«Что там после смерти?» — вопрос, волнующий человека еще с древнейших времен. Научимся разгадывать древнеегипетские символы о загробной жизни и разберемся с наполнением гробниц древних жителей Нильской долины.
Вечные Ка и Ба
Погребальный культ древних египтян строился на идее наличия в естестве человека нескольких сущностей, единство которых необходимо было сохранить и после смерти. Особенно важными были душа и дух погребенного.
Душу умершего — Ба — изображали в виде птицы, иногда с человеческой головой. В таком виде она могла с легкостью перемещаться в загробный мир с заходом солнца, с восходом возвращаясь к телу по длинным коридорам гробницы.
Дух — Ка — появлялся на свет вместе с человеком, становясь его незримым «двойником» с самого рождения. Все каменные и нарисованные изображения умершего, часто даже с точным повторением лица в древнеегипетских гробницах — это Ка. «Двойник», в отличие от человека, вечен.
В гробнице для Ка создавались самые комфортные условия: его обеспечивали одеждой, утварью и даже пищей. Со временем такой комфорт стал казаться слишком затратным, поэтому вместо реальных кувшинов и тканей для одеяния в гробницы стали помещать их изображения, а после и просто словесные упоминания в написанной молитве. Подходили к этому со всей серьезностью: если «двойнику» что-то приходилось не по нраву, он напоминал о себе, например, являясь родственникам в беспокойных снах.
Тело — всего лишь вместилище для души
Ба и Ка всегда возвращались к телу умершего, а значит, оно должно быть подготовлено к вечному бытию и тщательно сохранено. Здесь помогала мумификация, со временем превратившаяся в Древнем Египте в отдельное искусство.
Из тела сначала вынимали мозг, потом желудок, кишечник, печень, легкие. Все извлеченные органы помещали в сосуды из алебастра — канопы. Традиционно их было четыре, крышка каждой из них выполнялась в виде сыновей бога Гора. В теле оставалось только сердце.
После тело высушивали и обертывали тканью, вкладывая амулеты и молитвы. Сюда же помещались помощники-ушебти — статуэтки, которые были посланы помогать умершему на работах в загробных полях. Но это, как и расписные фигурные саркофаги, могла позволить себе только древнеегипетская элита.
От абсолютного оптимизма до суда Осириса
В ранней древнеегипетской культуре вечное бытие не связывали с богами: не нужно было отличаться «правильным» поведением при жизни, чтобы хорошо устроиться после смерти — необходимо просто верно провести обряд! Такое оптимистическое отношение к загробной жизни отличало древних египтян от жителей других цивилизаций того времени, которые с опаской поглядывали на царство мертвых.
Но со временем и у египтян стала появляться связь между праведным поведением при жизни и существованием после смерти. В древнеегипетских погребениях стали появляться молитвы-отрицания: «Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал…» — и начала формироваться известная концепция суда Осириса.
После смерти каждый человек попадал на суд царя подземного царства — Осириса. Его изображали в гробницах восседающим на престоле в короне, с жезлом и карающей плетью в руках. На суде бог мудрости Тот с головой ибиса и покровитель погребальных ритуалов Анубис с головой шакала взвешивали на Великих весах сердце покойного, поэтому из всех органов в теле оставляли только его.
На противоположную чашу весов клали перо богини правды Маат — ее часто можно увидеть на расписных саркофагах, изображенной сидящей с широко распростертыми крыльями. Если сердце перевешивало, то подсудимый обретал вечную жизнь и блаженство в полях Иалу. Если же тяжелее оказывалось перо, то грешника пожирало чудовище Амат. А от этой идеи совсем недалеко и до христианской концепции ада и рая.
Для справки:
Узнать больше о египетском искусстве и мировоззрении можно на выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия», которая проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина до 31 мая. Банк ВТБ выступает генеральным спонсором музея.