(2018, Россия)
Учёные доказали История давно показала: даже то, что в России не изобретено, в ней может быть вскорости перенято и доведено до мирового стандарта. Жаль, это не относится к сложной технике и электронике, но зато, когда речь заходит о культурном продукте, тут российские последователи способны бежать впереди планеты всей. Так было когда-то с русскими литературой, театром, оперой, балетом, симфонической музыкой и живописью. Так было с советскими кинематографом и спортом. Так есть...
...Или нет, скажем честно: так ещё могут, когда захотят, снимать кино в сегодняшней России. Вот только "хотеть и мочь" стало нынче не модно. Особенно на деньги Министерства культуры, падающие на некоторых избранных, аки халява манна небесная.
И тем удивительнее, что в случае с "Папа, сдохни" эта "манна" пошла кому надо впрок, а отечественное кино 21 века обогатилось ещё одной достойной картиной.
Квентину Тарантино было почти 29, когда он вынес на суд зрителей свой дебютник "Бешеные псы". Режиссёр/сценарист Кирилл Соколов отстал от него всего на четыре месяца - ему уже исполнилось 29, когда состоялся премьерный показ его дебютной полнометражки "Папа, сдохни".
Совпадение, конечно, случайное, но любопытное. Потому что Соколов, не изобретая ничего нового, взял и слепил менее чем за 1 млн $ ("Бешеные псы" на заре 90-х стоили 1,2 млн., что с учётом инфляции сегодня выходит заметно дороже) почти образцово-показательную тарантиновщину. Правда, без диалогового разноцветья, но для истории, 80% действия которой протекает в маленькой квартирке, это даже к лучшему. Всё равно, поболтать между собой герои "Папа, сдохни" хоть как успеют, а так они безостановочно заняты делом и не дают зрителю расслабиться ни на минуту.
А что там у них за дела-то?
О, все они решают ни много ни мало вопросы жизни и смерти. В самом буквальном смысле слова. Своих жизни и смерти, разумеется, так как всё прочее человечество в фильме осталось далеко за кадром. Причём даже мирной прелюдии у Соколова не предусмотрено, а все предыстории конфликтов вынесены им в непродолжительные флэшбэки. И тоже как правило не бескровные.
Ну а начинается это милое семейно-дружеское побоище... с молотка. Того, с которым 25-летний раздолбай Матвей пришёл в квартиру к отцу своей подружки Оли, Андрею Геннадьевичу.
И пришёл он, ясен пень, не затем чтобы прибить своему потенциальному будущему тестю картину к стене, а с целью прибить молотком самого тестя. За что про что - пока интрига, но по ходу фильма нам её, безусловно, раскроют.
Только вот и Генадьич оказался мужик не промах, ведь он был оперуполномоченным МВД и намерения своего не шибко решительного гостя быстро раскусил. После чего...
...После чего сюжет подрывается с низкого старта, и дух зритель переведёт лишь на финальных титрах. Потому как из-за лаконичности диалогов Соколов делает упор на жёсткие физические разборки. Что выходят у него просто на загляденье, поскольку в них он равняется уже не на Квентина Антоновича, а на более актуального Гарета Эванса с его "Рейдами".
Разве только, беря во внимание, что "Папа, сдохни", это всё же комедия, местные побоища смахивают, скорее, на брутальную джеки-чановщину. Тогда как перестрелки - на вестерны. Тем паче, что в некоторых огнестрельных моментах Соколов открыто цитирует Серджио Леоне. Что в постановке Кирилла смотрится уместно даже в антураже постсоветской квартиры, на фоне раскладного дивана и бабушкиного шифоньера.
***
В общем, что там бишь толковал про своё ружьё-на-стене Чехов?
Впрочем, забудьте! Ружьё Кирилла Соколова стреляет уже в начале первого акта пьесы. А стена и вовсе разваливается после того, как в неё в пылу драки кое-кто впечатался своими нижними полушариями тела.
И тем не менее, за всем этим "ёкшеном" видна простая криминально-житейская история. Которая в реальной жизни обернулась бы, ну максимум, одним трупом. Вот только киногалактика им. тов. Тарантино живёт по своим кровожадным законам, и решивший открыть в ней свою планетку, Кирилл Соколов тоже вынужден им подчиняться. В чём, однако, нет ничего зазорного, так что пускай жжОт и дальше, раз уж покорение той галактики началось у него на отлично.
Ну а за шикарный саундтрек, где звучит всё, от помпезной классики и вестерн-мотивов до "ласково-майского" диско, Соколову отдельная благодарность. Ибо так смешать, казалось бы, абсолютно не сочетаемую музыку тоже надо уметь, спору нет.