Вчера мне наконец удалось попасть на неё.
Несмотря на то что в ГМИИ им А.С.Пушкина всегда есть зал номер 1 с экспонатами египетского периода и всё, что показывают на выставке, принадлежит собранию музея, то, как выставка заиграла в выставочных залах, — невероятно. Эти предметы искусства совершенному по-новому для меня раскрылись. Красивая, интересная, завораживающая египетская сказка!
Меня особенно впечатлила работа художницы-оформителя выставки Анны Каменских. Создаётся ощущение, что находишься в египетском дворце или пирамиде.
Это полотно — расписанный кусочек льна, в который заворачивали мумии, как в саван, во время мумификации. Судя по росписи, он принадлежал зажиточному человеку. На куске ткани изображён момент, как бог Осирис забирает молодого человека для того, чтобы повести его к Анубису в жизнь после смерти.
В России мумии не разворачивают. Это противоречит правилам искусства.
Для этой выставки Курчатовский институт просветил их на рентгенах. Теперь про мумии, хранящиеся в музее, можно с уверенность сказать, какого они пола, возраста, было ли что-то сломано у этого человека, например.
Эта серия — маски. Лица из разного материала накладывались сверху на один из подвидов саркофагов. Человеку в загробном мире же тоже нужны были глаза, нос, рот, уши.
Часть коллекции была собрана и подарена музею основателем русской школы египтологии Владимиром Голенищевым. Маленький саркофаг — тоже предмет его коллекции. Оказалось, что мумия в нем настоящая, а сам саркофаг — 19 века. При покупке Голенищева обманули и это стало известно только после рентгена Курчатовского института.
Этот саркофаг принадлежит обеспеченной египетской женщине. На нём — целая история ее смерти, мумификации, того, как ее забрали в загробный мир боги Древнего Египта и как прекрасно ей там будет житься.
Ну а вот сами мумии. Немного устрашающе. Нельзя сказать, что приятно на них смотреть, но они абсолютно сухие, не пахнут. Сегодня про них рассказывают много интересных историй. Благодаря рентгенам, сейчас стало понятно, что среди них есть молодая женщина, взрослый мужчина.
Одна из мумий была в знаменитом доме Морозова. Она находилась при входе неподалёку от телефонной будки. Экскурсовод посоветовала прочитать рассказ «Похороны мумии» Константина Коровина. В нем рассказывается, как человек подошёл к телефонной будке, чтобы позвонить, но, увидев мумию, решил, что ее лучше похоронить. Как полагается по-христиански, её похоронили в саду Морозова и даже устроили поминки. Спустя много лет, ее раскопали и теперь она находится в Пушкинском музее. Речь идёт о мумии, которая находится правее.
На мумии ниже можно увидеть красиво забинтованные ноги — это говорит о состоятельности человека.
Ещё одна история связана с войной. Во время Великой Отечественной войны музей сильно пострадал, разбилась стеклянная крыша, в нем естественно стало влажно и ветрено. Многие предметы искусства были на грани исчезновения. Увидев, что начинаются проблемы с мумиями, позвали «мумийного доктора» — эксперта из мавзолея Ленина, который предложил перенести их в сухое помещение. Мумии «пришли в себя»))
Спустя некоторе время после того, как мумий перенесли в сухое помещение, из комнаты, где они находились, послышался стук в дверь. Оказывается, там начался пожар. Примечательно, что за дверью никого не было. Шутят, что мумии постучались сами, чтобы спастись)))
Было и много забавных ситуаций. Например, очень редко можно найти комплект, где сохранился и саркофаг, и мумия. Было мнение, что в коллекции Музея есть мумия и саркофаг, подходящие друг другу. После рентгена выяснилось, что саркофаг женский, а мумия — мужчина.
Как такое могло произойти? Многие хотели сделать выгодную продажу и соединяли мумию и саркофаг, которые совпадали по размеру))
Это один из самых красивых саркофагов. Необыкновенное нагрудное украшение, высеченное на дереве.
Также с собой в загробный мир брали всё, что будет необходимо для жизни там. Если состоятельный человек любил плавать на корабле, то он мог взять с собой и корабль. Если не было возможности взять корабль в полную величину, делали уменьшенную версию.
На нижней картинке нарисованы даже тапочки для комфортного проживания в загробном мире. Мне очень понравился гребешок с лошадкой. Красивые жуки-скарабеи, женские украшения.
Это сам процесс мумификации. Органы доставали через маленький надрез под левым ребром и раскладывали по сосудам. Сосуды клали в другой сосуд побольше. Менее обеспеченным все органы сразу складывали в сосуд поменьше или просто в льняной мешочек.
Здесь изображены элементы мумификации: опилки, застывшая глина. Их вкладывали в тело, чтобы при усыхании оно не потеряло форму.
Выставка завершается фаюмскими портретами, очень художественными. В мире довольно мало картин, написанных на золотом фоне. Это, в основном, иконы.
Фаюмские портреты в Римскую эпоху заменили картонажную маску. В бинты вставляли портрет умершего на тонкой деревянной дощечке или рисовали лик прямо на льняной пелене, в которую тело заворчали. Золотой фон и венки указывали на состоятельность человека.
Выставка продлится до 31 мая. Настоятельно рекомендую!!!🤍Билеты можно купить здесь.
И спасибо огромное нашему лектору-экскурсоводу Виктории Аптекман - это невероятное наслаждение слушать ее.