Что вы знаете о российском джазе?

"ТЕА-джаз" Леонида Утёсова
"ТЕА-джаз" Леонида Утёсова

Российский джаз ведёт свою историю с 1 октября 1922 года — именно тогда в Москве состоялся первый джазовый концерт оркестра Валентина Парнаха.

Поэт, музыкант и хореограф
Валентин Парнах впервые услышал джаз в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением. Он вернулся в Советский Союз с комплектом инструментов для джаз-банда. Репетировали всего месяц...

В день премьеры на сцене Центрального техникума театрального искусства — нынешнего ГИТИСа — собрались будущий писатель и сценарист Евгений Габрилович, актёр и художник Александр Костомолоцкий, Мечислав Капрович и Сергей Тизенгайзен. Габрилович сидел за роялем: он хорошо подбирал на слух. Костомолоцкий играл на ударных, Капрович — на саксофоне, Тизенгайзен — на контрабасе и ножном барабане. Всё равно контрабасисты отбивают ритм ногой — решили музыканты.

На этом концерте присутствовал Всеволод Мейерхольд, для которого джазовые ритмы стали созвучны его «биомеханике». Вскоре Первый джаз-бэнд Парнаха принял участие в спектакле «Великодушный рогоносец» и до 1927 года постоянно играл в спектаклях Мейерхольда.

Александр Цфасман – первый советский джазмен, окончивший консерваторию. Джазом он «заболел» ещё в студенчестве. Между карьерой академического пианиста, исполняющего классику, и руководителем джазового оркестра он выбрал второе.

Современники великого джазмена вспоминали, что он не утруждал себя долгими репетициями.

«Кому Бог дал играть и понимать, тот играет. А репетировать - ну, часом больше, двумя меньше»

Оркестр Александра Цфасмана, с именем которого связана значительная часть истории джаза в СССР, был не только первым музыкантом, кто исполнил джаз в эфире советского радио.

Самым большим свидетельством успеха коллектива стала первая советская джазовая грампластинка, записанная Цфасманом и его товарищами на студии Музтреста. На ней было всего две композиции — «Аллилуйя» Винсента Юманса и «Семинола» Гарри Уоррена, которые завоевали огромную популярность у советских слушателей.

Кстати, композиция «Аллилуйя» три раза упоминается в романе «Мастер и Маргарита»: в сцене в ресторане «Дома Грибоедова»; фоном она звучит на патефоне в больнице; джазовый оркестр играет её на балу Воланда.

-2

Леонид Утёсов влюбился в джаз после посещения Европы. Вернувшись из Франции, он взялся за разработку собственной программы в новом и неизвестном тогда в СССР жанре. Так появился «Теа-джаз» — театрализованный оркестр, дебютировавший в 1929 году в Ленинграде. Концерт стал настоящей сенсацией. Подобного зрелища публика никогда не видела: музыканты играли, пели, танцевали, вели диалоги. Утёсов сделал джазовую музыку доступной для публики и приблизил ее к народно-песенным традициям.

В 1934 году Утёсов снялся в главной роли в джаз-комедии «Весёлые ребята» (режиссёр — Григорий Александров), благодаря чему стал одним из самых популярных киноактёров в СССР.

В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание Народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания.

За свою карьеру Утёсов не раз сталкивался с нападками критиков, которые не желали принимать его творчество и манеру исполнения. На все замечания Леонид Осипович отвечал:
«Я пою не голосом — я пою сердцем».

Олег Леонидович Лундстрем возглавил крупнейший в Советском Союзе джазовый оркестр, который существует уже более 80 лет. Старейший биг-бенд был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Будущий джазмен начал заниматься музыкой ещё в детстве, сосредоточив свой интерес на скрипке. В 1934 году музыкант основал свой оркестр в городе Харбине (Китай). На его создание вдохновила пластинка Дюка Эллингтона, которую он нашел в местном магазине.

В 1935 году оркестр переезжает в Шанхай, где приобретает большую популярность благодаря выступлениям в престижных отелях и ресторанах. В репертуаре Лундстрема были не только американские стандарты, но и аранжировки на русские песни, например, «Песенка о Капитане» Дунаевского, «Катюша» Блантера, «Чужиe гoрoдa» Вертинского.

В 1947 году музыканты возвращаются на родину, обосновавшись в Казани. 1 октября 1956 года состоялось официальное рождение оркестра. Министр культуры РСФСР подписал приказ о его создании. Следующие 50 лет Оркестр гастролировал по более чем 300 городам Советского Союза и за его пределами, в том числе на фестивалях в Варшаве, Праге, Вашингтоне и Санта-Барбаре.

Лундстрем руководил джазовым оркестром до конца своей жизни. В авторском багаже маэстро – симфонии, сюиты, сонаты, романсы, а также музыка к драматическим спектаклям и к кинофильмам.

В 20 лет Анатолий Кролл создал джазовый оркестр в Тульской филармонии. Тульский биг-бэнд стал настоящей «кузницей» джазовых кадров и центром притяжения молодых талантливых музыкантов со всей страны.

В 1967 он Кролл своим коллективом принял участие первом в СССР международном джазовом фестивале в Таллине на одной сцене с американскими и европейскими джазменами.

Анатолий Кролл написал музыку к фильмам, ставшими классикой отечественного музыкального кино: «Мы из джаза» (1982) и «Зимний вечер в Гаграх» (1985) режиссера Карена Шахназарова.

Важнейшим направлением деятельности Анатолия Ошеровича стала организация концертов и фестивалей. Кролл выступил в качестве продюсера многих мероприятий, среди них — ежегодный фестиваль «Все цвета джаза», конкурс «Гнесин-джаз» и другие.


«Готов заявить, что я целенаправленно пропагандирую понятие российского джаза! Мы вполне способны воспитывать звёзд мирового джаза. И если не научимся оценивать свои же собственные достижения, то у нас нет будущего», — говорит Анатолий Ошерович.

19 мая Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана даст концерт, посвящённый грядущему столетию Российского джаза. В программе — музыка пионеров отечественного джаза и современных композиторов. Зрителей ждут занимательные истории, великие мелодии и легендарные имена. 12+

Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана
Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана