Найти в Дзене
11 ЭКЮ

Пожар в Зимнем дворце 1837-го

В декабре 1837 года горел Зимний Дворец. Это было грандиозное событие и зрелище для жителей Петербурга. Ещё бы - полыхает царский дворец. Благодаря запискам современников, мы можем узнать из первых уст об этом событии.

Александр Бенкедорф возглавлял в те годы Третье отделение Канцелярии, то есть высший орган полиции в то время. Ему сообщили в 8 вечера о возгорании. Он признается, что не подозревал об опасности, ведь во Дворце, разумеется, приняты все меры предосторожности. Но тем не менее, отправился в Зимний. Тогда ещё просто во Дворце был дым, ежеминутно увеличивавшийся, а полиция и прислуга пыталась выяснить источник его. Вернулся из театра Николай Первый. Царь не стал участвовать в коллективной беготне, а отправился тут же к своим детям. Оказалось не зря. Дети спали. Их даже не разбудили. Царь поднял детей и приказал отвезти их в Аничков дворец. Это недалеко, на Невском. Более того, только царю пришло в голову вызвать полк солдат ко дворцу.

Тем временем, обнаружили источник дыма, сообщает Бенкендорф. На чердаке. Стали ломать потолок залы, видимо попал туда воздух, появилось пламя и стало быстро распространяться.

Генерал А.Ф. Орлов писал в письме дипломату Д. Татищеву, что не были вовремя меры для предотвращения пожара. Ведь запах дыма, по его информации, слышали ещё за двое суток до катастрофы, но не стали предавать этому значению, а тление меж тем активно распространялось по чердаку.

Орлов описывает поведение Николая в эти часы. Говорит, что царь "был повсюду", он сам всем руководил и направлял помощь туда, где ещё было возможно сопротивление огню. Именно благодаря этому, удалось спасти, в частности Малый Эрмитаж, но весь остальной дворец огонь поглащал со страшной скоростью. Где грозила опасность, Николай возникал лично и участвовал в спасении до той поры, пока уже не было возможности противостоять стихии.

-2

Самообладание царь потерял лишь на минуту, когда увидел, что огонь врывается во дворцовую церковь. Для него это было место важных событий. Венчания, крещения детей, многих радостных минут. Сейчас пламя готовилось поглотить всё это. Николай приказал тогда сохранить и вынести иконы из церкви, чтобы уберечь хоть частичку этого родного места.

Все вещи, которые удавалось вынести из огня складывали к Александровской колонне на землю. Вынесли разумеется далеко не всё. Многое безвозвратно погибло, в том числе и предметы искусства, и, как говорят, архивные документы.

Когда Николаю Орлов предложил вынести бумаги из его рабочего кабинета, то император ответил, что никаких бумаг у него там не лежит, ведь он заканчивает всю работу день в день и передает бумаги министрам, не оставляя ничего на завтра.

Весь дворец с одного конца до другого представлял собой пылающее море огня, сообщают очевидцы, никакие человеческие средства не могли его остановить.

Людям, пытающимся бороться с огнем, выносящим вещи, было рискованно продолжать быть во Дворце, царь приказал всех вывести. Сам он покинул Горящий Дворец в 3 часа утра, таким образом, лично боровшись с пожаром в общей сложности семь часов. А на месте пожара он пробыл и вовсе до 11 утра.

В. А. Голике. Николай I в общегенеральском мундире
В. А. Голике. Николай I в общегенеральском мундире

Ещё очевидцы рассказывают, что приходилось ограждать горящий дворец от добровольцев, которые пытались прорваться к месту пожара и помочь его тушить.

Императрица в это время проверяла все ли спасены из числа проживавших в чертогах дворца людей. В общей сложности, как сообщает Орлов, там имели приют три тысячи человек: помимо царской семьи и обслуживающего персонала, во дворце находили себе приют старые слуги, вышедшие на покой и прочая "честная беднота". Многих "лета и недуги" могли задержать в опасном месте, но как оказалось, все были успешно эвакуированы.

19-летний наследник Александр, когда оказалось, что ещё один крупный пожар возник на Васильевском острове, отправился туда организовывать борьбу с огнем. Там прошло всё успешно.

Генерал-майор Баранович, состоявший в числе инженеров по восстановлению Дворца после пожара, рассказывал, что сгоревший дворец был построен ещё при первых императрицах, а тогда пожарной безопасности особого внимания не придавали. Поэтому всё потолочное и кровельное устройство было сплошь деревянным, составленное из тесно связанных стропил, балок и постов, предоставлявших собой обильную пищу для огня. В тот день, огонь показался из отдушника, проведенного от дымовой трубы между хорами и деревянными сводами. Сама труба примыкала к деревянной перегородке, по которой огонь и перекинулся на всю эту иссушенную десятилетиями деревянную потолочную массу. А, падая вниз, огонь прокладывал путь уже по паркету.

Огонь полностью погасили только через 3 дня. Восстановление шло два года.

Читайте также о другом важном декабрьском событии в жизни Николая Первого:

Ставьте лайк, подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.