Найти тему
Издательство "Гангут"

Броненосцы Парагвайской войны

Бразильский броненосец «Brazil»
Бразильский броненосец «Brazil»

К середине XIX века Парагвай являлся самым богатым государством
в Латинской Америке, переживал экономический подъем и на тот момент наряду с США являлся второй страной в Новом Свете, способной строить пароходы и плавить сталь в промышленных объемах.
Земля принадлежала государству
(в середине XIX в.!), а потому отсутствовал главный «бич» Латинской Америки — кучка богатых латифундистов при массе нищих крестьян. Было введено государственное пенсионное обеспечение и всеобщее пятилетнее образование (опять-таки в середине XIX века!), церковь отделена от государства. В стране
не было безработицы и практически отсутствовала преступность.
Уровень жизни был одним из самых высоких в мире!
Однако расположенная в глубине континента страна не имела прямого выхода к морю, а связывавшие ее с ним реки протекали по территории Аргентины и Бразилии, которые вполне могли задушить экономику Парагвая, сдавив горло рек и наложив любую непосильную пошлину
на транзит его товаров.
В начале
1864 года президент Парагвая Франсиско Солано Лопес (Francisco Solano Lуpez Carrillo; 1827–1870), готовясь к войне с Бразилией за контроль над Уругваем, а значит и за выход к Атлантическому океану, решил усилить свой флот броненосцами, причем новейшего типа — башенными мониторами. Это была очень амбициозная программа,
поскольку на тот момент кораблей данного класса еще не имела ни одна латиноамериканская страна.
Однако Парагвай не мог строить их сам, так как его единственный металлургический завод в Ибикуи
(Ibicui), построенный в 1850 году, производил пушки и мортиры, а также боеприпасы всех калибров,
но не обладал оборудованием и специалистами для изготовления броневых плит. И поэтому, хотя на верфях Асунсьона строились
военные корабли, но
«обшивать» их было нечем. Тогда Лопес прибег
к масштабным иностранным закупкам.
На английской верфи «Лэйрд энд Бразерс»
(«Laird and Brothers»)
в Биркенхеде были заказаны два монитора — однобашенный «Minerva»
(«Минерва») и двухбашенный «Bellona» («Беллона»), а на французском судостроительном заводе «Chantiers de l’Ocйan (Arman)» в Бордо — еще один двухбашенный монитор, которому дали грозное имя «Nemezid» («Немезида»).

Через несколько месяцев на Плимутской судоверфи «Devonport Royal
Dockyard» заказали броненосец с центральной батареей «Meduza»
(«Медуза»), а вскоре и еще один такой же, которому дали имя «Triton» («Тритон»). Все они были вооружены артиллерийскими орудиями системы Уитворта.
Передача заказчику «Minerva» и «Bellona» намечалась уже в
1865 году,
а следующих трех броненосцев — в следующем. Если бы этот план удалось реализовать, то чисто сухопутный и весьма далекий от морей Парагвай превратился бы в сильнейшую военно-морскую державу Латинской Америки, да и всего Южного полушария.
Но война вспыхнула раньше и, разумеется, бразильцы первым делом
заблокировали устье реки Парана — единственного водного пути, связывающего Парагвай с океаном. С мечтой о могучем флоте пришлось расстаться, а потому
1865 году Парагваю пришлось расторгнуть контракты с европейскими судоверфями.
Однако судостроителей это нисколько не огорчило, ибо Бразилия сразу, взяв под
«людоедские» проценты кредиты в банках Англии и США, покупает все находившиеся в постройке парагвайские броненосцы, переименовав «Bellona» в «Lima Barros» («Лима Барруш»); «Minerva» —
в «Bahia»
(«Байя»); «Nemezid» — в «Silvado» («Сильвадо»); «Triton» —
в «Maris e Barros»
(«Мариш и Барруш»), а «Meduza» — в «Herval»
(«Эрваль»).
Впрочем, у Бразилии была и собственная судостроительная программа.
Когда началась Парагвайская война
(1864–1870), командование бразильского флота понимало, что для действий против мощных парагвайских береговых крепостей деревянные суда бесполезны —
их моментально потопят. И поэтому в стране развернулась спешная постройка броненосцев, на которые не жалели ни сил ни средств.
В бассейне Ла-Платы коммуникации были ограничены исключительно
реками; существовало лишь несколько дорог, а потому контроль над этими внутренними водными путями решал исход войны.
Вторжение объединившихся против Парагвая Аргентины, Уругвая
и Бразилии шло по течению реки Парагвай, начиная от парагвайской крепости Пасо-де-ла-Патрия. С апреля
1866 по июль 1868 года военные операции проходили вблизи места слияния рек Парагвай и Парана, где парагвайцы расположили свои главные оборонительные укрепления, которые задержали продвижение союзных сил на более чем двухлетний
срок.

Повреждения, полученные броненосцем «Barozzo» в ходе одного из боев
Повреждения, полученные броненосцем «Barozzo» в ходе одного из боев

Видя по опыту Соединенных Штатов, как трудно достичь господства
на реках без броненосных кораблей, Бразилия в начале
1864 года заказала в Европе и построила сама четыре броненосца. Желая получить универсальный корабль «река-море», в качестве прототипа избрали
не мелкосидящий «Монитор», а более мореходную «Вирджинию».
Все четыре броненосца были схожи в общих чертах и отличались лишь размерами, толщиной брони и составом артиллерии. В Бразилии их классифицировали как броненосные корветы, но мачты с парусами очень быстро убрали. Каждый из них представлял собой деревянный корабль
с бронированной центральной батареей, и они принимали самое активное участие в войне с Парагваем в
1865–1870 годах.
Броненосцы были спроектирован так, чтобы удовлетворить потребности
бразильского флота в простом, с малой осадкой, бронированном корабле, способном выдерживать сильный огонь береговых батарей. Поворотные артиллерийские башни на них отсутствовали, но из-за характерно малых размеров казематов, заметно возвышающихся над гладкой палубой,
их в дореволюционной русской технической литературе часто называли мониторами.
«Brazil»
(«Бразил») являлся наиболее крупным кораблем из состава речной флотилии. Строился на французской верфи «Forges et Chantiers
de la Mйditerranйe». Его стоимость обошлась в £ 60000, собранных
по всенародной подписке. Главная энергетическая установка корабля — одновальная с четырехлопастным гребным винтом, артиллерия
(по четыре 70- и 68-фунтовых орудия) располагалась в бронированном
каземате. Первоначально имел три мачты с полным парусным вооружением и классифицировался как броненосный корвет.
В самом начале войны усилия парагвайских дипломатов были направлены
на то, чтобы заблокировать доставку «Brazil» заказчику, строительство которого завершилось
2 марта 1865 года. Однако, несмотря на их демарши, броненосец 1 июля отплыл из Тулона, под залпы пушек всех французских кораблей, стоящих в порту.
До о. Мадейра «Brazil» сопровождал паром, чтобы вернуть рабочих верфи,
которые были заняты во время последнего испытания, совмещенного
с переходом для экономии времени ввода корабля в строй. После захода
в Гибралтар и Кабо-Верде, он
12 июля прибыл в Ресифи, а 29 июля
в Рио-де-Жанейро.
31 июля были проведены испытания оружия, и корабль вошел в боевой состав бразильского флота. Списан в 1890 году.
Два следующих корабля были отечественной постройки и носили имена
бразильских адмиралов, командовавших флотом: «Бароззо»
и «Тамандаре» — уникальный случай в истории судостроения.

«Barozzo»
(«Бароззо») — второй броненосец этой своеобразной «серии»,
строился на верфи военно-морского арсенала «Arsenal de Marinha da C
ôrte» в Рио-де-Жанейро Постройка его обошлась в £ 55046. Главная энергетическая установка корабля — одновальная; бронирование — бортовой пояс из железа.
Главная артиллерия
(по два 70- и 68-фунтовых орудия) располагалась
в бронированном каземате, 102-мм железная защита которого монтировалась на 609-мм деревянной подкладке, еще две 12-фунтовые пушки стояли на верхней палубе.
Принял активное участие в парагвайской войне.
26–28 марта 1866 года
обстрелял парагвайские укрепления форта Курупаити
(Curupaity), получив при этом 20 попаданий, но отделался незначительными повреждениями.
1 сентября он обстрелял форт Куруцу (Curuzu), расположенный ниже
по течению от Curupaity, совместно с броненосцами «Rio de Janeiro»,
«Brazil», «Lima Barros», «Tamandare» и монитором «Bahia».
22 сентября союзные армии попытались взять штурмом укрепления Curupaity, при поддержке огня броненосцев, но, получив сильный отпор, отошли
с большими потерями.
Между
24 и 29 декабря «Barozzo», «Tamandare», «Brazil» и 11 канонерских
лодок снова обстреляли форт Curuzu.
15 августа 1867 года первые два
и восемь других броненосцев огнем поддерживали свои войска в битве при Curupaity.
При этом корабли эскадры потеряли 10 человек убитыми и 22 ранеными
и получили 256 попаданий, правда, не причинивших им серьезный повреждений.
В ночь с
18 на 19 февраля 1868 года шесть бразильских броненосцев, включая «Barozzo», прошли ночью мимо фортов крепости Умаита
и обстреляли столицу Парагвая, Асунсьон.
23 марта «Rio Grande»
и «Barozzo» потопили парагвайский пароход «Igurey». После войны броненосец служил в речной флотилии до
1882 года, однако не был
утилизирован до
1937 года..
Продолжение статьи о броненосцах читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №87" (2015 г.)

© Ю.Ф. Каторин
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №87"/2015
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!