Найти в Дзене
ARTinvestment.RU

Открыт 115-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»

В каталоге представлены 10 лотов — печатная графика Анри Матисса, Жоана Миро и Марка Шагала

Каталог AI Аукциона № 429 и 115-го аукциона «21-й век. Современное российское искусство».

Анри Матисс, Жоан Миро и Марк Шагал на протяжении своей плодотворной творческой карьеры осваивали выразительные возможности печатной графики и внесли весомый вклад в развитие искусства книжного оформления, проявив большую степень творческой свободы.

К жанру livre d’artiste Матисс обратился довольно поздно по сравнению с коллегами по цеху, лишь в начале 1930-х годов, однако это не помешало ему стать новатором и в сфере книжного оформления. Библиофилы насчитывают около 14 книг, оформленных художником, каждая из которых несет отпечаток индивидуального авторского стиля. Среди наиболее значимых изданий, проиллюстрированных Матиссом, можно выделить поэтические сборники: «Стихотворения» С. Малларме (1932), «Лики» П. Реверди (1946), «Цветы зла» Ш. Бодлера (1946), «Цветы любовной лирики» П. Ронсара (1948), «Поэмы» Ш. Орлеанского (1950), «Из посланий к Лу» Г. Аполлинера (1955), а также романы: «Пасифая» А. де Монтерлана (1944), «Возвраты» (1947) и «Аполлинер» (1955) А. Рувейра, «Португальские письма» М. Алькафорадо (1946), а также альбом «Джаз» (1947), где он выступил одновременно как автор и оформитель.

Анри Эмиль Бенуа МАТИСС (Henri Émile Benoît Matisse, 1869–1954) Лист из каталога выставки Henri Matisse. Les Grandes Gouaches Découpées. 1961 Бумага, литографии. 24 × 35,7 (лист в развороте)
Анри Эмиль Бенуа МАТИСС (Henri Émile Benoît Matisse, 1869–1954) Лист из каталога выставки Henri Matisse. Les Grandes Gouaches Découpées. 1961 Бумага, литографии. 24 × 35,7 (лист в развороте)
Анри Эмиль Бенуа МАТИСС (Henri Émile Benoît Matisse, 1869–1954) Голубая обнаженная. Лист из каталога выставки Henri Matisse. Les Grandes Gouaches Découpées. 1961 Бумага, литография. 24 × 18
Анри Эмиль Бенуа МАТИСС (Henri Émile Benoît Matisse, 1869–1954) Голубая обнаженная. Лист из каталога выставки Henri Matisse. Les Grandes Gouaches Découpées. 1961 Бумага, литография. 24 × 18

В 1940-х годах Матисс начал работать в технике декупажа (от фр. découper — вырезать), или, как он сам называл свой творческий метод, «рисования ножницами». Он вырезал из листов бумаги, окрашенных гуашью, различные фигуры, создавал с ними оригинальные композиции, отличающиеся свободной компоновкой элементов. В результате декупажи Матисса суммируют его опыт как живописца и графика. В этих произведениях ярко проявилось игровое начало, а также свободный импровизаторский дух. Так, художник остался верен эстетическим принципам фовизма, задействуя в характерной для него манере чистый цвет, оказывающий непосредственное эмоциональное воздействие на зрителя.

Многие декупажи Матисса получили широкую известность, часть их была репродуцирована в качестве отдельных литографий. Одной из самых знаменитых стала серия «Голубая обнаженная». Работы этого цикла многократно воспроизводились в печати и стали вызывать устойчивые ассоциации с именем художника. Матисса как живописца всегда привлекала красота и пластика женского тела, и он продолжил исследование его выразительных возможностей с помощью ножниц и бумаги, создавая различные вариации изображений обнаженной натуры. Вырезая абстрактные фигуры с плавными контурами, условно напоминающие формы женского тела, художник составлял из них плоскостные силуэтные композиции с женскими фигурами в различных позах — сидящих, стоящих, лежащих, прыгающих на скакалке. Все работы выполнены в лаконичной бело-голубой цветовой гамме, которая во многом обуславливает эстетическую привлекательность образной составляющей всей серии. Женщина в интерпретации Матисса сводится к знаковому образу, очищенному от любого рода индивидуальных характеристик. В какой бы позе ни пребывали обнаженные героини художника, они предстают перед зрителем в своем изначальном естественном состоянии — свободными, раскованными и верными своей природе.

-3
-4

Жоан МИРО-и-ФЕРРА (Joan Miró i Ferrà, 1893–1983) Волшебный камень. Лист из книги Prévert, Jacques ; Ribemont-Dessaignes, G. Joan Miró. Paris: Maeght, 1956 Бумага, литография. 22,5 × 39,5 (лист в развороте), 22,5 × 19,8 (изображение)
Жоан МИРО-и-ФЕРРА (Joan Miró i Ferrà, 1893–1983) Волшебный камень. Лист из книги Prévert, Jacques ; Ribemont-Dessaignes, G. Joan Miró. Paris: Maeght, 1956 Бумага, литография. 22,5 × 39,5 (лист в развороте), 22,5 × 19,8 (изображение)

Жоан МИРО-и-ФЕРРА (Joan Miró i Ferrà, 1893–1983) Волшебный камень. Лист из книги Prévert, Jacques ; Ribemont-Dessaignes, G. Joan Miró. Paris: Maeght, 1956 Бумага, литография. 22,5 × 39,5 (лист в развороте), 22,5 × 19,8 (изображение)
Жоан МИРО-и-ФЕРРА (Joan Miró i Ferrà, 1893–1983) Волшебный камень. Лист из книги Prévert, Jacques ; Ribemont-Dessaignes, G. Joan Miró. Paris: Maeght, 1956 Бумага, литография. 22,5 × 39,5 (лист в развороте), 22,5 × 19,8 (изображение)

В творчестве каталонского живописца Жоана Миро печатная графика также занимает значительное место. С художником сотрудничали ведущие послевоенные европейские издатели «книги художника» — Э. Териад, Э. Маэг, Л. Бродер, Ж. Крамер, И. Зданевич. Миро оформил более двадцати книг, большая часть из которых была издана в 1940–70-е годы. Среди изданий, над которыми работал художник, особенно выделяются оформленные им поэтические сборники: Тристан Тцара «Дерево путешественников» (1930), «Говорить одному» (1948–1949); Ж. Превер «Адонис» (1975–1978); П. Элюар «Испытание выдержав» (1958); М. Лейрис «Багатели» (1956), «Трещины» (1972); Р. Кревель «Кольцо Авроры» (1957); И. Боннефой «Анти-Платон» (1962); А. Бретон «Созвездия» (1959), П. Неруда «Оставшийся в живых посещает птиц» (1972). Художник иллюстрировал преимущественно сборники своих друзей — французских поэтов Т. Тцары, А. Бретона, Ж. Превера, П. Элюара, И. Боннефоя. При этом зачастую сами авторы просили его оформить их издания, доверяя его художественной интуиции и способности дополнять своими причудливыми композициями образно-символический ряд поэтических текстов. Дадаист Т. Тцара, в частности, отмечал, что Миро «чувствует те основы, к которым приближается человек в состоянии обнаженности сознания» (Книги из собрания Марка Башмакова. Paroles peintes: каталог выставки. СПб: Гос. Эрмитаж, 2015. С. 301). Миро также проиллюстрировал собственную поэму «Ящерица с золотыми перьями» (1971), написанную методом автоматического письма, который пропагандировался в кругах сюрреалистов. Сборники поэзии, несомненно, предоставляли Миро большую степень творческой свободы, не ограничивая его сюжетной канвой, что давало ему возможность беспрепятственно задействовать свой оригинальный стиль, окрашенный сюрреалистической эстетикой. Художник избегал прямолинейности и оперировал иносказаниями, ассоциациями и символами; его работы рассчитаны в большей степени на интуитивное, нежели логично-рассудочное понимание. В них, как правило, подчеркнут процесс спонтанного рождения формы за счет многочисленных брызг, затеков, следов кисти, пятен, хаотичных линий — необходимых элементов его композиций. Миро использовал яркие локальные цвета, добиваясь их контрастного сочетания. Его иллюстрации содержат лишь отдаленные намеки на сюжеты стихотворений, побуждая читателя к сотворению смысла. Полуфигуративные образы художника, вдохновленные детским творчеством и отдаленно напоминающие объекты реального мира, апеллируют в первую очередь к подсознанию зрителя, способствуя рождению у него собственных ассоциаций. Таким образом, иллюстрации Миро являются ненавязчивым проводником в мир поэзии: будучи воплощением творческой свободы автора, они предоставляют эту свободу и читателю, раскрепощая его воображение.

В творчестве каталонского живописца Жоана Миро печатная графика также занимает значительное место. С художником сотрудничали ведущие послевоенные европейские издатели «книги художника» — Э. Териад, Э. Маэг, Л. Бродер, Ж. Крамер, И. Зданевич. Миро оформил более двадцати книг, большая часть из которых была издана в 1940–70-е годы. Среди изданий, над которыми работал художник, особенно выделяются оформленные им поэтические сборники: Тристан Тцара «Дерево путешественников» (1930), «Говорить одному» (1948–1949); Ж. Превер «Адонис» (1975–1978); П. Элюар «Испытание выдержав» (1958); М. Лейрис «Багатели» (1956), «Трещины» (1972); Р. Кревель «Кольцо Авроры» (1957); И. Боннефой «Анти-Платон» (1962); А. Бретон «Созвездия» (1959), П. Неруда «Оставшийся в живых посещает птиц» (1972). Художник иллюстрировал преимущественно сборники своих друзей — французских поэтов Т. Тцары, А. Бретона, Ж. Превера, П. Элюара, И. Боннефоя. При этом зачастую сами авторы просили его оформить их издания, доверяя его художественной интуиции и способности дополнять своими причудливыми композициями образно-символический ряд поэтических текстов. Дадаист Т. Тцара, в частности, отмечал, что Миро «чувствует те основы, к которым приближается человек в состоянии обнаженности сознания» (Книги из собрания Марка Башмакова. Paroles peintes: каталог выставки. СПб: Гос. Эрмитаж, 2015. С. 301). Миро также проиллюстрировал собственную поэму «Ящерица с золотыми перьями» (1971), написанную методом автоматического письма, который пропагандировался в кругах сюрреалистов. Сборники поэзии, несомненно, предоставляли Миро большую степень творческой свободы, не ограничивая его сюжетной канвой, что давало ему возможность беспрепятственно задействовать свой оригинальный стиль, окрашенный сюрреалистической эстетикой. Художник избегал прямолинейности и оперировал иносказаниями, ассоциациями и символами; его работы рассчитаны в большей степени на интуитивное, нежели логично-рассудочное понимание. В них, как правило, подчеркнут процесс спонтанного рождения формы за счет многочисленных брызг, затеков, следов кисти, пятен, хаотичных линий — необходимых элементов его композиций. Миро использовал яркие локальные цвета, добиваясь их контрастного сочетания. Его иллюстрации содержат лишь отдаленные намеки на сюжеты стихотворений, побуждая читателя к сотворению смысла. Полуфигуративные образы художника, вдохновленные детским творчеством и отдаленно напоминающие объекты реального мира, апеллируют в первую очередь к подсознанию зрителя, способствуя рождению у него собственных ассоциаций. Таким образом, иллюстрации Миро являются ненавязчивым проводником в мир поэзии: будучи воплощением творческой свободы автора, они предоставляют эту свободу и читателю, раскрепощая его воображение.

Жоан МИРО-и-ФЕРРА (Joan Miró i Ferrà, 1893–1983) Звери как зеркало человека. Лист из журнала Derriere le Miroir: Miró, Tapies et al. № 195. 1971 Бумага, литография. 28 × 38
Жоан МИРО-и-ФЕРРА (Joan Miró i Ferrà, 1893–1983) Звери как зеркало человека. Лист из журнала Derriere le Miroir: Miró, Tapies et al. № 195. 1971 Бумага, литография. 28 × 38

Миро также много сотрудничал с печатными изданиями, среди которых особенно выделяется журнал Derriere le Miroir («За зеркалом»), который был основан в 1946 году французским издателем, коллекционером и арт-дилером Эме Маэгом и выходил вплоть до 1982 года. Маэг состоял в дружеских отношениях практически со всеми выдающимися европейскими модернистами (среди которых был, разумеется, и Миро), работы которых регулярно выставлялась в его парижской галерее. На страницах его журнала печатались и произведения ведущих поэтов и писателей (Г. Аполлинера, М. Арлана, А. Бретона и др.), и литографии художников и скульпторов. Довольно часто целый номер был отведен отдельному современному автору, который принимал участие в его оформлении и создавал литографии специально для издания. Ряд номеров Derriere le Miroir был посвящен исключительно творчеству Миро (например, 1948, № 14–15; 1950, № 29–30; 1953, № 57–59 и другие), на страницах журнала можно найти множество оригинальных литографий мастера.

ШАГАЛ Марк Захарович (1887–1985) Автопортрет. Лист из книги Chagall, Lithographs I. 1960 Бумага, литография. 32 × 24
ШАГАЛ Марк Захарович (1887–1985) Автопортрет. Лист из книги Chagall, Lithographs I. 1960 Бумага, литография. 32 × 24
ШАГАЛ Марк Захарович (1887–1985) Весенний день. Лист из журнала Derrière le Miroir. № 198. 1972 Бумага, литография. 37,8 × 55,3 (лист в развороте), 37,8 × 27,5 (изображение)
ШАГАЛ Марк Захарович (1887–1985) Весенний день. Лист из журнала Derrière le Miroir. № 198. 1972 Бумага, литография. 37,8 × 55,3 (лист в развороте), 37,8 × 27,5 (изображение)

Печатная графика Марка Шагала также поражает объемом и многогранностью: он работал в сфере книжной иллюстрации, сотрудничал с разнообразными печатными изданиями, выпускал альбомы литографий. Специалисты подсчитали, что иллюстрации Шагала украсили издания 114 книг, что свидетельствует о плодотворной деятельности художника на поприще книжной графики. Библиофилы выделяют около 20 изданий с участием Шагала, которые считаются жемчужинами жанра livre d’artiste. Шагала не интересовал дизайн книги как таковой, он редко занимался экспериментами со шрифтом, разработкой буквиц, заставок и концовок, сосредотачивая все свое внимание на самих иллюстрациях. В этом смысле подход Шагала является в большей степени традиционным, по сравнению с современными ему мастерами книги. Однако новаторство Шагала проявилось в его интерпретации сюжетной составляющей иллюстрируемых произведений. Художник практически всегда воспринимал сюжет через призму своего личного опыта и воспоминаний, «превращая его в факт своего художественного мира» (Книги из собрания Марка Башмакова... С. 140).

-10
ШАГАЛ Марк Захарович (1887–1985) Клоун с цветами. Лист из книги Chagall, Lithographs II. 1963 Бумага, литография. 32 × 24
ШАГАЛ Марк Захарович (1887–1985) Клоун с цветами. Лист из книги Chagall, Lithographs II. 1963 Бумага, литография. 32 × 24

Стилистика графики Шагала, равно как и его живописных произведений, всегда узнаваема: его образы, трактованные в традициях раннехристианской живописи, наивного искусства и детского рисунка, вкупе с насыщенной цветовой гаммой создают притягательную сказочную атмосферу, понятную широкому кругу читателей вне зависимости от их возраста. Среди наиболее значимых изданий, проиллюстрированных Шагалом, следует выделить «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1948), Священное писание (1956), басни Лафонтена (1952), роман Лонга «Дафнис и Хлоя» (1961). Примечательны работы Шагала, выполненные к собственным литературным произведениям — автобиографии «Моя жизнь», изданной еще в 1920-е годы в Берлине, а также книгам «Цирк» (1967) и «Стихотворения» (1968).

Печатная графика составляет существенную часть творческого наследия Матисса, Миро и Шагала, в ней, так же как в и живописи художников, проявилось их новаторство и яркая оригинальность.

Мария Беликова