Найти в Дзене
Новый учитель

Каким должен быть современный учитель: ролевая модель «безопасного» взрослого

Оглавление

Многие молодые учителя задаются вопросом: каков эталон современного учителя? Конечно, владение последними методиками преподавания и новейшими образовательными технологиями — большой плюс, но даже это не гарантирует, что учитель будет успешным, а дети достигнут всех образовательных результатов. В этом материале мы решили рассказать о базовых характеристиках хорошего учителя — безопасности и ответственности.

Что значит быть безопасным?

Безопасный взрослый не создает физической или психологической опасности для учеников, не применяет психологическое давление и манипуляции, к которым можно отнести повышение голоса, сарказм и шантаж отметками («Если будешь плохо себя вести, поставлю два»). Непоследовательность учителя, непроговоренные ожидания и несправедливые наказания тоже создают психологическую опасность для учеников — избежать этого поможет система правил и последствий, о которой мы писали в материале про дисциплину на уроке. Безопасный учитель — гарант физической и психологической безопасности каждого ученика в классе.

Примеры безопасного поведения учителя:

  • учитель отпускает ученика в туалет во время урока по условному сигналу (например, ученик поднимает руку и указывает на дверь, учитель молча кивает);
  • учитель во время работы с нарушениями сохраняет спокойный беспристрастный тон, оценивая действия ученика, а не его личность;
  • учитель вмешивается в ситуации, когда один из учеников совершает обидные или неуважительные действия по отношению к другому ученику;
  • учитель заранее проговаривает правила и последствия в классе и регулярно напоминает детям о них.

Примеры небезопасного поведения учителя:

  • учитель не отпускает ученика в туалет, говоря что «надо раньше было думать»;
  • учитель во время работы с нарушениями поведения говорит эмоционально, оценивает личность ученика, обвиняет («ты вечно опаздываешь», «ты срываешь урок», «если бы вы вели себя лучше, я бы не задала большое домашнее задание»);
  • учитель не вмешивается в ситуации, когда один из учеников мешает другому;
  • учитель внезапно и некорректно применяет последствия (например, ученик нарушил правило, а учитель поставил ему двойку за урок).
-2

Что значит быть ответственным?

Ответственный взрослый обеспечивает достижение образовательных результатов каждым учеником. Он выстраивает учебный курс с опорой на имеющиеся знания учеников, планирует урок от образовательного результата, а не наоборот, активно вовлекает детей в занятие в рамках деятельностного подхода. Такой учитель использует теорию «видимого обучения», умеет управлять классом и выстраивать дисциплину.

Важно, чтобы учитель поддерживал всех учеников, чтобы они смогли достичь больших образовательных результатов, например, с помощью позитивной обратной связи (о ней мы писали в материале о том, как мы учимся) и эмоциональной поддержки.

Примеры ответственного поведения учителя:

  • учитель имеет надежные (видимые) доказательства того, как каждый ученик достиг/не достиг целей урока;
  • учитель вовлекает всех учеников в выполнение заданий;
  • у каждого ученика на уроке есть много активной деятельности (>30% урока);
  • учитель постоянно дает детям обратную связь по тому, на каком этапе достижения образовательных результатов они находятся;
  • учитель задает высокие академические ожидания и транслирует их ученикам;
  • учитель создает ситуации успеха ученикам и вдохновляет их на обучение;
  • учитель дифференцирует материал на уроке.

Примеры безответственного поведения учителя:

  • у учителя нет доказательств того, что дети достигли целей урока, например, он судит «по глазам» и тому, что «все так активно работали»;
  • учитель не вовлекает ученика в выполнение задания, так как «он нам мешает, пусть спокойно в телефоне посидит, а мы поработаем»;
  • учитель, в основном, работает фронтально или во фронтальном диалоге;
  • ученики получают обратную связь в основном уже после прохождения больших тем (в виде проверочных или контрольных работ), когда исправить что-либо уже поздно;
  • учитель говорит: «Эту тему мы с вами брать не будем, у вас и так с математикой плохо. Не знаю, как вы будете сдавать ОГЭ»;
  • учитель не дифференцирует материал, утверждая: «Я даю всем одно, а кто сколько сможет взять — зависит от учеников».

Исследователь образования Билл Роджерс в своей книге «You know the fair rule» приводит результаты нескольких фундаментальных исследований о стилях преподавания разных учителей. Ученые выделили три основных подхода к управлению: попустительский, автократический и демократический.

-3

«Попуститель» — это учитель, придерживающийся принципа невмешательства. Он позволяет детям делать практически все, что они хотят, и всячески поощряет это. Например, непоследовательно применяет правила или часто уступает, что сохранить мнимый мир.

«Автократ» в основном говорит детям, что делать, и большинство детей становятся послушными. Это вовсе не значит, что ученики активно вовлечены в процесс обучения или счастливы на уроке. Этот подход опирается на открытую власть и постоянный контроль учителя (но только когда тот находится рядом). Если дети не слушаются, учитель может использовать грубое и мелочное словесное обращение (или его легкие формы вроде сарказма или высмеивания детей).

«Демократ» стремится привлечь к сотрудничеству и готов помогать ребенку в принятии собственных решений, даже когда ученик нарушил правило и ждет последствий. С детьми разговаривают, помогают и ставят задачи таким образом, чтобы сотрудничество, независимость, самомотивация и самоконтроль стали наиболее вероятными результатами. Демократический подход лучше всего иллюстрирует модель безопасного и ответственного взрослого.

Список литературы:

  1. Bill Rogers «You know the fair rule»
  2. Sue Cowley «Getting the buggers to behave»

Узнать больше о программе «Учитель для России».

#учитель #школа #учеба #советы #психология