Найти тему
6000 миль до Голливуда

От зверя к зверю. Мощный детективный триллер с подвывертом.

Оглавление

("Казнь", 2021, Россия)

Есть желание сравнить эту дебютную полнометражку московского клипмейкера Ладо Кватании и с модными испанскими триллерами, и с нашумевшим американским "Настоящим детективом".
Есть - но не не стану, хотя "Казнь", с поправкой на "первый блин", такого сравнения в целом достойна. Однако, чисто с художественной точки зрения, Кватания всё же снял своё, авторское кино, которое и смотрится, и воспринимается иначе. Да и ощущение после финальных титров оставляет своеобразное. Не столь беспросветно-мрачное, как от
недавнего казахского "5:32", но ваш улыбательный рефлекс всё равно на какое-то время возьмет тайм-аут.

Просветите меня, знатоки: мог ли в СССР владеть легальным СКС человек (в данном случае следователь МВД), не занимающийся профессионально охотничьим промыслом? Просто любопытно.
Просветите меня, знатоки: мог ли в СССР владеть легальным СКС человек (в данном случае следователь МВД), не занимающийся профессионально охотничьим промыслом? Просто любопытно.

Сразу уточним: несмотря на то, что в фильме где-то детально, а где лишь набросками воссозданы реалии позднего СССР, реализм самой этой истории крайне условный. Поэтому логических натяжек и "непоняток" в ней хватает, а ее герои - работники интеллектуального труда, - порой и сами ведут себя странно, и закрывают глаза на окружающие их странности.

Пример? Пожалуйста: сцены, где товарищи милиционеры "раскалывают" подозреваемого в серийных убийствах, буквально поселившись у него в доме - ветхой избе где-то в лесу, на отшибе. Что само по себе выглядит нелепо, ну да ладно: может, у них методика дознаний такая прогрессивная, кто знает. Но когда прямо туда на машине с двумя детьми приезжает жена следователя Давыдова навестить мужа... хм...

И опять-таки, ну ладно: может, она ему горячий борщ привезла и дневники детей со свежеполученными пятерками, кто знает. Допустим. Но дальше - всё еще "страньше", поскольку туда же привозят приговоренного к расстрелу маньяка Шахматиста, коего Давыдов изловил в прошлом. Чтобы тот "по старой дружбе"... кхм-кхм... короче - помог ему вникнуть в психологию маньяка, как это делал Ганнибал Лектер в "Молчании ягнят" и "Красном драконе".
И вот перед нами апогей странностей: Шахматист, убивший на воле кучу народа, и сын-подросток Давыдова... играют в шахматы. Под надзором милиции, само собой, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. И где гарантия, что маньяк вдруг не воткнет ребенку в глаз шахматного короля или слона? Вопрос ведь доли секунды, никто и отреагировать не успеет.

И такого рода художественных допущений здесь хватает. Так что если несокрушимая логика в триллерах для вас вопрос принципиальный, то смотреть "Казнь" без бухтения вам будет трудновато.
Если же нет - отлично, идем дальше.

И не говорите. Сходить в 90-е в лес за груздями было порой тем еще приключением.
И не говорите. Сходить в 90-е в лес за груздями было порой тем еще приключением.

Ну а дальше у нас на повестке дня два вопроса: а) что мы смотрим и б) как нам это показывают.
История, что сочинили сценаристы Ладо Кватания и Ольга Городецкая - череда сплошных ныряний из 90-х в 80-е и обратно. Поэтому, во избежание путаницы, ее разбили на главы, а каждый флэшбэк и флэшфорвард пронумерованы соответствующей датой. Вполне удобно и практично.

Итак, в 90-е наш главгерой, "следак" Давыдов (Нико Тавадзе) дослужился-таки по подполковника. Однако поди ж ты - в самый разгар обмывания "звездочек" вдруг раздался телефонный звонок, вмиг испортивший Давыдову бухательное настроение. Оказывается, что маньяк, чье дело он "закрыл" аж 10 лет назад, нанес очередной удар. Но, к счастью, промахнулся - его жертва выжила и была готова дать показания.
И вот новоиспеченный "подполкан", раздосадованный тем, что, возможно, отправил под расстрельную статью невиновных, срывается с места. И мчится в какую-то глушь на поимку и "раскол" нового подозреваемого. И невдомек ему, многогрешному, чем обернется для него эта внезапная командировка, где на поверку всё будет "не так уж однозначно" и "ну вы, блин, даете".

Как оно и случается в "слоёных" триллерах, в "Казни" тоже многое усложнено нарочно. По принципу "Это у нас, чтобы это и чтобы то, а оно, чтобы это". Как всё у того же Ориола Паоло, например. И там, где в обычной жизни подобные разборки свелись бы к банальному выбиванию правды под пытками и членовредительству, герои Кватании изобретают грандиозную "многоходовочку". Тоже отнюдь не гуманную, но чего не сделаешь, дабы побаловать зрителя, любителя триллерной эквилибристики.

Если верить фильму, то до изобретения СОБРа доблестные советские опера́ штурмовали маньячные логовища прямо как солдаты - вражеские окопы в Первую-Вторую Мировую.
Если верить фильму, то до изобретения СОБРа доблестные советские опера́ штурмовали маньячные логовища прямо как солдаты - вражеские окопы в Первую-Вторую Мировую.

Ну а насчет "показано" - тут уже к Кватании никаких претензий.
Его опыт и мастерство клипмейкера явно дают о себе знать. Мрачную, под стать сюжету "картинку" он рисует великолепно, ракурсы выбирает эффектные и "драйву" в нужные моменты поддает в лучших боевиковых традициях. И, естественно,
все его актеры рвут перед нами свои души эмоционально и нараспашку, словно баянисты - меха своих баянов на деревенской свадьбе. Или, применительно к мрачности фильма и его названию - на тещиных похоронах, что, как известно, тоже не обходятся без рваных баянов.

***

В общем, хоть и отчасти надуманная, но все равно, красиво и выразительно снятая история "преступления, наказания и наказания". С абсолютно заслуженным возрастным рейтингом 18+ и рейтингом Кинопоиска 7,8 (на IMDb 6,7, но там и число оценок в 20 раз меньше). Поэтому, если вы не пропустили недавно "Хрустальный" и "5:32", вот вам еще один достойный жесткач с постсоветского пространства в вашу кинокопилку.
Ну а тем из вас, кому такое не любо - не стоит беспокоиться, только зря себе нервы потреплете и время потеряете.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):