В своей рецензии я решил разобраться в философской проблематике романа Герберта Уэллса под названием «Остров Доктора Моро». Роман предстает прорывным явлением в жанре фантастики своего времени. Биолог Уэллс написал самый настоящий триллер с элементами хоррора, концептуальным изысканиям которого позавидовали бы многие голливудские сценаристы наших дней.
В центре повествования таинственный остров, на который случайным образом попадает главный герой и сталкивается с кровавыми экспериментами некогда изгнанного из светского общества известного ученого. Этот самый ученый подвергает своеобразному опыту человекообразования животных, собранных его помощником со всего света. Иными словами, по средствам кровавой вивисекции и своего революционного метода он превращает животных в людей.
Образ ученого – творца, создателя, который помимо того, что породил новые виды организмов, еще и навязал им «закон» под страхом наказания, представляет собой ничто иное как игры в Бога. Доктор берет на себя функции Бога и пытается улучшить созданное по его подобию. Сконструировать идеальное существо, переиграть Творца. Моро ставит себя наравне с законами природы, пытаясь переписать их. И в этой богоборческой схватке Моро увлекается контролем, увлекается желанием сломать хребет природы, поставить Богу мат…В конечном итоге, он, игнорируя этический вопрос средств на пути к своей цели, становится жертвой нового проекта и запускает процесс энтропии на острове. В этой линии романа можно заметить как след «сверхчеловека» Ницше, так и "Супер Эго" Фрейда.
Также крайне интересным для анализа предстает общество «новоиспеченных» людей. Уэллс будто задает читателю философские вопросы: «Где граница, что отделяет человека от животного? Что есть человек? Как им стать? Может ли человечество называться цивилизованным обществом, живущим по канону категорического императива Канта? Чего все-таки больше в человеке, добра или зла?»
Доктор Моро в романе категоричен, он постулирует, что духовное строение в человеке изучено меньше физического. И все то нравственное, что заложено в нас, это лишь искусственное извращение, изменение первоначального звериного инстинкта, данного природой. «Воинственность перевоспитывают в мужественный акт самопожертвования, половое влечение в религиозный экстаз».
Лишившись творца, зверолюди начинают прямо постулировать «все позволено» от Достоевского. Зверям дали попытку стать «человеками», а они ее упускают, уступая дорогу инстинктам и подсознательному. Зверолюди, получив небольшой внешний толчок, почуяв кровь, хоронят все человеческое и возвращаются на шаг назад к природе зверей.
Разыгрывающиеся на острове события наводят читателя на вывод о том, что людское сознание находится в состоянии вечной войны с их животными инстинктами, и всегда существует опасность проиграть эту войну. Уступить дорогу зверю…утратить гордое звание человека.
Также некоторые критики указывают, что философская концепция произведения во многом зиждется на учении Томаса Хаксли о «космическом» (энтропия, хаос, гибель) и «этическом» (страсть к выживанию людей, коллективизм, спасительные правила) процессах, которые одновременно протекают и противостоят друг другу в мире.