Найти тему

Почему "Остров Доктора Моро" Герберта Уэллса не утратил актуальности?

В своей рецензии я решил разобраться в философской проблематике романа Герберта Уэллса под названием «Остров Доктора Моро». Роман предстает прорывным явлением в жанре фантастики своего времени. Биолог Уэллс написал самый настоящий триллер с элементами хоррора, концептуальным изысканиям которого позавидовали бы многие голливудские сценаристы наших дней.

Персонаж под именем Зверь из вселенной Людей Икс
Персонаж под именем Зверь из вселенной Людей Икс

В центре повествования таинственный остров, на который случайным образом попадает главный герой и сталкивается с кровавыми экспериментами некогда изгнанного из светского общества известного ученого. Этот самый ученый подвергает своеобразному опыту человекообразования животных, собранных его помощником со всего света. Иными словами, по средствам кровавой вивисекции и своего революционного метода он превращает животных в людей.

Опыты над животными из 21ого века
Опыты над животными из 21ого века

Образ ученого – творца, создателя, который помимо того, что породил новые виды организмов, еще и навязал им «закон» под страхом наказания, представляет собой ничто иное как игры в Бога. Доктор берет на себя функции Бога и пытается улучшить созданное по его подобию. Сконструировать идеальное существо, переиграть Творца. Моро ставит себя наравне с законами природы, пытаясь переписать их. И в этой богоборческой схватке Моро увлекается контролем, увлекается желанием сломать хребет природы, поставить Богу мат…В конечном итоге, он, игнорируя этический вопрос средств на пути к своей цели, становится жертвой нового проекта и запускает процесс энтропии на острове. В этой линии романа можно заметить как след «сверхчеловека» Ницше, так и "Супер Эго" Фрейда.

-3

Также крайне интересным для анализа предстает общество «новоиспеченных» людей. Уэллс будто задает читателю философские вопросы: «Где граница, что отделяет человека от животного? Что есть человек? Как им стать? Может ли человечество называться цивилизованным обществом, живущим по канону категорического императива Канта? Чего все-таки больше в человеке, добра или зла?»

Доктор Моро в романе категоричен, он постулирует, что духовное строение в человеке изучено меньше физического. И все то нравственное, что заложено в нас, это лишь искусственное извращение, изменение первоначального звериного инстинкта, данного природой. «Воинственность перевоспитывают в мужественный акт самопожертвования, половое влечение в религиозный экстаз».

Лишившись творца, зверолюди начинают прямо постулировать «все позволено» от Достоевского. Зверям дали попытку стать «человеками», а они ее упускают, уступая дорогу инстинктам и подсознательному. Зверолюди, получив небольшой внешний толчок, почуяв кровь, хоронят все человеческое и возвращаются на шаг назад к природе зверей.

Разыгрывающиеся на острове события наводят читателя на вывод о том, что людское сознание находится в состоянии вечной войны с их животными инстинктами, и всегда существует опасность проиграть эту войну. Уступить дорогу зверю…утратить гордое звание человека.

Человек ты или Зверь?
Человек ты или Зверь?

Также некоторые критики указывают, что философская концепция произведения во многом зиждется на учении Томаса Хаксли о «космическом» (энтропия, хаос, гибель) и «этическом» (страсть к выживанию людей, коллективизм, спасительные правила) процессах, которые одновременно протекают и противостоят друг другу в мире.