Найти тему
Загадки Сибири

"Наказывать никого не будем, я сам виноват", – о разрушении Керченского моста

Привет, друзья! Так Сталин прокомментировал новость о разрушении этого стратегически важного инфраструктурного объекта.

Донесение поступило 21 февраля 1945 года.

Чем была вызвана такая реакция со стороны верховного главнокомандующего?..

Первый поезд по Керченскому мосту прошел 3 ноября 1944 года
Первый поезд по Керченскому мосту прошел 3 ноября 1944 года

Мост через Керченский пролив возводился с апреля по ноябрь 1944 года. Причем создавали его в условиях военных действий, когда в Крыму еще находились немецкие части.

Стратегическое значение моста заключалось в необходимости скорейшей переброски большого количества военных грузов в Крым и на Украину для развития наступления советских войск.

Первый пролет Керченского моста, 1944 г.
Первый пролет Керченского моста, 1944 г.

Он стал самым длинным мостом в СССР. Его длина составляла 4452 метра. Решение о строительстве принял лично Сталин. 25 января 1944 года (еще за 3,5 месяца до освобождения Крыма), он подписал соответствующее Постановление ГКО №5027.

Первые работы начались в апреле 1944 года. Их развернули сразу на нескольких участках. Всего на строительстве было задействовано 10 тысяч человек. Из них около четверти были военнопленными.

Строили из того, что было под рукой. В частности, в ход пошли конструкции, заготовленные немцами для автомобильного моста через Керченский пролив. Также были использованы элементы разрушенных днепровских мостов.

Кроме того, из Москвы были доставлены разрезанные балки из сверхпрочной стали, изготовленные еще до войны для Дворца Советов.

Плавучий кран у косы Чушка во время шторма на строительстве Керченского моста, 1944 г.
Плавучий кран у косы Чушка во время шторма на строительстве Керченского моста, 1944 г.

Защиту моста обеспечивали около сотни самолетов, полтысячи зенитных орудий и триста зенитных пулеметов.

Несмотря на тяжелые условия, частые штормы и опасность обстрелов, строители произвели колоссальный объем работ.

Немецкая канатная переправа через Керченский залив, построенная в 1942 году и разрушенная при отступлении в 1943 году
Немецкая канатная переправа через Керченский залив, построенная в 1942 году и разрушенная при отступлении в 1943 году

Было отсыпано полмиллиона кубов земли, забито 1590 металлических и 1900 деревянных свай, изготовлено 111 пролетных строений и установлено 115 металлических ферм. В результате уже 3 ноября 1944 года по через Керченский пролив прошел первый поезд.

Однако из-за аврального темпа работ не были в срок закончены сооружения для защиты моста от штормов и ледохода.

Забивка бетонной сваи, 1944 г.
Забивка бетонной сваи, 1944 г.

Между тем, сезон 1944-45 годов выдался аномально холодным, и Азовское море покрылось толстой ледяной коркой.

В феврале, когда потеплело, лед двинулся через Керченский залив в Черное море и огромной массой навалился на преграду, которой стал новый мост.

Люди героически пытались ослабить натиск стихии, разрушая лед артиллерией и взрывами динамитных шашек.

Подготовка к подрыву льда толовыми шашками. 1945 г.
Подготовка к подрыву льда толовыми шашками. 1945 г.

К сожалению, спасти мост не удалось. 18 февраля под напором дрейфующих льдов рухнули 23 опоры и 26 пролетов упали в море. Еще столько же было разрушено до конца месяца.

Всего Керченский мост простоял 107 дней.

Бетонирование опоры №128
Бетонирование опоры №128

К удивлению многих, когда Сталину доложили о происшествии, репрессий не последовало.

Историк Мария Кудюкина пишет: «Об отношении И.В. Сталина к произошедшему можно судить по исправлениям, внесенным им в проект постановления ГКО «О Керченском железнодорожном мосте» от 22 февраля 1944 года».

Постановление ГКО "О Керченском железнодорожном мосте" от 22.02.1945 с правками Сталина
Постановление ГКО "О Керченском железнодорожном мосте" от 22.02.1945 с правками Сталина

Он смягчил достаточно жесткие формулировки проекта. Так, например, слово «спасение» Керченского моста было заменено на «обеспечение», «катастрофа» на «разрушение». И так далее.

Исследователи предполагают, что в данном случае Сталин понял, что главные виновники происшествия – это, во-первых, природная стихия, а во-вторых, военные обстоятельства, которые заставляли пренебрегать безопасностью при строительстве моста.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье. Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.

СВО
1,21 млн интересуются