Густав Климт «Влюблённые»
Густав Климт – австрийский художник. Родился 14 июля 1862 года. Один из самых ярких представителей венского модерна. Отец Густава всю жизнь занимался ювелирным делом. Мать – мечтавшая стать оперной певицей, родила 7-х детей, посвятила жизнь им. Густав Климт был вторым ребенком и старшим сыном.
Семья Климтов жила бедно. По сохранившимся документам средний заработок отца был в 5 раз ниже, чем у квалифицированного рабочего. На Рождество у Климтов не всегда был хлеб на столе, не то, что подарки. Финансовая напряжённость снизилась только после того, как дети выросли и стали зарабатывать сами.
Густав Климт, очень любил и ценил свою семью, особенно в зрелые годы, с приходом популярности, сопряжённой с резкой критикой. Семья стала для него местом, где он мог обрести желанное спокойствие и уединение. После смерти отца и брата Эрнста в 1892 году Густав стал основным добытчиком в семье.
Картина «Влюбленные» написана в 1908—1909 годах, считается ключевым произведением «золотого периода» творчества художника.
«Поцелуй» (второе название картины) — одно из самых популярных произведений художника и живописи австрийского модерна благодаря активному репродуцированию.
Ещё под названием «Влюблённые» и в незаконченном виде картина впервые демонстрировалась на Венской художественной выставке в 1908 году и сразу привлекла огромное внимание и вызвала восхищение её посетителей. Комиссия имперского министерства культуры и образования непосредственно во время выставки приняла единогласное решение о приобретении этого полотна Климта для недавно созданной Современной галереи, ныне — Галерея Бельведер. Цена составила 25 тыс. крон. (по тем деньгам это было целое состояние). Доработка картины заняла у Климта год: «Поцелуй» поступил в фонд галереи 22 июня 1909 года.
Климт переделал цветочную лужайку в левой нижней части полотна и орнамент на одеяниях, а также устранил анатомическую ошибку — удлинил голени стоящей на коленях женщины.
Картина квадратного формата размером 180 х 180 см написана масляными красками. Художник также использовал золотую фольгу (область фигур персонажей); золотую краску; серебро, платину, свинец.
На картине изображены слившиеся в объятии мужчина и женщина на краю усыпанного цветами луга над обрывом. Женщина стоит на коленях, её плечи подняты, одной рукой она прижимает к себе руку мужчины, а другой обнимает его за шею. Черноволосый мужчина в венке из зелёного плюща нежно целует женщину в щёку, его правая ладонь бережно поддерживает её лицо. Его лица почти не видно, а его фигуру скрывает длинное золотое одеяние, и поэтому нельзя однозначно сказать, стоит ли он тоже на коленях или только наклонившись. Головы и руки персонажей, написанные Климтом в другой манере, резко выделяются на фоне условно-плоскостного окружения.
С правой стороны луг внезапно обрывается в пустоту, и стопы девушки, стоящей на коленях, повисают над ней.
Существует несколько интерпретаций значения картины: одни исследователи считают, что Густав Климт изобразил пару в момент экстаза, с явным эротическим подтекстом. Другие же говорят, что пара давно знакома, они доверяют друг другу и их объятия – знак глубокого уважения и заботы.