Это снова текст от моей сестры - Ведьмы Анафемовны. Навеян вот этим постом.
В тексте использованы некоторые литературные приемы, какие – догадайтесь сами. Но подскажу – нет у нас на уроках сигар, бренди, пледов и прочего. А хотелось бы…
Итак, внимайте!
***
- Почему вы говорите, что не любите старую школьную форму? – спросила меня одиннадцатиклассница пару лет назад.
- Мы собираемся на последний звонок ее надеть. Почему вам не нравилось ее носить? Так красиво, нарядно, платье с белым фартуком…
- С черным, - перебила я ее.
Потом поудобнее устроилась в кресле-качалке, натянула плед повыше, отхлебнула бренди, затянулась сигарой и начала повествование.
Белый фартук из дешевого шелка или кружева (если удавалось такой купить) надевали по большим праздникам, раза четыре в год, ну и когда фотографировались с классом. На каждый день был положен черный фартук, обычно шерстяной. И выглядело это уныло. Не надо приводить примеры, где дизайнеры сочетают черный и коричневый, там совсем другие оттенки. Вот именно эта комбинация темно-коричневого и черного смотрелась очень депрессивно. В белых фартуках мы были похожи на французских горничных, в черных – на стаю ворон.
Платья шились из дешевой кусачей шерсти. В холода в них было холодно, в жару – жарко. В конце мая, когда плюс 25, а то и 30 – мы парились в шерстяных платьях с длинными рукавами, и фартук тоже охлаждению не способствовал. А форма требовалась строго.
Обычно покупали одно платье на год или на два. В «Детском мире» в августе целый отдел был занят платьями, фартуками и воротниками-манжетами. В общем, разнообразие было, на один размер висело 3-5 моделей, так что выбрать – с таким воротником, сяким воротником, застежкой спереди или сзади, на пуговицах или «молнии» – было можно.
Стирали платья редко, когда мамки стирку затевали. И потом, у нас была шестидневка, а мамки работали и вели хозяйство, стирали не каждое воскресенье, а в будни стирать некогда, да и к утру не успеешь высушить и погладить. О советских стиральных машинах – отдельный разговор, далеко не у всех была «Вятка»-автомат. В некоторых семьях одежда стиралась вручную.
От трения о деревянный стул ткань начинала лосниться. К концу второй четверти юбки на задах лоснились у всех. И рукава быстро протирались на локтях, ставили заплатки. И воротники-манжеты, да. Они были белые, пачкались быстро и выглядели неопрятно. Нужно было в конце недели их отпарывать, стирать, гладить, потом пришивать обратно. Скорее приметывать, швом «вперед иголка», чтоб потом отпарывать легче было. Как только первоклашки научились толком держать иглу, забота о воротниках-манжетах полностью перекладывалась на них. Напоминаю – мамки работали, некоторые на двух работах, ряд моих одноклассников жили в своих домах, и на мамках был еще огород и прочие куры-пороси. Не хватало им времени.
И вот в воскресенье вечером, собираясь спать, ты вспоминаешь – ёпрст, у меня манжеты! И в темпе вальса отпарываешь их, стираешь под краном первым попавшимся мылом, гладишь и одновременно сушишь, и пришиваешь. Да, занимало минут 20, но это были еженедельные 20 минут, потраченные зря. Ну, как в армии кровати в казармах по нитке выравнивают – абсолютно бессмысленное действие.
Классе в шестом я нашла решение – купила полоску светло-бежевого, почти желтого кружева, нарезала, пришила. Грязь на нем была не очень заметна, поэтому аксессуары не отпарывались, стирались вместе с формой. Учительница внимания не обратила. Манжеты есть? Есть. А что не кипенно- белые – так, может, запылились уже.
Поэтому, когда ввели новую форму для девочек – синий костюм-тройка – мы с сестрой сказали маме: покупаем только такую, ну ее к лешему, эту коричневую форму. Костюм был практичнее – блузки можно менять чаще, чем платье, можно приходить в юбке с жилетом, без пиджака или в пиджаке, без жилета или просто в блузке и юбке.
Одно дело, когда ты надеваешь эту коричневую форму раз в жизни, на полдня, и другое – когда ты носишь из года в год, каждый день.
- Вот я вас послушала и теперь понимаю, что не так уж хороша была советская форма, - сказала моя студентка.
- Все познается с опытом, - глубокомысленно ответила я, загасила сигару, залпом допила бренди, широким жестом откинула плед, встала, отпихнула ногой кресло-качалку и продолжила объяснять порядок слов в общих вопросах в косвенной речи.
***
От Апокалипсии Армагеддоновны: полностью согласна и присоединяюсь. Ух, сколько крови мне попортили эти воротнички-манжеты.
Ведьма Анафемовна продолжает писать дальше. Все ее истории читайте в рубрикаторе под заголовком «Ведьмовские истории от моей сестры – Ведьмы Анафемовны (в основном воспоминания о ее бурной молодости)»
Вот о чем я писала 10 мая в прошлом году:
Откуда у моей дочери берутся ученики
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь