Найти в Дзене
канал пальмэна

Вальтер Гропиус о работе современного архитектора (1954)

В давние времена архитектор был «мастером строительного дела», игравшим важную роль во всем техническом процессе того времени. С тех пор как промышленность заняла свое место, значение архитектора в экономике становилось всё меньше.

К сожалению, сегодня архитектора нельзя назвать «мастером строительного дела». После того, как из архитекторского ремесла ушли лучшие мастера, он(архитектор) остался совершенно один наедине со своей анахроничной грудой кирпичей, в жалком неведении перед колоссальным столкновением с индустриализацией. Архитектору грозит реальная опасность потерять руководящую роль и передать ее инженеру, т. е. ученому, если он вовремя не приспособит свой способ работы и не адаптируется к новой ситуации.

Walter Gropius
Walter Gropius

Полное отделение дизайна от производства в рамках одного процесса, как это начинает происходить сегодня, кажется полностью сфабрикованным, особенно если мы сравним его с процессом строительства в былые времена. Мы далеко отошли назад от естественной модели, в которой замысел и реализация происходили, когда архитектор и строитель были одним и тем же лицом. Архитектор будущего, если он хочет снова достичь вершины должен стремиться максимально сблизить процессы проектирования и строительства. Если он наладит тесное сотрудничество с инженерами и проектировщиками в рамках одного проекта, то сможет снова объединить искусство, науку и экономику.

Ссылаясь на Хьюстонскую конвенцию 1949 года, Гропиус выразил сомнение в разумности этих правил. По его мнению, они увеличивают разрыв между проектированием и строительством, вместо того чтобы пытаться найти возможность органического воссоединения, которое вернуло бы архитекторам право на звание мастеров строительного дела.

Архитекторов не следует обманывать, что их текущая экономическая позиция сильна. Например, в начале минувшей войны высшие чины армии и флота были не очень благосклонны к архитекторам и проявляли излишнее невежество относительно деятельности. Средний частный заказчик не считает архитектора основополагающей профессией и пригласит его только в том случае, если у него останутся средства на «благоустройство». Он не считает архитектора столь же важным в процессе строительства, как инженера-проектировщика и строителя.

Далее он излагает эти факты, которые показывают, что его мнение основано на статистических данных:

  • Более 80% всего строительства в США выполнено без участия архитектора.
  • Средний доход архитектора ниже, чем доход каменщика на «Востоке».
  • Обычный человек не в состоянии оценить сложность обязанностей архитектора и принципы их определения, а архитекторы не могут объяснить их достаточно ясно.

Когда заказчик собирается строить, он покупает полный комплекс услуг по точной цене и с точно определенными сроками реализации. Его совершенно не интересует вопрос о разделении труда между архитекторами, инженерами и подрядчиками. Обычно заказчик приходит к выводу, что архитектор является неопределенной переменной в расчетах, что негативно сказывается на сумме или сроках выполнения работ.

Итак, что еще можно ожидать? Не находятся ли архитекторы в совершенно невозможном положении, когда им необходимо установить цену здания раньше, чем начнется работа во всех группах, участвующих в разработке проекта. Гропиус сравнивает это с долгим производственным процессом: от чертежей на бумаге и моделирования до конечного продукта. В области дизайна архитекторы взяли на себя всё, включая затраты на испытания. Для архитекторов, в сегодняшнем понимании, модель и конечный продукт — одно и то же. А расчет сметной суммы стал неразрешимой для них задачей.

В процессе работы архитекторы часто обнаруживают, что изобретательность и эстетичность должны быть принесены в жертву, ради снижения затрат. С другой стороны, заказчики предполагают, что архитекторы заинтересованы в удорожании строительства, потому что это повысит их гонорар, так как архитекторы зачастую рассчитывают стоимость своих услуг в виде комиссии от общей стоимости проекта. Именно поэтому заказчик хочет платить определенную сумму за услуги архитектора. Конечно, архитекторы сопротивляются этому стремлению, потому что это, по их мнению, несправедливо. Это величайшая этическая дилемма архитектурного ремесла.

Это часто вызывает недоверие среди заказчиков из-за устоявшейся подозрительности с обеих сторон, что в конечном итоге удерживает их от обращения за услугами.

-3

Подобного не происходит с отраслевым дизайнером, которому обычно платят за первоначальные усилия по созданию модели, который в дальнейшем также получает отчисления от созданных им продуктов в конечном производстве. Он не только извлекает финансовую выгоду из своей работы, но и постепенно вырастает в законного члена общества, к которому относятся инженеры и бизнесмены. Гропиус убежден, что подобные координированные отношения могут быть достигнуты и в сфере строительства. Именно таким должен быть архитектор будущего, который по своему призванию является координатором многих процессов, связанных со сферой строительства.

Для достижения этого мы должны спуститься с нашей груды кирпичей, чтобы встать на путь, которым идет наше время, адаптироваться к новым взглядам на современное промышленное производство, вместо того, чтобы оставаться в одиночестве, оторванном от жизни и работы.