***
Город жести и мрака. Ещё одно хорошее русское кино.
(2021, Россия, сериал, 1 сезон)
- Упыри и вурдалаки, это ещё ладно! - сказали знающие люди, когда недавно я расточал комплименты нашим "Вампирам средней полосы". - а вот вы наш новенький "Хрустальный" гляньте. Там фэнтези нет, кровь никто ни у кого не сосёт - разве только в фигуральном смысле, - и вообще чернушный реализм не хуже, чем в ихнем хвалёном "Настоящем детективе". На который, очевидно, создатели "Хрустального" и равнялись.
- Да ну? - вновь усомнился я, хотя, наученный "вампирским" опытом, уже без явного скепсиса. И побёг смотреть, ибо если знающие люди опять не шутят, пропустить мимо себя целых 8,5 часов зрительского кайфа было бы крайне обидно.
Что ж, знающие люди в последнее время свой хлеб едят не зря. "Хрустальный" и вправду выделяется из череды ново-русских сериалов тем, что он смотрится почти как новый сезон "Настоящего детектива". Причём сезон далеко не худший. При этом он умудряется объединить в себе и сочный реализм нынешней российской провинции с её депрессивным пофигизмом и - техническое качество исполнения мирового уровня.
Разве что развязка, к сожалению, выдалась рояльно-кустистой и малость смазала итоговое впечатление. Но в целом высокая оценка творения Душана Глигорова на Кинопоиске (8,1 на основе 7300 голосов; данные на 30.06.2021) можно считать абсолютно заслуженной.
Ну а главгерою Сергею, московскому следователю, спецу по ловле маньяков (Антон Васильев), впору и вовсе приколоть на лацкан значок "Я - русский Растин Коул! Идите все в жо***!".
Последнее почётное звание, ясен фиг, за пачку сигарет не даруется. Сергей заслуживает его тяжким трудом и нечеловеческим эмоциональным напряжением. А также курением, хроническим буханием, руганью, нервными срывами, ездой в нетрезвом виде, причем зачастую - всем этим одновременно. И, конечно - своей мутной биографией, полной грязных тайн и шокирующих откровений.
Впрочем, со всем этим Антон Васильев тоже блестяще справился, отыграв на голых нервах все 10 эпизодов. Жаль только, вся ругань в версии, которую я смотрел, была ханжески "запикана". Но Антон говорил вполне выразительно, чтобы все матерные пропуски в его речи нельзя было додумать самому.
"Жирность" местного сюжетного бульона наваривается, однако, не из его детективных костей; оперативно-розыскная детельность тут по сути обыденная. Самая драматическая мякотка фильма - всё то, что окружает работу сыщика Сергея, и все те, кто его окружает.
И вот, изловив в Москве нескольких маньяков, он внезапно получил приказ ехать охотиться на нового "клиента" не абы куда, а... прямо на свою провинциальную родину. В шахтёрский городок Хрустальный (снимали в г. Шахты Ростовской области), откуда много лет назад Сергей фактически сбежал, даже сменив фамилию, и куда добровольно возвращаться уж точно не собирался.
Но сценарист Маловичко сказал ему, как отрезал "А придётся!" и безжалостно отправил его обратно, в его персональный ад.
Ну а в аду его уже поджидал не только лютующий психопат-детоубийца, но и старший брат Гена (Николай Шрайбер), в отличие от Сергея, никуда не сбежавший и дослужившийся аж до начальника полиции. И встретил он младшого брательника без особой радости - были на то свои резоны.
Прочие знакомцы детства и юности, которые тоже не поразъехались кто куда, отнеслись к новому явлению Серёги народу уже по разному. Тем более, ведь многие ещё не забыли причины, по которым он отсюда слинял. А уж как все эти причины свяжутся с теперешним серегиным расследованием, тут сплетутся целые клубки новых интриг, и мало не покажется никому.
***
В общем, всё хорошо, мощно и круто. Вот только развязка "Хрустального", в рот бы она... (запикано цензурой) ...ни в Красную армию... (запикано цензурой)... дери её за ногу!
Представьте, как если бы, например, Штирлиц гонялся весь сюжет за какой-нибудь секретной папкой Мюллера. Балансировал на грани провала, изобретал тактику, рисковал жизнью, вскрывая сейфы, блефовал и втирался в доверие. А в финальной серии Штирлиц бы вдруг... чисто случайно нашёл ту папку, лежащую без присмотра на столе у адъютанта Айсмана!
"Тара-тара-там! Пиу!"© Ералаш.
Увы, но по тому же принципу Глигоров и Маловичко решили закруглить свою историю, и это огорчает. Тогда как по остальным пунктам она та самая бочка мёда и есть. А учитывая, что с медом в нашей сериальной индустрии напряжёнка, вышеназванная ложка дёгтя "Хрустальный" в целом не портит. По крайней мере конкретно по этой причине я бы на вашем месте от него не отрекался - за все его достоинства тут ему можно сделать поблажку.