- Кого еще черти приволокли? – голос из избушки, недружелюбный и скрипучий, прозвучал так внезапно, что турист, пробирающийся сквозь болота, вздрогнул. Избушка выглядела развалившейся. Лет сто, как брошенной. В перекошенном дверном проеме показалась фигура старухи:
- А ты еще кто такой? – все так же строго, хмуря кустистые брови, спросила она. – Местный? Из Лодгуза?
- Я-то? Нет. Турист я, бабушка. Путешествую.
Бабушка подобрела. Заулыбалась.
- Заблудился, милок? – голос зазвучал совсем иначе. Ласково. По-доброму. Как у родной бабушки. – Ты уж прости старуху. Надоели мне местные. Ходят тут, морошку мне топчут. А я только ее сбором и живу. Пенсия совсем маленькая.
- Да ничего, бабуль. Ты подскажи мне, как выйти к деревне.
- Да ты, милый, продрог совсем. Заходи, я тебя чаем напою, тогда и пойдешь.
- Спасибо большое, бабушка. От чая не откажусь. – Путешественник вошел в избушку.
Неподалеку, хоть и в стороне, от Сухонского тракта, практически в середине пути от Вологды к Сыктывкару, лежит, окруженная с трех сторон болотами, деревня Логдуз. В число достопримечательностей этой деревни можно засчитать местную легенду о золотой ладье, затонувшей в Великом болоте, церковь святых бессребреников Косьмы и Дамиана, да самих немногочисленных жителей, до сих пор сохраняющих промысловые традиции. Стоит упомянуть, что церковь, построенная в честь спасения царской семьи при крушении поезда в 1888 году, раз горела уже через пару лет после завершения постройки, о ладье, нагруженной золотом и поплывшей по болоту, нигде кроме этих мест не слышали, а к числу традиционных занятий местных жителей относится и домашнее пивоварение, с чем возможно связаны особенности первых двух достопримечательностей.
1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», деревня Лодгуз вошла в состав новообразованного Поболотного сельского поселения, что вообще никак не отразилось ни на роде занятий местного люда, ни на их подозрительном отношении к соседям из Безгачихи, Кокшарки или Суходола.
Справедливости ради, местные в принципе подозрительны к любым неместным. Не любят расспросов, рассказывают о здешних местах неохотно и стараются поскорее сбагрить ненароком заехавшего путешественника. Главной причиной такой негостеприимности веками оставалась Карга Великого болота. Местных она не трогала, только гоняла от своей хижины, но стоило заблудиться в болотах путнику, он неизбежно пропадал. Никто толком не знал ни как давно появилась Карга, ни где конкретно стоит ее избушка: она словно перемещалась по болоту, появляясь то тут, то там, будто выслеживая новые жертвы. Вслед за пропавшими появлялись поисковые команды, потом милиция… Потом пропадали и они...Зачем этот шум местным жителям? Лучше вернуть поскорее заплутавшего путника на Суханский тракт, и пусть себе едет дальше, подобру- поздорову.