Несколько дней назад я выложил на мои каналы (здесь и в YouTube) свою недавню запись знаменитой Четырнадцатой ("Лунной") сонаты Бетховена "Quasi una fantasia" с апрельского концерта из Большого зала Московской консерватории.
Играю эту сонату довольно давно и часто выношу её на сцену. Вообще, из-под пальцев пианистов она звучит постоянно и, будем честными, многим набила оскомину, в том числе и многим её исполнителям. В том числе и мне в какой-то момент!
И вот как-то 4 года назад, перед очередным концертом, где я должен был эту сонату исполнять, я вдруг решил переосмыслить своё к ней отношение. Вот что я тогда написал у себя в соцсетях:
"Меня, как и многих, всегда раздражало это название "Лунная".
Как слышишь "Лунная соната", так сразу что-то такое попсово-романтическое на уровень подсознания вползает, и всё это вкупе с популярностью и даже некоторой "заезженностью" этой сонаты... "Да ну его", – думаешь! Тем более, происхождение этого названия довольно мутное, появившееся уже после смерти Бетховена... да и относится оно только к первой части.
Но тут вдруг осенило!!!
Конечно, все это лишь моя фантазия, но ведь это вполне может быть та же Луна, что и у Булгакова в "Мастере". Тоже вполне романтическая луна, но при этом мрачная, мистическая и даже какая-то "фатальная"! И тут все сразу меняется! И все темпы, нюансы и детали в сонате меняются...
И вообще, по сути это одно из самых мрачных сочинений Бетховена! Безумно трагическая и одновременно мистическая и романтическая соната.
Получается и Бетховен здесь тоже прямо по Булгакову: "еще одна жертва луны".
Ну или я...
Ну или мы вместе."
Дело в том, что я не за долго до того четырёхгодичной давности концерта наткнулся в рекомендациях YouTube на ролик, где был вырезан разговор Воланда с Берлиозом на Патриарших из известного всем сериала "Мастер и Маргарита". Можно по-разному относиться к этому сериалу (там есть и плюсы и минусы), но я вот вдруг решил тогда его пересмотреть. И этот образ луны как-то сам собой связался у меня с сонатой Бетховена и дал моему восприятию этой музыки новое дыхание!
В конце концов, почему мы обязаны играть эту музыку непременно аутентично?! Отвечу: "Не обязаны!"
Моя цель была (и есть!) в этой сонате протянуть мостик понимания между Бетховеным и человеком более близкого к нам времени. В этом смысле, её восприятие сквозь призму "Мастера" очень этому помогает.
В первой части (той самой, знаменитой) поэтому у меня поменялся темп, стал более медленным, чем привычный! Ну и в финале сонаты появились эксперименты.
Что получилось в итоге, судить слушателям.
Послушайте! Сейчас ведь как раз май, тот самый месяц, на протяжении которого и происходили события московской части романа Булгакова. Да и образ Пилата сегодня очень кстати... человека, совесть которого не находит покоя в Вечности, страдающего в глубоком Одиночестве под мертвенно-бледным светом Луны.
Буду рад, если кто напишет в комментариях свои впечатления от моей интерпретации!