В один из дней раздался телефонный звонок, и знакомый голос сообщил мне неожиданную новость – в Камышлове живет человек, который является потомком Семена Будакова.
И вот я в гостях у Владимира Анатольевича Булдакова, рассматриваю генеалогическое древо, поколенную роспись до 15 колена. Удивительное, как говорится, рядом… А через два дня во дворе городского музея состоялась встреча В. А. Булдакова с журналистами «КамТВ», на которую из Екатеринбурга приехала его дочь Юлия Булдакова (ныне Мельник). В свою очередь я попросил Юлию написать о роде Будаковых-Булдаков, а она предложила несколько материалов. Один из них знакомит нас с историей семьи Будаковых, начиная в первой половины ХVII века.
Изучая историю своего рода, я наткнулась на заголовок: «Булдаковы Верхотурские дети боярские, крестьяне деревни Булдаковой». Я задумалась: а кто же эти дети и почему они не взрослые, кто они относительно дворян и есть ли у нас дворянские корни, Как могут быть в одном роду и бояре, и крестьяне? Ответив на эти вопросы, хочу рассказать и вам об этом сословии через призму моей родословной.
В XV-XVII веках вместо термина «дворянство» писали и говорили: «служилые люди по отечеству» или «дети боярские» и только со второй половины XVIIIвека, после завершения процесса формирования сословия, появляется термин «дворянство».
«Сословие дети боярские. Сибирские дети боярские в XVII веке - местная служилая элита. Выше них находились только лица, непосредственно осуществлявшие управление городами и уездами - воеводы, письменные головы, подьячие с приписью. Но все эти должности занимали присылаемые из Москвы на короткий срок - обычно два-три года. Дети боярские жили в сибирских городах постоянно и, естественно, гораздо лучше присланных воевод разбирались в обстановке на местах. Они направлялись приказчиками для управления удаленными поселениями. Там «на приказах» дети боярские осуществляли строительство новых острогов, сбор и доставку в города податей, разбирали судебные тяжбы, пресекали воровство и контрабанду и организовывали защиту населения слобод и сел от внешних нападений. Именно дети боярские первыми принимали на себя как вспышки недовольства крестьян, так и внезапные удары кочевников». (Коновалов Ю.В., Уральский родовед. Вып.3. 1998. С.27-39).
Так, в 1631 году началась наша родословная Верхотурских детей боярских, когда Мирон, сын Леонтия, Будаков за отличительные заслуги в должности таможенного подьячего совершил восхождение на высшую ступень для сибирских людей - в дети боярские. На должность таможенного подьячего нужна была подходящая замена, и здесь подьячий верхотурской съезжей избы Осип Несенцов внес свой вклад, взяв на себя обязанности Мирона. Недолго Мирон был приказчиком Тагильской слободы, затем был переведен в административный центр Сибири Тобольск, где уже значился Тобольским сыном боярским. В результате различного обмена и продажи владений, дети Мирона, Илья и Семен, уже владели землями в Ирбитской слободе, а поверстаны они в дети боярские были в 1659/60 году на Верхотурье.
Во времена деятельности Мирона Будакова Верхотурский уезд был относительно небольшой: на юге от речки Ошкарки (приток Режа), на юго-востоке - до окрестностей Ирбита, на востоке - до устья реки Тагил. Верхотурские служилые в то время проживали в центре уезда. Позже, во времена деятельности Ильи и Семена Будаковых, границы уезда Верхотурского значительно раздвинулись, достигнув на юго-востоке реки Исети. К этому времени практиковалось проживание служивых людей не в центре уезда, а в слободах, тем самым власти экономили на хлебном жаловании, выделяя взамен пашенные земли, урожай которых полностью принадлежал владельцу. Так сами служилые люди выращивали себе хлебное жалованье. Кроме того, был и второй интерес проживания детей боярских слободах - урегулирование и контроль вопросов на местном уровне. Выбор такой формы оплаты и территориальное положение Ильи и Семена, возможно, в будущем это и сыграло роль в понижении статуса Будаковых от детей боярских к крестьянам, ведь потом в дворянское сословие переводить будут преимущественно проживавших в центре детей боярских.
Как и отец, Семен и Илья прослужили в Верхотурье недолго, около года, затем были переведены в Тобольск на службу в рейтарский строй. (Рейтары - особые войсковые части русской армии второй половины XVII века». (Коновалов Ю.В., Уральский родовед. Вып.3. 1998. С.27-39). Служили братья в должности прапорщиков Тобольского солдатского строя.
Вернувшийся со службы первым, Семен обзавелся двором в Ирбитской слободе. Благодаря проживанию в этих краях и налаживанию тесных связей с местным народом, в 1666 году Семену было поручено основать Камышевскую слободу - впоследствии ставшей городом Камышловом. Это было самое яркое событие в истории рода нашей семьи.
В 1662-1663 годах Средний Урал пережил крупнейший за всю историю набег башкир. Разорены были все южные деревни до окраин Невьянской слободы, на что руководство Сибири вынесло решение о постройке новых поселений по рекам Пышма и Исеть. В то время Семен Будаков был приказчиком Пышминской слободы, он и взял на себя ответственность за строительство крепости на северном берегу Пышмы при впадении в нее речки Камышевки. После указа о возке бревен для стен нового острога началось противодействие тюменских татар, которые считали эти места своими угодьями, возник конфликт, который решать пришлось Семену. Это были непростые времена для нашего предка, но сложности каждому даются по силам и в результате, Семен Будаков уже выступает в роли приказчика основавшейся Камышевской слободы.
«По заслугам и почет», «Каков дядя до людей, таково ему и от людей» - гласят русские пословицы. Семена Будакова поддержал ирбитский народ и массово поселился в новой слободе. «По переписи 1680 года здесь было два казачьих и девять крестьянских дворов, хозяева которых показаны уроженцами Ирбитской слободы. Это больше, чем выходцев из всей остальной части Верхотурского уезда». (Коновалов Ю.В., Уральский родовед. Вып.3. 1998. С.27-39).
С 1669 года Семен и Илья Мироновы, сыновья Будаковы, уже жили в Камышевской слободе, а к 1680 году семья наших предков прочно тут обосновалась: «Во дворе верхотурской сын боярской Семен Будаков. У него сын Лазарко. У Лазарка дети: Ивашко четырех лет, Ондрюшка трех лет, Алешка дву лет». Дальше наша родословная ветка продолжается как раз от «Алешки».