Башни срываются враз. Новый стильный боевик от Кирилла Соколова.
(2021, Россия)
А никто, в общем-то, и не сомневался!
Никто не сомневался в том, что Кирилл Соколов, творец, пожалуй, самой скандальной российской ленты 2019 года "Папа, дай дуба склей ласты отбрось коньки сдохни", вдруг пойдет снимать рождественские мелодрамы или, уж извините, "Дети против волшебников 2". И то, что новый фильм Кирилла опять начинается с недоброй приметы - логотипа МинКульта, - не беда, ведь и на сей раз она не сбывается.
Да, порой и МинКульт, как те сломанные часы из поговорки, показывает "точное время". В данном случае - спонсирует по-настоящему отличное, дерзкое и хулиганское кино.
Видимо, намечается своего рода традиция: кино "от Соколова" должно иметь в названии глагол повелительного наклонения. А поскольку это вторая по счету его полнометражка, логично, что глаголов таковых у нее на постере два. И тоже не из числа "миролюбивых", в чем опять-таки нет ничего удивительного.
Однако кое-какие заметные отличия в творческих концепциях "Папы" и "Оторви" наблюдаются.
Во-первых, действие новой ленты наконец-то вырвалось на свободу. Тесные комнатки и антураж постсоветской квартиры остались в прошлом. Теперь бо́льшую часть времени герои Соколова куролесят на природе. И не абы какой, а в живописных сосновых лесах Тверской области, будто бы сошедших с классических полотен самого Шишкина.
То есть выглядит это примерно так: берем картину "Утро в сосновом лесу", заменяем в ней всех медведей на окровавленных персонажей тарантино-боевика и - вуаля, получаем новое полотно художника Соколова.
Круто - не то слово. Тем паче, что в отличие от шишкинских, соколовские "мишки" не только каскадёрят, но еще и толкают нам диалоги разной степени громкости и уморительности.
Второе отличие новинки от дебюта Кирилла, это переключение им нашего внимания с городских обитателей на тот самый "глубинный народ". Не самый "придонный", если на то пошло, но очень даже узнаваемый и живущий уже в другой социальной "вселенной", нежели персонажи "Папы". И если они, эти "условные интеллигенты", устраивали свои лихие разборки из алчно-прагматических соображений - большой долларовой заначки, - то герои-провинциалы "Оторви" таких деньжищ отродясь в глаза не видели. Поэтому большинство из них воюет чисто на эмоциях, и лишь один - за пачку "тысячерублевок". Да и то до поры до времени.
А поводом для этого бедлама стала девочка-подросток Маша (Софья Кругова), хромая от рождения и живущая у не вполне адекватной бабушки Веры (Анна Михалкова). А всё потому что четыре года назад мама Маши Оля (Виктория Короткова) в драке со своим сожителем-полицейским Олегом (Александр Яценко) выколола ему глаз. За что присела в тюрьму, а Олег стал похож сразу и на Кутузова, и на Нельсона, и на одноглазого деревенского бухарика. Причем на последнего, увы, гораздо больше. Но не из-за отсутствия у него треуголки и эполетов, а лишь потому что раньше он был двуглазым бухариком и этот образ прилип к нему навсегда.
И вот в один погожий июльский денек Оля освободилась и тотчас приехала к Вере. Дабы забрать дочь и увезти ее к новому папе, с которым она познакомилась в зоне по переписке. На что заботливая бабушка сказала свое решительное "нет" и... воткнула в Олю кухонный ножик, как, видимо, у них и было заведено решать семейные разногласия.
К счастью, воткнула неглубоко, да и для героев Соколова подобные телесные повреждения - разминка в буквальном смысле слова перед грядущем побоищем. И теперь всё ещё резвая Оля, схватив за руку Машу, бежит сквозь шишкинский лес куда глаза глядят. Лишь бы только смыться от проклятой бабули и ее колюще-режущего арсенала.
Ну а бабушка Вера тоже чай не лыком шита: достала кое-какие сбережения и пошла за подмогой к Олегу. Который и с одним залитым водкой глазом всё еще служил "в органах" (ну Правосудие вон и вовсе слепо, так что всё пучком), и у которого были связи, чтобы найти и схватить беглянок. А дабы ускорить сей процесс, Вера и Олег рванули в погоню сами. Промеж всё тех же шишкинских сосен на олеговой машине, зорко всматриваясь в чащу всеми своими суммарными тремя глазами...
***
В общем, Кирилл Соколов в своем коронном "членовредительном" репертуаре, с отборным черным юмором под отборную музыку - и это замечательно.
Разве что новая история, несмотря на всю свою кровожадность, вышла в итоге позитивней, чем "папина", но и это не упрек, а лишь констатация факта. Тем более, на фоне других картин с печатью "МинКульта" на лице "Оторви и выбрось" - все равно, что глоток холодного пива в жаркий день, или рок-н-ролльный соляк на концерте Газманова. Плюс загримированная под "тарантиновские" разборки, сатира на глубинно-российскую действительность тоже имеет место. И порой весьма едкая сатира на удивление - даже по первым минутам картины это становится ясно.
Короче говоря, если вы уже забыли, что такое российское кино "здорового человека-хулигана", то Соколов в очередной раз вам о нем напомнит. Да и просто порадует отличной художественной историей, снятой не менее драйвово и ярко, чем его же предыдущая.
Отсюда, кстати, и вывод, что всем, кому она не понравилась, нет смысла наступать на те же грабли. Ибо их черенок по-прежнему крепкий и по лбу не-любителям "тарантировщины" бьет столь же гарантировано.