Строго говоря, эта молодая женщина не занимала российского трона ни одного дня. Формально правил ее сын. А она со своим супругом состояла при нем в регентах. В общем-то, почти так и определила ее тетушка. Правда, она регента другого оставила, но нашлись те, кто все переиграли. В целях справедливости, конечно. На свою голову и голову этой бедной девочки. Ведь Анне Леопольдовне на тот момент, когда она оказалась правительницей Российской империи было неполных 22 года. Конечно, не так уж и мало. Но и совсем немного.
Анну Леопольдовну нашлось кому ославить. В свое время постаралась Елизавета Петровна и ее соратники. Надо же было объяснить, с чего бы это она свергла малолетнего императора и его родителей, которым недавно присягала. В наше время по ней от души оттоптался Валентин Пикуль. Он, конечно, не любил немцев вообще всех. И было за что. Но вот Анну Леопольдовну он незаслуженно превратил в глупую лентяйку, каковой она однозначно не была. Да, она была слишком наивной и доверчивой для трона. Но не ленивой и не глупой.
Во-первых, она много читала. Вот реально много. И на тот момент это вызывало удивление и непонимание. Потому что читать и, главное, любить читать русскую аристократию научит другая императрица – Екатерина. Анна Леопольдовна просто не успела. Да, в основном она любила читать всякие романтические истории. А вы, мои читатели, точно читаете только классиков и научные труды? Наверняка, нет.
Почему-то принято считать, что Анна Леопольдовна не занималась делами. Это, знаете ли, калька с несколько более позднего времени. Это Елизавета Петровна могла забить на дела и отправиться на богомолье или устроить гулянку на месяц –другой. Анна Браунгшвейская работала. За время ее правления было принято 185 законодательных актов. Учитывая, что у руля империи она продержалась чуть больше года – результат впечатляет. По одной законодательной бумаге в два дня. Это серьезно. Недаром о ней осталось такое воспоминание:
«Дела же слушать и решать не скучала она ни в какое время…»
Еще одно совершенно занятное мнение – о немецком засилье, которое при Анне Леопольдовне стало совсем невозможным, так что возмущенные гвардейцы устроили патриотический переворот. Ну начнем с того, что далеко не все гвардейцы приняли участие в том самом перевороте. И возглавляли его такие «русские» патриоты как француз Лесток и немецкий выкрест Грюнштейн. Ах да! Ведь Анне Леопольдовне объявила войну Швеция! Знаете, с какой формулировкой? Я вам подскажу:
«для спасения русской нации от чужеземного притеснения и бесчеловечной тирании»
То есть шведы шли освобождать Петербург от немцев. Правда, заодно и от русских.
Так вот эта самая «тиранша» вообще-то первым делом, оказавшись у руля, занялась тем, что вернула из ссылки Долгоруковых, организовала поиски первой любви своей тетушки Елизаветы Петровны – Алексея Шубина на Камчатке. Тетушка потом «отблагодарила» племянницу за заботу в полной мере. Вернула из ссылки всех, кто уцелел по делу Волынского. И даже Бирона, который хотел отставить ее в сторону, Анна распорядилась всего лишь отправить в ссылку.
Нет, немцы, конечно, у трона были. Но я не совсем уверен в том, что хитрая лиса Остерман был так уж плох для империи – он был совершенно точно не хуже тех, кто оказался у руля после. Тем более, что проавстрийская политика так и продолжилась. Да, Анна Леопольдовна была неравнодушна к Линару. Да, толковый и даже геройский офицер Антон Ульрих, не кланявшийся на войне пулям, не справился с «медными трубами» и несомненно зарвался, сделав ненаглядного себя генералиссимусом. Что было, то было. Все-таки некоторая наивность и неопытность сказались.
Но с другой стороны все эти Линары, Антон Ульрих, Юлиана Менгден и прочие, не то чтобы обобрали до нитки страну. У них этого как ни странно даже в мыслях не было. Более того, Анна Леопольдовна, вы удивитесь, категорически не рвалась к роскоши:
«…чтоб отныне вновь богатых с золотом и серебром и из других шелковых парчей и штофов дороже от трех до четырех рублей платьев никто из Наших подданных делать не дерзал…»
И даже совершать «патриотический переворот» в пользу «дщери Петровой» пошли совсем не все гвардейцы. А Преображенский полк. Потому что к Семеновскому полку заговорщики даже обращаться, например, не стали. Так как им командовал Антон Ульрих и семеновцы его ценили. Кстати, и лучших солдат среди заговорщиков в преображенцы тоже отобрал он. И тут мы приходим к главной ошибке этих не самых плохих людей. Чудовищная наивность. Особенно Анны Леопольдовны.
Она искренне верила своей тетушке, тому, что ей говорят, и тому, что она правительница империи по праву и это право никто не оспорит. Несмотря на то, что ей не один раз говорили, что тетушка мутит заговор. И вот эта наивная вера в людей, в свою двоюродную тетку, которой она не сделала ничего плохого, в итоге Анну Леопольдовну и ее детей и сгубила.
Увы, но наивные, романтичные женщины на русском троне не задерживаются. Тут нужны мастера политического маневра. Как это не один раз доказывала история XVIII века и не только.
-------------
Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.