Мы разные, но всё же слеплены из одного теста. И даже мистер «Суровое Лицо-2022» хоть раз да ухмыльнётся от удачной шутки или зардеется от доброго слова. Даже если не расскажет об этом.
Однако всегда ли уместно оставаться в позитивном диапазоне? А что, если у вас серьёзный блог врача или преподавателя? Может, лучше держать слог в железных узах, а то как бы беды не случилось?
Любой текст может быть позитивным. Важна лишь мера
Возьмём насквозь пропитанный бюрократическим языком текст. Далеко идти не надо — они преследуют нас повсюду. От объявления в подъезде до инструкции к фену. Даже такой неулыбчивый текст можно спасти щепоткой позитива.
Взгляните вот сюда:
«В связи с введением с 01.09.20 официальной униформы просьба каждому сотруднику ознакомиться с приложением к настоящему документу, содержащим...»
А теперь сюда:
«Друзья-коллеги! Новости такие: с 1 сентября каждый из нас (руководство в первую очередь) облачится в новые наряды. Да-да, теперь всё будет по-взрослому. Непривычно, конечно, но мы искренне надеемся, что вам понравится эта униформа. Загляните в приложение. Дизайнерскими изысками одежда не отличается, но вы ещё не знаете, как она удобна! Например, карманы...»
Я не призываю паясничать: это умаляет ценность послания. К тому же, не каждый текст (и условия его размещения) достаточно гибок. Читатель серьёзного материала может воспринять шутку и какую-либо вольность оскорбительно. Но капелька доброты и простоты всё равно не помешает.
Дружелюбием можно взломать двухметровый арктический лёд. Окрасить не самую приятную новость в выгодный оттенок. Разрядить обстановку. И достичь ещё миллион и одну микроцель.
Скажем, у вас массовое производство одежды. Всё идёт прекрасно. И вдруг с болезненным стоном ломается какой-то важный станок, папа станков. Работы на какое-то время встают.
Плохо? А то. До выхода новой коллекции пальто всего 2 недели. Новость грустная. Но положение поправимое. Как успокоить и воодушевить аудиторию через текст? Например, вот так:
«[серьёзная речь]
Но не переживайте! Мы уже нашли решение, и это просто чудо какое-то.
[серьёзная речь]
Представляете: всего 3 дня на ремонт! Выход новой коллекции хоть и сдвинется, но не критично: к середине ноября всё будет готово.
А самое главное — в подарок к каждому пальто вы получите изящные осенние перчатки на выбор!».
Покупатели уже и рады тому, что сломался злосчастный станок. Ведь они бесплатно обзаведутся качественной парой перчаток! Ради этого можно потерпеть пару недель прогулок в старом пальто.
Если текст пропитан заботой, позитив проникает туда сам. Подумайте о читателях. В каком они настроении? Как они отреагируют на ваше сообщение? Чем можно их утешить, обнадёжить, порадовать?
Меру весёлости определяете вы сами. Со временем становится легче чувствовать перебор или недобор позитива в тексте.
«Но как быть, если я не стендапер?»
Никто не говорит, что нужно каждую минуту выстреливать остроумной мыслью. Мы все воспитаны по-разному, росли в определённых культурах, отличаемся характерами. Кто-то стеснителен и боится привлекать к себе внимание.
Скажу очевидную, но важную вещь: ты никогда не предугадаешь, кому и что придётся по душе. Ведь в общении с друзьями так же. Пошутил удачно, а никто не понял :) Не существует страховки от таких ситуаций.
На первых порах может понадобиться чуть больше времени на то, чтобы внедрять позитив. Но помните: лучше рискнуть (тем более, если ставки минимальные), чем разместить деревянный текст.
А теперь пять простых, но эффективных советов.
1. Подбирайте неожиданные сравнения
Оцените написанные строки глазами будущего читателя. От чего он рассмеётся или улыбнётся? Можно ли смешным или непредсказуемым образом объяснить какое-то явление?
Вот так: «В зоопарке была птица, на ногах которой я заметила какие-то узоры»?
Или вот так: «Ноги этой птички — словно в ажурных капроновых колготках»?
2. Пользуйтесь понятными аналогиями, говорите о знакомых вещах
Если пишете для людей без образования, пожалуйста, не трогайте адронный коллайдер. Это я утрирую :) Если в тексте нужен пример, или вы хотите создать доверительную атмосферу, наклонитесь к читателям. Прислушайтесь, о чём они говорят между собой. И скажите их словами. Упомяните то, что гармонично вписано в их картину мира. Намекните, что у вас есть что-то общее.
Например: вместо «она изрекла сентенцию» — «добрых полчаса учила меня жизни», вместо «перманентный» (кроме макияжа и других профессиональных понятий) — «вечный, как баба Валя на лавочке у подъезда». Не обращайте внимания, это я опять развлекаюсь :)
3. Регулярно получайте порцию здорового юмора
Составьте себе выборку каналов/блогов/подписок на Ютуб с качественным непошлым юмором. Кто/что смешит вас больше всего? От чего вы получаете заряд энергии и можете легче и задорнее работать? Каждый день выделяйте 15-20 минут, чтобы посмотреть (а лучше — почитать) что-то вдохновляющее.
Сохраняйте списки забавных комедий и книг: в соцсетях такие подборки встречаются часто. Помню, как хохотала в голос, читая книги «Трое в лодке, не считая собаки» и «Моя семья и другие звери». Мастер-класс доброго юмора. Даже несмотря на недостатки перевода.
Делайте скрины понравившихся выдержек. Выписывайте их на листочек и прикрепляйте в комнате на видное место. Для таких целей я специально купила маркерную доску. Если мне хочется, чтобы какая-то цитата или принцип отложились по подкорке мозга, я записываю их на доске. В течение дня невольно поднимаю к ней взгляд. И это работает.
4. Сбивайте привкус обвинения и безнадёжности
Проверьте, нет ли в тексте категоричных суждений о читателе/ситуации/будущем/чём угодно. Если вы и подняли какую-то проблему, то не слишком ли много абзацев ей отведено? Присутствует ли в тексте решение? А подано ли оно с заботой?
Посыл в тексте — как мяч. Его можно швырнуть что есть силы товарищу по игре, когда тот даже не ожидал. А можно окликнуть своего друга, и постараться бросить мяч с умеренной силой чётко в руки.
Будем писать бережно, как будто своим друзьям.
5. Не говорите так, как не сказали бы в жизни
Иными словами, слушайте и слышьте себя. Например, создавайте диктофонные записи. Можно таким образом текст поста наговорить. Конечно, способ не стопроцентный. Но кое-что почерпнуть можно: речевые обороты, шутки, пришедшие в голову лишь на мгновение, сам тон речи.
Задавайте себе вопрос: сказал бы я так собеседнику в лицо? Тогда появится желание что-то смягчить, что-то упростить, а чего-то не говорить никогда, даже под пытками :)
Вперёд к позитивным текстам!
Позитив убеждает, влюбляет, успокаивает. Тебя автоматически переводят из ранга незнакомца в ранг приятеля.
Искренне рекомендую прочитать на досуге книгу Петра Панды «Тексты, которым верят». Я всегда ценила позитив и в жизни, и в текстах. Но с подачи автора ещё больше прониклась этой идеей. Поняла, как мощно работают простота и экспертность вкупе с парой добрых слов. В общем, must read.
Как вы понимаете, позитивные тексты и продают лучше. Сухие описания товаров и услуг давно сдали позиции. Перечисление материалов и характеристик — необходимо, но без эмоций и заботы — бездушно. Улыбнитесь читателю через текст, и он охотнее откроет кошелёк или приложение «Сбербанка» :)
Большущее спасибо всем дочитавшим! У меня в планах ещё много статей, так что подписывайтесь и смело предлагайте идеи для новых текстов.