которой живописцы, очевидно, вдохновлялись итальянскими образцами. До сих пор поражает изумрудный цвет колонн Иерусалимского храма в представлении художника. По мнению искусствоведов, такими же яркими изумрудными красками когда-то были покрыты и массивные колонны самого Богоявленского храма, что усиливало эффект присутствия.
В 2007 году в Еськах побывал британско-австрийский журналист Робин Стаммер, который так описывал впечатления от этой поездки в своей статье:
Однако, если вы проявите упорство, вас ждут памятники, равных которым по красоте вы немного найдете в европейской глубинке, и картины столь гармоничные, что поневоле задаешься вопросом – а не срежиссировано ли все это каким-нибудь государственным туристским ведомством? Так было в деревне Еськи под Бежецком; все утро шел дождь, но вдруг сквозь облака пробилось солнце. Пахарь – первый, которого я увидел за несколько дней, понукал свою лошадку; мимо торопливо прошла женщина в платке – ее корзинка была полна только что собранной моркови, зелени, лука и картошки.
Остов брошенного советского грузовика тихо позвякивал и потрескивал – ржавый металл расширялся от неожиданного тепла. Смотрительница почты вышла на порог, и начала что-то кричать как оглашенная, заглушая мощным голосом двух своих овчарок. По улице брела девочка, устало волоча заляпанный грязью велосипед. А позади, как огромная театральная декорация, высилась гигантская масса двухвековой давности кирпича, штукатурки и железа, называемая, или прежде называвшаяся церковью Богоявления; темно-бурая в лучах осеннего солнца, словно колоссальный галеон, застрявший на мели. Воистину, явление Господне!
В сотне метров слева я увидел большую церковь – или маленький собор? – с огромным, нависающим куполом, высокой барочной колокольней и портиком с колоннами в античном стиле. Вокруг – лишь леса, поля, кустарник. И все та же тишина. Словно некий русский Рэндольф Херст купил в Риме большую древнюю церковь и по непонятному капризу перевез ее сюда, в пустынную глушь. <...> Сквозь полы и стены пробиваются деревца, неф, приделы и алтарь заросли кустами. Фантастические гравюры Пиранезе с благородными развалинами древнего Рима словно оживают перед тобой в кирпиче, камне и штукатурке.
К сожалению, несмотря на широкую известность Богоявленской церкви села Еськи, храм до сих пор находится в плачевном состоянии. Требуются если не реставрационные, то хотя бы консервационные работы. 8 мая 2022 года в храме состоялась субботник, организованный центром «Сельская церковь», проектом «Консервация» и молодежным движением «Преображение».
Добровольцы работали на расчистке пространства между трапезной храма и колокольней. Другая часть группы выполняла очень важную работу – мастерила из привезенных досок щиты, которыми были закрыты окна трапезной от снега и дождя. Это должно защитить росписи от осадков.
В настоящее время фондом "Сельская церковь" продолжаются работы по сохранению росписей храма. В 2010 году на средства благотворителей была восстановлена кровля трапезной и четверика, укреплено основание шпиля колокольни. В настоящее время идет сбор средств для изготовления недостающей оконной столярки первого яруса и покрытие карнизов четверика храма. Все, кому не безразлична судьба этого уникального памятника русской культуры, могут пожертвовать на благое дело его спасения через сайт проекта.