Найти в Дзене
MisSova

Учебная нагрузка преподавателей Хогвартса: посчитаем ставку?

Оглавление

Уроки, домашние задания, школьные будни - согласитесь, как здорово было об этом читать в книгах про Гарри и как же этого ужасно не хватало в фильмах!

Но как в кинематографе посчитали лишним освещать эту жизнь Гарри, так и мы, читатели, мало что знаем о внутренней кухне преподавателей Хогвартса. А ведь так интересно посмотреть на то, сколько работали разные учителя и была ли у них одинаковая нагрузка. Ну что, давайте обсудим ее?

Не все преподаватели Хогвартса равны между собой. Снейп, например, часто перерабатывал. Коллаж автора
Не все преподаватели Хогвартса равны между собой. Снейп, например, часто перерабатывал. Коллаж автора

Неравномерная нагрузка

Первое, на что стоит обратить внимание - что нагрузка у преподавателей все же не одинаковая

В принципе, это есть и в обычных школах: например, уроков иностранного или математики у магловских учеников значительно больше, чем музыки или ИЗО.

Но если в учебных заведениях эта проблема решается для преподавателей просто (условному учителю русского дают в работу одну параллель, а учителю музыки приходится обучать всю школу), то в Хогвартсе с этим возникает большая проблема, ведь учеников в школе всего ничего: четыре параллели (которые скорее можно назвать двумя, ведь в классе сразу обучается два факультета) и семь классов.

При этом есть предметы, которые проходят с первого курса (зельеварение, трансфигурация, история волшебства) и те, которые больше напоминают факультативы (прорицания, уход за магическими существами, руны), потому что начинают их изучать только с третьего курса, да и то это предметы по выбору, т.е. не обязательные.

Таким образом получается, что кто-то из учителей работает на износ со всеми параллелями на протяжении семи лет, а кто-то - только с одной параллелью по программе 3 - 7 курс.

Конечно, на 6 курсе у студентов появляется выбор, они могут отказаться от обязательных предметов (например, зельеварения), но все равно остаются люди, которые будут учить эти предметы на 6 и 7 курсах.

Т.е. преподавателям станет чуть легче (нужно проводить занятия только с одной параллелью, а не двумя), но не слишком.

Таким образом получается ужасное неравенство: в то время как одни работают больше и со всеми, другие получают уже относительно взрослых учеников, правда, в прекрасном пубертатном возрасте (13-14 лет), и одну параллель.

Бедные деканы

Не знаю, обратили ли вы внимание или нет, но самую страшную нагрузку, подобие отечественного классного руководства, получили... преподаватели основных специальностей.

Скажу честно: никто не любит кураторство. Оно пьет слишком много нервов. Это тебе и воспитание молодежи, и общение с родителями, и разбор полетов со студентами в любое время без учета выходных и праздников.

Поэтому это выглядит очень странно, что такую сложную, нервную работу, повесили на людей, у которых и так феноменальная нагрузка (обучение 1-7 курса), да не просто повесили один класс, а сразу целый факультет, т.е. 7 (7, Карл!) классов.

Ужас, честное слово. Как подумаю о МакГонагалл, которой ночами приходилось расписывать личные дела близнецов Уизли и траекторию их дальнейшего воспитания, так сердце кровью обливается.

Посчитаем ставку?

Так что в такие моменты всерьез подумаешь о том, что лучше работать прорицателем, чем зельеваром - и нагрузка меньше, и детей не так много, и классное руководство точно не дадут.

Но все же. Любопытно. Сколько часов в неделю работали разные учителя?

К сожалению, у нас нет полного расписания уроков Гарри. Да и понятно, что условия обучения в Великобритании несколько отличаются от отечественных (у нас ставка - 18 аудиторных часов в неделю).

Но если смотреть на косвенные факторы, то получается, что у преподавателей основных дисциплин уроки с детьми проходят от одного до трех раз в неделю (скорее всего, с каждым годом количество часов увеличивалось по нарастающей: на 1 курсе занятия раз в неделю, а на пятом - два или три).

Например, в день у учеников третьего курса было примерно четыре урока:

"— По–моему, Гермиона, они что–то напутали с твоим расписанием. — Рон заглянул ей через плечо. — У тебя по десять уроков в день. Столько в учебное время не умещается... Сегодня утром в девять часов у тебя прорицание, а под ним, тоже в девять, изучение маглов. И вот еще. — Рон пониже нагнулся над расписанием, не веря глазам. — Чуть ниже нумерология, и тоже в девять. Конечно, ты у нас самая умная. Но не до такой же степени, чтобы присутствовать на трех уроках одновременно"
Гарри Поттер и Узник Азкабана

Здесь Рон делает акцент на том, что у Гермионы 10 уроков в день, что в 3 раза больше, чем бывает обычно. Т.е. в день у детей примерно 4 занятия. Скорее всего, 2 до обеда и 2 после.

Таким образом высчитать нагрузку преподавателя условного зельеварения достаточно просто: как минимум 7 уроков в неделю (по одному уроку на курс) умножаем на 2, т.к. он ведет у двух параллелей. Итого получается 14 часов.

Если добавить к ним дополнительные уроки (скорее всего, зельеварение с курса 4-5 все же проводилось 2-3 раза в неделю), то получится примерно так: 1-3 курсы 1 час в неделю (3 часа) * 2 параллели = 6 часов в неделю.

4, 5 курсы - 2 часа в неделю на курс (т.е. 4) * 2 = 8 часов в неделю. И прибавляем 6, 7 профильные курсы (выбирают те, кому занятия нужны). Тут уж, скорее всего, будет 3 часа в неделю минимум, но на одной параллели. Итого 6 часов в неделю у старших курсов.

Таким образом получается, что Снейп, скорее всего, работал 26 часов в неделю. Прилично, скажу я вам. Хорошие такие 1,5 ставки. А если прибавить кураторство, то совсем жизнь медом не покажется.

Что же касается предметов, которые велись с третьего курса, то они, скорее всего, проводились из расчета 1-2 урока в неделю: 1 урок на 3 курсе, 2 урока на 4-5 и 2-3 урока на 6-7, т.к. это необходимо было уже для работы.

Скорее всего, из 4-х параллелей получался только один класс, так что нагрузка, вероятно, еле добиралась до пресловутых 18 часов (а по моим подсчетам так и вообще получилась 11).

В общем, тяжела и неказиста жизнь основного предметника.

А как думаете вы, сколько часов в неделю было у студентов на разных курсах по основным и факультативным дисциплинам?