Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Оторви и выбрось

Оглавление

Башни срываются враз. Новый стильный боевик от Кирилла Соколова.

(2021, Россия)

А никто, в общем-то, и не сомневался!
Никто не сомневался в том, что Кирилл Соколов, творец, пожалуй, самой скандальной российской ленты 2019 года "
Папа, дай дуба склей ласты отбрось коньки сдохни", вдруг пойдет снимать рождественские мелодрамы или, уж извините, "Дети против волшебников 2". И то, что новый фильм Кирилла опять начинается с недоброй приметы - логотипа МинКульта, - не беда, ведь и на сей раз она не сбывается.
Да, порой и МинКульт, как те сломанные часы из поговорки, показывает "точное время". В данном случае - спонсирует по-настоящему отличное, дерзкое и хулиганское кино.

Иногда Виктория Короткова так напоминает в своей экспрессии Лину Хиди, что аж страшно становится. В хорошем смысле слова.
Иногда Виктория Короткова так напоминает в своей экспрессии Лину Хиди, что аж страшно становится. В хорошем смысле слова.

Видимо, намечается своего рода традиция: кино "от Соколова" должно иметь в названии глагол повелительного наклонения. А поскольку это вторая по счету его полнометражка, логично, что глаголов таковых у нее на постере два. И тоже не из числа "миролюбивых", в чем опять-таки нет ничего удивительного.

Однако кое-какие заметные отличия в творческих концепциях "Папы" и "Оторви" наблюдаются.
Во-первых, действие новой ленты наконец-то вырвалось на свободу. Тесные комнатки и антураж постсоветской квартиры остались в прошлом. Теперь бо́льшую часть времени герои Соколова куролесят на природе. И не абы какой, а в живописных сосновых лесах Тверской области, будто бы сошедших с классических полотен самого Шишкина.

То есть выглядит это примерно так: берем картину "Утро в сосновом лесу", заменяем в ней всех медведей на окровавленных персонажей тарантино-боевика и - вуаля, получаем новое полотно художника Соколова.
Круто - не то слово. Тем паче, что в отличие от шишкинских, соколовские "мишки" не только каскадёрят, но еще и толкают нам диалоги разной степени громкости и уморительности.

Самая умилительная, добрая и светлая сцена во всем фильме.  Даже кетчупом никто не измазан, вы только подумайте!
Самая умилительная, добрая и светлая сцена во всем фильме. Даже кетчупом никто не измазан, вы только подумайте!

Второе отличие новинки от дебюта Кирилла, это переключение им нашего внимания с городских обитателей на тот самый "глубинный народ". Не самый "придонный", если на то пошло, но очень даже узнаваемый и живущий уже в другой социальной "вселенной", нежели персонажи "Папы". И если они, эти "условные интеллигенты", устраивали свои лихие разборки из алчно-прагматических соображений - большой долларовой заначки, - то герои-провинциалы "Оторви" таких деньжищ отродясь в глаза не видели. Поэтому большинство из них воюет чисто на эмоциях, и лишь один - за пачку "тысячерублевок". Да и то до поры до времени.

А поводом для этого бедлама стала девочка-подросток Маша (Софья Кругова), хромая от рождения и живущая у не вполне адекватной бабушки Веры (Анна Михалкова). А всё потому что четыре года назад мама Маши Оля (Виктория Короткова) в драке со своим сожителем-полицейским Олегом (Александр Яценко) выколола ему глаз. За что присела в тюрьму, а Олег стал похож сразу и на Кутузова, и на Нельсона, и на одноглазого деревенского бухарика. Причем на последнего, увы, гораздо больше. Но не из-за отсутствия у него треуголки и эполетов, а лишь потому что раньше он был двуглазым бухариком и этот образ прилип к нему навсегда.

И вот в один погожий июльский денек Оля освободилась и тотчас приехала к Вере. Дабы забрать дочь и увезти ее к новому папе, с которым она познакомилась в зоне по переписке. На что заботливая бабушка сказала свое решительное "нет" и... воткнула в Олю кухонный ножик, как, видимо, у них и было заведено решать семейные разногласия.
К счастью, воткнула неглубоко, да и для героев Соколова подобные телесные повреждения - разминка в буквальном смысле слова перед грядущем побоищем. И теперь всё ещё резвая Оля, схватив за руку Машу, бежит сквозь шишкинский лес куда глаза глядят. Лишь бы только смыться от проклятой бабули и ее колюще-режущего арсенала.

Поскольку кино снималось в "карантинно-вирусную" пору, социальная дистанция в диалогах между героями была важна как никогда.
Поскольку кино снималось в "карантинно-вирусную" пору, социальная дистанция в диалогах между героями была важна как никогда.

Ну а бабушка Вера тоже чай не лыком шита: достала кое-какие сбережения и пошла за подмогой к Олегу. Который и с одним залитым водкой глазом всё еще служил "в органах" (ну Правосудие вон и вовсе слепо, так что всё пучком), и у которого были связи, чтобы найти и схватить беглянок. А дабы ускорить сей процесс, Вера и Олег рванули в погоню сами. Промеж всё тех же шишкинских сосен на олеговой машине, зорко всматриваясь в чащу всеми своими суммарными тремя глазами...

***

В общем, Кирилл Соколов в своем коронном "членовредительном" репертуаре, с отборным черным юмором под отборную музыку - и это замечательно.
Разве что новая история, несмотря на всю свою кровожадность, вышла в итоге позитивней, чем "папина", но и это не упрек, а лишь констатация факта. Тем более, на фоне других картин с печатью "МинКульта" на лице "Оторви и выбрось" - все равно, что глоток холодного пива в жаркий день, или рок-н-ролльный соляк на концерте Газманова. Плюс загримированная под "тарантиновские" разборки, сатира на глубинно-российскую действительность тоже имеет место. И порой весьма едкая сатира на удивление - даже по первым минутам картины это становится ясно.

Короче говоря, если вы уже забыли, что такое российское кино "здорового человека-хулигана", то Соколов в очередной раз вам о нем напомнит. Да и просто порадует отличной художественной историей, снятой не менее драйвово и ярко, чем его же предыдущая.
Отсюда, кстати, и вывод, что всем, кому она не понравилась, нет смысла наступать на те же грабли. Ибо их черенок по-прежнему крепкий и по лбу не-любителям "тарантировщины" бьет столь же гарантировано.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):