Уроки, домашние задания, школьные будни - согласитесь, как здорово было об этом читать в книгах про Гарри и как же этого ужасно не хватало в фильмах!
Но как в кинематографе посчитали лишним освещать эту жизнь Гарри, так и мы, читатели, мало что знаем о внутренней кухне преподавателей Хогвартса. А ведь так интересно посмотреть на то, сколько работали разные учителя и была ли у них одинаковая нагрузка. Ну что, давайте обсудим ее?
Неравномерная нагрузка
Первое, на что стоит обратить внимание - что нагрузка у преподавателей все же не одинаковая
В принципе, это есть и в обычных школах: например, уроков иностранного или математики у магловских учеников значительно больше, чем музыки или ИЗО.
Но если в учебных заведениях эта проблема решается для преподавателей просто (условному учителю русского дают в работу одну параллель, а учителю музыки приходится обучать всю школу), то в Хогвартсе с этим возникает большая проблема, ведь учеников в школе всего ничего: четыре параллели (которые скорее можно назвать двумя, ведь в классе сразу обучается два факультета) и семь классов.
При этом есть предметы, которые проходят с первого курса (зельеварение, трансфигурация, история волшебства) и те, которые больше напоминают факультативы (прорицания, уход за магическими существами, руны), потому что начинают их изучать только с третьего курса, да и то это предметы по выбору, т.е. не обязательные.
Таким образом получается, что кто-то из учителей работает на износ со всеми параллелями на протяжении семи лет, а кто-то - только с одной параллелью по программе 3 - 7 курс.
Конечно, на 6 курсе у студентов появляется выбор, они могут отказаться от обязательных предметов (например, зельеварения), но все равно остаются люди, которые будут учить эти предметы на 6 и 7 курсах.
Т.е. преподавателям станет чуть легче (нужно проводить занятия только с одной параллелью, а не двумя), но не слишком.
Таким образом получается ужасное неравенство: в то время как одни работают больше и со всеми, другие получают уже относительно взрослых учеников, правда, в прекрасном пубертатном возрасте (13-14 лет), и одну параллель.
Бедные деканы
Не знаю, обратили ли вы внимание или нет, но самую страшную нагрузку, подобие отечественного классного руководства, получили... преподаватели основных специальностей.
Скажу честно: никто не любит кураторство. Оно пьет слишком много нервов. Это тебе и воспитание молодежи, и общение с родителями, и разбор полетов со студентами в любое время без учета выходных и праздников.
Поэтому это выглядит очень странно, что такую сложную, нервную работу, повесили на людей, у которых и так феноменальная нагрузка (обучение 1-7 курса), да не просто повесили один класс, а сразу целый факультет, т.е. 7 (7, Карл!) классов.
Ужас, честное слово. Как подумаю о МакГонагалл, которой ночами приходилось расписывать личные дела близнецов Уизли и траекторию их дальнейшего воспитания, так сердце кровью обливается.
Посчитаем ставку?
Так что в такие моменты всерьез подумаешь о том, что лучше работать прорицателем, чем зельеваром - и нагрузка меньше, и детей не так много, и классное руководство точно не дадут.
Но все же. Любопытно. Сколько часов в неделю работали разные учителя?
К сожалению, у нас нет полного расписания уроков Гарри. Да и понятно, что условия обучения в Великобритании несколько отличаются от отечественных (у нас ставка - 18 аудиторных часов в неделю).
Но если смотреть на косвенные факторы, то получается, что у преподавателей основных дисциплин уроки с детьми проходят от одного до трех раз в неделю (скорее всего, с каждым годом количество часов увеличивалось по нарастающей: на 1 курсе занятия раз в неделю, а на пятом - два или три).
Например, в день у учеников третьего курса было примерно четыре урока:
"— По–моему, Гермиона, они что–то напутали с твоим расписанием. — Рон заглянул ей через плечо. — У тебя по десять уроков в день. Столько в учебное время не умещается... Сегодня утром в девять часов у тебя прорицание, а под ним, тоже в девять, изучение маглов. И вот еще. — Рон пониже нагнулся над расписанием, не веря глазам. — Чуть ниже нумерология, и тоже в девять. Конечно, ты у нас самая умная. Но не до такой же степени, чтобы присутствовать на трех уроках одновременно"
Гарри Поттер и Узник Азкабана
Здесь Рон делает акцент на том, что у Гермионы 10 уроков в день, что в 3 раза больше, чем бывает обычно. Т.е. в день у детей примерно 4 занятия. Скорее всего, 2 до обеда и 2 после.
Таким образом высчитать нагрузку преподавателя условного зельеварения достаточно просто: как минимум 7 уроков в неделю (по одному уроку на курс) умножаем на 2, т.к. он ведет у двух параллелей. Итого получается 14 часов.
Если добавить к ним дополнительные уроки (скорее всего, зельеварение с курса 4-5 все же проводилось 2-3 раза в неделю), то получится примерно так: 1-3 курсы 1 час в неделю (3 часа) * 2 параллели = 6 часов в неделю.
4, 5 курсы - 2 часа в неделю на курс (т.е. 4) * 2 = 8 часов в неделю. И прибавляем 6, 7 профильные курсы (выбирают те, кому занятия нужны). Тут уж, скорее всего, будет 3 часа в неделю минимум, но на одной параллели. Итого 6 часов в неделю у старших курсов.
Таким образом получается, что Снейп, скорее всего, работал 26 часов в неделю. Прилично, скажу я вам. Хорошие такие 1,5 ставки. А если прибавить кураторство, то совсем жизнь медом не покажется.
Что же касается предметов, которые велись с третьего курса, то они, скорее всего, проводились из расчета 1-2 урока в неделю: 1 урок на 3 курсе, 2 урока на 4-5 и 2-3 урока на 6-7, т.к. это необходимо было уже для работы.
Скорее всего, из 4-х параллелей получался только один класс, так что нагрузка, вероятно, еле добиралась до пресловутых 18 часов (а по моим подсчетам так и вообще получилась 11).
В общем, тяжела и неказиста жизнь основного предметника.
А как думаете вы, сколько часов в неделю было у студентов на разных курсах по основным и факультативным дисциплинам?