Горные породы, составляющие «твердь» Земли – это в подавляющем большинстве – соединения кремния и кислорода (силикаты) с другими элементами, в основном, с алюминием, натрием, калием, магнием, кальцием, железом, марганцем, титаном, которые и называются породообразующими. Других химических элементов гораздо меньше, но в некоторых местах они могут концентрироваться по тем или иным геологическим причинам, образуя месторождения. Алюмосиликат бериллия Al2Be3 [Si6O18] (берилл) – это главная руда бериллия, довольно редкого химического элемента, который используют для легирования сплавов, в производстве аэрокосмической и лазерной техники, в ядерной энергетике. В основе структуры кристалла берилла лежат кольца Si6O18, связанные тетраэдрами ВеО 4 в каркас. Нередко берилл содержит примесные элементы - щелочные металлы (до 6%), которые занимают свободные места в кристаллической решетке, а также железо, хром и ванадий. Именно комбинация последних придает бериллу уникальный цвет. Цвет берилла может быть желтым, желто-зеленым, голубовато-зеленым (аквамарин), бесцветным, розовым (цезиевый берилл – воробьевит). Но самый известный и самый красивый – изумруд, имеющий различные оттенки зеленого цвета. Он очень редок, так как требует необычного сочетания элементов бериллия и хрома в своем составе.
Уже более 4000 лет изумруды являются одними из самых ценных драгоценных камней. Наиболее качественными и известными являются самоцветы из Колумбии, Замбии и Урала. Большую часть изумрудов для мирового рынка добывает и производит Колумбия, по экспертным оценкам, на долю Колумбии приходится 55%, а по некоторым другим источникам - 70-90%.
С геологической точки зрения колумбийские изумруды считаются самыми чистыми изумрудами в мире, возможно потому, что колумбийские месторождения - единственные на земле, найденные в осадочных, а не в магматических вмещающих породах, они рождались в них при остывании гидротермальных жидкостей в трещинах породы из-за гигантских скачков температуры и давления.
Этот сложный процесс, связанный с тектоническими движениями плит, приведший к образованию горной системы Анд, способствовал элиминации примесных элементов, например, железа, в осадочной породе, в результате чего кристаллы изумруда стали более чистыми и совершенными. Но даже когда они добываются в одной и той же области, каждый отдельный изумруд имеет свой собственный уникальный вид, который отличает его от остальных. Темно-зеленый считается самым красивым, редким и ценным цветом для изумрудов, он встречается только в самых глубоких шахтах Колумбии.
С давних времен качество изумрудов Колумбии оценивалось очень высоко. Промышленную разработку месторождений в Колумбии начали только в 1940-х годах, но шахты работали с перебоями и часто простаивали. Настоящая революция в изумрудной добыче началась только в 70-х годах прошлого века, когда за освоение месторождений взялись частные лица.
Однако, из-за своей ценности на международном рынке колумбийские изумруды способствовали созданию большой незаконной торговли, что до сих пор обеспечивает непрерывный поток миллионов долларов ежегодно преступным организациям в Колумбии.
Добыча изумрудов в Колумбии ведется, в основном, в трех городах: Музо, Коскуэс, Чивор, хотя в стране есть и другие шахты, меньшие по размеру и по качеству камней.
Термины Muzo и Chivor не всегда относятся к конкретным шахтам, которые носят одно и то же имя. Вместо этого два термина, происходящие из местного языка коренных народов, часто описывают качество и цвет изумрудов. Muzo относится к теплому, травянисто-зеленому изумруду с оттенками желтого. Чивор, с другой стороны, описывает более глубокий зеленый цвет
Самое прибыльное и известное месторождение расположено в городке Музо, население которого составляет всего 9040 человек. Населенный пункт находится среди густых лесов в горах к северу от Боготы, всего в пяти часах езды (300 км) от столицы Колумбии. В XIX веке в шахте Музо был найден изумруд «Девоншира» (Изумруд герцога Девонширского, Музей естественной истории в Лондоне) весом 1383,96 карата (1 карат = 0,2г), который до сих пор является самым крупным в мире.
В наши дни изумруды в Музо добываются шахтным методом на глубине около 150 метров. Порядки на шахтах строгие: за рабочими следят проверяющие, которые контролируют процесс раскопок и смотрят за тем, чтобы шахтеры не выносили с собой найденные экземпляры камней. На месторождениях местные жители почти всегда за работу получают только еду, и то это только лишь миска похлебки. Они проводят под землей до 12 часов в сутки без каких-либо мер предосторожностей, в работе применяют только самые простые орудия и небольшие взрыватели, на которые они получают разрешения после недельного курса обучения, организованного полицией. Работникам разрешается брать себе после взрыва в шахте горсть камней, в надежде на то, что в них окажутся изумруды. Но даже это гораздо больше того, что получают гуахеро в Музо.
Гуахэро – в переводе с испанского означает «простой крестьянин». Гуахэро собираются вокруг шахт и просматривают обломки, надеясь найти в куче грязи драгоценные камни. Но шахтеры и так промывают породы по три раза, чтобы ничего в них не упустить. Тем не менее мелкие камни все же попадаются. Один раз в день с месторождений сбрасываются не отсортированные камни, и борьба за них среди местных жителей зачастую сопровождается драками и насилием. Гуахеро работают по 15 часов в сутки, перемещаясь от одного месторождения к другому. Иногда они могут работать годами, так и не найдя ни одного стоящего изумруда. Все найденные изумруды они продают местным торговцам, а те в свою очередь переправляют камни в Боготу, откуда изумруды и попадают на международный рынок.
Следует отметить, что товарные изумруды ювелирного качества добываются в Колумбии в довольно большом количестве, однако, изумруды высокого и сверхвысокого качества встречаются крайне редко. Колумбийский самоцвет может иметь включения в виде жидкости, пузырьков газа и мелких частиц близлежащих пород, что сильно удешевляет изделие. Однако, чистый камень без примесей практически не встречается в природе, что отличает его от искусственных «собратьев».
Большую часть добываемых изумрудов во всем мире подвергают специальной обработке. Она необходима, так как зеленые самоцветы имеют неровную структуру, которую необходимо сгладить. Делают это с помощью технологии промасливания, известной еще с древнейших времен: первое упоминание промасливания имеется в так называемом Стокгольмском папирусе, который был написан около 400 лет до н.э. Суть технологии заключается в заполнении пустот на поверхности изумруда маслом, чаще всего кедровым. Масло застывает, в результате получается гладкий и ровный камень. А изумруды самого высокого качества практически не имеют неровностей и пустот, поэтому для их совершенствования достаточно только огранки.
Таким образом, ценность драгоценного камня зависит от его размера, чистоты, цвета и блеска. Темно-зеленый считается самым красивым, редким и ценным цветом для изумрудов и встречается только в самых глубоких шахтах Колумбии, в самом «сердце» страны. Самоцветы Колумбии имеют сочный насыщенный цвет и яркое сияние. По сравнению с ними, например, бразильские изумруды более тусклые и практически не имеют включений. Редкой находкой в Колумбии является «трапиче-изумруд» с примесью графита, который красиво распределяется внутри камня в виде звезды.
Твердость изумруда - 7,5 – 8 единиц по шкале Мооса, по этому показателю его можно отличить от камней – «имитаторов», твердость которых значительно ниже.
Изумруды, в целом, встречаются в двадцать раз реже, чем алмазы, поэтому колумбийский изумруд весом больше 5 карат и без единого дефекта стоит гораздо дороже, чем алмаз. Стоимость такого экземпляра - не менее 10 000 долларов за 1 карат. Если же качество немного хуже, то цена опускается до 7 000 долларов. Вообще цены на высококачественные колумбийские изумруды могут достигать 120 тысяч долларов за карат.
Колумбийские изумруды по праву считаются эталонами качества. Насыщенный травянистый оттенок, невероятная чистота и глубина этих камней вдохновляют ювелиров на создание великолепных украшений, которые могут превосходить по стоимости и красоте изделия с бриллиантами. Крупные экземпляры изумрудов поражают воображение бездной цвета и блеском граней.
Однако, судьба этих украшений – красоваться на витринах музеев или частных коллекций и лишь в очень редких случаях – блистать на руках и шеях их счастливых обладательниц. Все остальное время они проводят в бархатных темницах хранилищ банков, подальше от алчных глаз мошенников и воров.
В настоящее время на рудник Музо организованы туристические экскурсии. Можно самому увидеть, где и как добывают самые красивые в мире изумруды, порыться в куче отходов производства: а вдруг там завалялся именно для Вас неучтенный изумрудик, посетить музей и полюбоваться великолепными экземплярами, найденными в природной кладовой, зайти в магазинчик или лавку и приобрести чудесный зеленый кристаллик волшебной красоты из самого сердца Колумбии на память об незабываемом путешествии в эту удивительную страну.
#anytravelcolombia #колумбия #изумруды #изумрудывколумбии #музо