Ну, казалось бы, какая же это заграница — Белоруссия? Однако когда стало понятно, что визу в Чехию получить не успеваю и выбор безвизовых недалеких стран для путешествия стремительно сужается до соседских, то все знакомые и родные резко запереживали. Но желание своими глазами наконец увидеть, как поживают бывшие социалистические страны, оказалось сильнее предостережений.
Поезд в Минск отходил от Белорусского вокзала как раз в самый пик июньских молочных разборок. Однако первое же общение с проводницей показало, что все разделы, как обычно, происходят наверху, не касаясь простых смертных.
— Да не надо мне ваш паспорт, — улыбнулась королева вагона, — мы у русских не проверяем! Вы же не армяне или грузины.
Первое удивление по прибытии: как же в городе чисто и просторно! Благодаря тому, что проспекты строились шириной “про запас”, в Минске не пришлось наблюдать ни одной пробки, при очень оживленном движении. А как при нехватке средств белорусам удается поддерживать безупречное качество асфальтового покрытия (ни ямки!), вообще загадка. Причем речь не только о столице: во время междугороднего автомобильного путешествия дороги по большей части вызывали только зависть.
Вообще поездка в Минск стала полным развенчанием мифов и наших представлений об этой стране. Ожидалось: очереди, мрачные люди, пустые прилавки. Оказалось — все не так. Да, осколки советской эпохи угадываются в современной Белоруссии. И жесткое планирование экономики, и отсутствие действующих механизмов для развития свободного предпринимательства, и бюрократические проволочки во всем, и пресса с вечной улыбкой и рассказами, как хорошо живется с батькой. Есть и госрегулирование торговли: приказом сверху белорусские магазины обязаны иметь в своем ассортименте, как минимум, 75 процентов отечественной продукции. Последний пункт особенно часто ставят в упрек властям представители европейских экономик. Однако если задуматься, для простого потребителя ничего плохого нет: встреченные одежда, еда, промтовары белорусского производства по качеству не вызвали никаких нареканий, а цены были более чем умеренные. Литр злополучного молока (3,5 процента) в магазинах в пересчете на наши деньги можно купить за 17 с половиной российских рублей, пол-литра сливок (10 процентов) за — 19. Самый дешевый шестирублевый пломбир вкусом оказался точь-в-точь как мороженое из детства. Пара туфель из натуральной кожи стоит тысячу рублей, свитер из шерсти — 500 (цены даны опять же в пересчете на российские деньги). В магазинах можно найти марочные молдавские и грузинские вина очень хорошего качества, если уж говорить об ассортименте.
Поразило то, как выглядит современный Минск. На главном городском проспекте Независимости — сталинские дома-глыбы. Проспект был полностью разрушен во время войны и отстроен заново. В пафосные гигантские дома тактично включены сохранившиеся в период военных лихолетий здания — церкви и постройки 17—19-го веков, бережно сохраненные и восстановленные. На каждом возрожденном доме висит табличка о том, что объект находится под охраной государства. Судя по их состоянию, это не просто слова: все отремонтировано или ремонтируется.
Выражение “город контрастов” к Минску подходит как нельзя лучше. Только что ты был в советском Минске, а свернул в переулок — и пред тобой старая Европа с ее замками, соборами и маленькими домиками. Первая половина 17-го века ознаменовалась появлением на территории Белоруссии большого числа церквей и монастырей. В это время в городе открылись Доминиканский монастырь (1622), бернардинские монастыри (1628, 1642), Свято-Космодамиановский монастырь (1619) и другие. Связано это с подписанием в 1596 году Брестской церковной унии, согласно которой Папа Римский объявлялся первоиерархом над всеми православными людьми. Влияние католических традиций чувствуется во всем. Одним из главных украшений города является Свято-Духов Кафедральный собор, в его иконостасе содержится ряд необыкновенных икон, в том числе чудотворная икона Божьей Матери, обнаруженная в Минске в 1500 году. Очень красива и Церковь Св. Симеона и Елены, больше известная как “Красный костел”. При власти большевиков здесь обосновался кинотеатр, а позже — киностудия. Лишь в 1990 году церкви возвращен ее прежний статус. Туристы замирают, любуясь мозаиками и красивыми церковными службами.
А на улице установлена современная скульптура, посвященная влюбленным. По старому центру можно гулять, забыв не только о текущем времени, а о времени вообще. Красные крыши домиков, уютные садики, причудливые заборы, кривые булыжные мостовые — эпоха поворачивается вспять, как минимум, на четыре века назад. Этот миг пытаются запечатлеть художники, которых здесь больше, чем обычных горожан.
Стоит только вывернуть из переулка, и ты снова непонятно в каком городе и в каком веке (может, в современной Америке?): Национальная государственная библиотека представляет собой стеклянное здание в форме бриллианта. Внутри есть скоростной лифт на смотровую площадку, музей, комнаты отдыха, тренажерные залы, бассейн. Местные жители шутят, что “там, помимо всего прочего, есть даже библиотека”. А архитекторы с мировой известностью вдохновляются белорусским артефактом.
Кстати, до пяти вечера на минских улицах лишь редкие туристы. Минчане показываются в небольшой послерабочий промежуток и тут же исчезают. Чуть позже на площадях появляется молодежь, ничем не отличающаяся от красноярской, кроме, пожалуй, одного момента. Улицы остаются чистыми с утра до позднего вечера. После того как группки молодых людей покидают насиженные места, мусора нет. Белорусская подруга только пожала плечами, мол, ну как-то так привыкли. Не иначе как запрет мусорить просто витает в воздухе, действуя на молодые умы. Хотя, может, дело не только в воздухе, а в общественном мнении, которое тут по-прежнему очень важно? Можно по-разному оценивать советские методы воспитания, но акция “Добробыт”, во время которой милиция выявляет злоупотребляющих спиртным и отправляет их на лечение, действительно приводит к большему порядку и на улицах, и в семьях.
Понятно, что трудностей современной Белоруссии хватает, не зря же трудовая миграция в Польшу достигла 20 процентов населения. Однако почему-то на лицах людей открытые улыбки, на дорогах порядок (на нерегулируемых переходах водители всегда уступают!), еда вкусная, продавцы вежливые. И в эту советскую Европу хочется вернуться еще.
Текст и фото Нина Фатеева
Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №120 от 14 августа 2009 года