("Казнь", 2021, Россия)
Есть желание сравнить эту дебютную полнометражку московского клипмейкера Ладо Кватании и с модными испанскими триллерами, и с нашумевшим американским "Настоящим детективом".
Есть - но не не стану, хотя "Казнь", с поправкой на "первый блин", такого сравнения в целом достойна. Однако, чисто с художественной точки зрения, Кватания всё же снял своё, авторское кино, которое и смотрится, и воспринимается иначе. Да и ощущение после финальных титров оставляет своеобразное. Не столь беспросветно-мрачное, как от недавнего казахского "5:32", но ваш улыбательный рефлекс всё равно на какое-то время возьмет тайм-аут.
Сразу уточним: несмотря на то, что в фильме где-то детально, а где лишь набросками воссозданы реалии позднего СССР, реализм самой этой истории крайне условный. Поэтому логических натяжек и "непоняток" в ней хватает, а ее герои - работники интеллектуального труда, - порой и сами ведут себя странно, и закрывают глаза на окружающие их странности.
Пример? Пожалуйста: сцены, где товарищи милиционеры "раскалывают" подозреваемого в серийных убийствах, буквально поселившись у него в доме - ветхой избе где-то в лесу, на отшибе. Что само по себе выглядит нелепо, ну да ладно: может, у них методика дознаний такая прогрессивная, кто знает. Но когда прямо туда на машине с двумя детьми приезжает жена следователя Давыдова навестить мужа... хм...
И опять-таки, ну ладно: может, она ему горячий борщ привезла и дневники детей со свежеполученными пятерками, кто знает. Допустим. Но дальше - всё еще "страньше", поскольку туда же привозят приговоренного к расстрелу маньяка Шахматиста, коего Давыдов изловил в прошлом. Чтобы тот "по старой дружбе"... кхм-кхм... короче - помог ему вникнуть в психологию маньяка, как это делал Ганнибал Лектер в "Молчании ягнят" и "Красном драконе".
И вот перед нами апогей странностей: Шахматист, убивший на воле кучу народа, и сын-подросток Давыдова... играют в шахматы. Под надзором милиции, само собой, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. И где гарантия, что маньяк вдруг не воткнет ребенку в глаз шахматного короля или слона? Вопрос ведь доли секунды, никто и отреагировать не успеет.
И такого рода художественных допущений здесь хватает. Так что если несокрушимая логика в триллерах для вас вопрос принципиальный, то смотреть "Казнь" без бухтения вам будет трудновато.
Если же нет - отлично, идем дальше.
Ну а дальше у нас на повестке дня два вопроса: а) что мы смотрим и б) как нам это показывают.
История, что сочинили сценаристы Ладо Кватания и Ольга Городецкая - череда сплошных ныряний из 90-х в 80-е и обратно. Поэтому, во избежание путаницы, ее разбили на главы, а каждый флэшбэк и флэшфорвард пронумерованы соответствующей датой. Вполне удобно и практично.
Итак, в 90-е наш главгерой, "следак" Давыдов (Нико Тавадзе) дослужился-таки по подполковника. Однако поди ж ты - в самый разгар обмывания "звездочек" вдруг раздался телефонный звонок, вмиг испортивший Давыдову бухательное настроение. Оказывается, что маньяк, чье дело он "закрыл" аж 10 лет назад, нанес очередной удар. Но, к счастью, промахнулся - его жертва выжила и была готова дать показания.
И вот новоиспеченный "подполкан", раздосадованный тем, что, возможно, отправил под расстрельную статью невиновных, срывается с места. И мчится в какую-то глушь на поимку и "раскол" нового подозреваемого. И невдомек ему, многогрешному, чем обернется для него эта внезапная командировка, где на поверку всё будет "не так уж однозначно" и "ну вы, блин, даете".
Как оно и случается в "слоёных" триллерах, в "Казни" тоже многое усложнено нарочно. По принципу "Это у нас, чтобы это и чтобы то, а оно, чтобы это". Как всё у того же Ориола Паоло, например. И там, где в обычной жизни подобные разборки свелись бы к банальному выбиванию правды под пытками и членовредительству, герои Кватании изобретают грандиозную "многоходовочку". Тоже отнюдь не гуманную, но чего не сделаешь, дабы побаловать зрителя, любителя триллерной эквилибристики.
Ну а насчет "показано" - тут уже к Кватании никаких претензий.
Его опыт и мастерство клипмейкера явно дают о себе знать. Мрачную, под стать сюжету "картинку" он рисует великолепно, ракурсы выбирает эффектные и "драйву" в нужные моменты поддает в лучших боевиковых традициях. И, естественно, все его актеры рвут перед нами свои души эмоционально и нараспашку, словно баянисты - меха своих баянов на деревенской свадьбе. Или, применительно к мрачности фильма и его названию - на тещиных похоронах, что, как известно, тоже не обходятся без рваных баянов.
***
В общем, хоть и отчасти надуманная, но все равно, красиво и выразительно снятая история "преступления, наказания и наказания". С абсолютно заслуженным возрастным рейтингом 18+ и рейтингом Кинопоиска 7,8 (на IMDb 6,7, но там и число оценок в 20 раз меньше). Поэтому, если вы не пропустили недавно "Хрустальный" и "5:32", вот вам еще один достойный жесткач с постсоветского пространства в вашу кинокопилку.
Ну а тем из вас, кому такое не любо - не стоит беспокоиться, только зря себе нервы потреплете и время потеряете.