Вместо предисловия:
Этому интервью 8 лет. Когда-то я опубликовал в своем ЖЖ, который на этом же интервью, собственно, и закончился.
Евгений погиб спустя три с небольшим месяца после этого разговора. Мы были знакомы с 2008 года. О том, что он на Донбассе, я узнал совершенно случайно. Это сейчас по ОРТ Канашенко каждый день рассказывает, сколько за ночь подбито танков ВСУ, а тогда по новостям не было ничего, кроме новостей, что Украина бомбит Юго-Восток и упоминаний какой-то "самообороны Донбасса" непонятного происхождения. Разговор с Евгением стал для меня открытием. Тем интереснее перечитывать его сейчас в свете известных событий. Уверен, казакам это надо знать, хотя бы потому, что теперь это наша история. И чтоб никто не говорил, что было по-другому или вовсе не было. Ниже привожу интервью дословно. Надеюсь, алгоритмы Яндекса меня "поймут и простят".
"Почти каждый день по ТВ проходят новости об «ополчении Донбасса». Что из себя представляет это войско, мало кто знает. В новостях об этом не говорится. Но в первые же дни «антитеррористической операции» они сбили вертолет ВС Украины, захватили в плен СБУ-шников и т.п. По всему видно, что не дилетанты. Однако, кто они? Мне удалось пообщаться с организаторами самообороны в Донецкой области. Забегу вперед: мои собеседники - казаки с разных уголков России. Разговор состоялся по скайпу. Вместо имен хлопцы попросили указать позывные. В основном на мои вопросы отвечал казак с позывным «Динго», изредка в разговор вступал казак «Бабай».
Из Крыма в Славянск
- Как и почему попали на Украину?
(Динго) - Сюда прибыли из Крыма. До этого мы находились там. В конце апреля к нам приехала инициативная группа из Славянска. Двое из них – казаки. Они сказали, что в Славянске люди готовы встать на защиту своей земли и дать отпор киевской хунте, но им нужна помощь. Раз попросили казаки – мы отказать не могли.
Перешли границу (был специально разработан проход), а добраться до Славянска нам помогли…
- Каким составом приехали в Славянск?
(Динго) - Мы прибыли группой около 50 человек. Из них 18 казаков терской «Волчьей сотни», 15 волонтеров и около 20 специалистов-добровольцев, с которыми мы работали в Крыму.
- Это служащие ВС РФ?
(Динго) - Это добровольцы и волонтеры. Конкретно мы в Украину, а перед этим в Крым, попали по просьбе казаков с Крыма. Причем не через штабы войск (через них это сделать было бы сложно), а по частным контактам. Сами связались друг с другом. Сами организовали проходы через границу, просачивались как добровольцы, организовывали службу, вошли с казаками Таврических общин в 1-ю Роту Специального Назначения Национальной Гвардии Республики Крым, выполняли военные задачи Министерства обороны Крыма (поэтому больше половины Национальной Гвардии Республики Крым, при принятии Присяги были в масках, т.к. они являлись казаки местных общин Таврии и бороды брить не собирались) и т.д. Контрактом с вооруженными силами мы не связаны. Из Крыма ушли с «Благодарностью» с печатью министра обороны Крыма – вот и все трофеи.
- Ваши действия в Славянске?
(Динго) - Схема действий была проработана нашим штабом. Взяли под контроль опорные пункты: СБУ, здание администрации, РУВД, создали дружины, вооружили их... Собственно, с этого и началась «Самооборона Донбасса».
Воевать по-казачьи
- 50 волонтеров смогли это сделать?
(Динго) - Мы волонтеры, но «мяса» у нас нет. Средний возраст 30-35 лет. Казаки – люди состоявшиеся и самодостаточные, большинство – с опытом боевых действий или прошедшие спецподготовку. Конкретно наши терцы живущие на Кубани проходили подготовку в течение полугода на свои средства.
Чего стоит один такой факт, поразивший местных: когда мы брали РОВД Краматорска, даже рациями не пользовались. Понимаем друг друга по взглядам, жестам. Собственно, велосипедов не изобретаем – воюем, как когда-то воевали пластуны.
- Местное население участвовало в организации самообороны?
(Динго) - Конечно. Почему мы и смогли так быстро все наладить. Народ был готов к действиям. Мы не просто организовали самооборону, мы подняли тут всех на уши! Здесь уже были свои разрозненные формирования, мы просто скоординировали действия, собрали местных специалистов. А оружие для сил самообороны «поставили» исключительно ВСУ…
Факт в тему:
В начале АТО на Юго-Востоке Украины СМИ разнесли тревожную весть о том, что ВСУ разместили вокруг Славянска установки «Град». Наверное, это должно было повергнуть горожан в упаднические настроения. Но не тут-то было! Силами самообороны одна установка была отбита, а еще одна приведена в негодность. Несмотря на укрепление установок минометами, бронетехникой и снайперами.
12 мая самооборона отбила у ВС Украины «Нону» - самоходное артиллерийское 120-мм орудие на базе БТР, предназначенное для подавления живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, бронированных целей.
- Легко ли создать самооборону из неподготовленных людей?
(Динго) - Отличительная черта славянина – быстрая обучаемость военному делу. Они учатся прям тут на коленках и после первого боя умеют уже столько, что какого-нибудь американца год натаскивать надо. Здесь же среди местных много потомков казаков. Донецкая область – это исторически казачьи земли. А гены тут быстро у многих сыграли. Собственно, мы уже все поставили на поток в Славянске и сейчас делаем это в Краматорске.
- По ТВ периодически проходят новости о нападениях на города военных и «правосеков», о жертвах среди населения… Вы не справляетесь?
(Динго) - Они щипают окраины города, блок-посты, ездят по селам. Как только у них информация появляется, что к ним выдвигаемся мы, они уезжают, обстреливая в основном мирные кварталы, толи сдуру, толи с досады… В сам город им не пройти. Мы их здесь жгем. Да и без нас ведь тут Сталинград: в каждой квартире пахнет коктейлем Молотова. После того, как в центре отпевали 10 мирных жителей, народ очень озлобился…
- Как часто бывают стычки с ВС Украины? Есть ли жертвы среди личного состава?
(Динго) - Столкновения бывают каждый день, бывает по нескольку раз. Среди казаков четверо раненых, убитый один – позывной Якут. За все время есть 8 погибших и 26 раненых среди местных ополченцев. Причем там был эпизод, когда ополченцы впятером умудрились раздолбать один БТР и уничтожить экипаж полностью, а второй БТР привести в негодность. Местные ополченцы настроены биться очень серьезно.
(Бабай) – Наши казаки тоже очень добрые люди. Посмотришь им в глаза – а там лютый февраль... "Правосеки" и радикалы просто срутся и ссутся, когда видят душевную доброту наших парней.
- Получается, местное население может вполне противостоять украинской армии?
(Динго) - По счастью, украинской армии за 23 года фактически не стало. Сюда едут либо призывники, которым или армия или тюрьма – они очень быстро перестают понимать, зачем они здесь, когда их местные спрашивают, с кем воевать они собрались? Есть наёмники всех покроев. Есть радикальный элемент, которым все равно, в кого стрелять. Они через одного под ширевом каким-то. Ну и молодняк – они отморозки, но не вояки. Избить толпой битами они могут, но на войне этого мало. Мне порой непонятно, как кучка людей, которая столько лет лизала жопу немцам, австриякам, венграм, полякам и т.д. и которая ничего не производит, смогла поставить всю Украину раком?
(Бабай) Сложность есть в том, что врага сложно узнать, пока он не совершит против тебя каких-то действий. Он выглядит как ты, говорит, как ты. Но помогают местные. Чужого человека им узнать не сложно. Если где-то в квартире заселились больше 3 человек – мы сразу об этом узнаем от местных жителей.
- Доказано участие в АТО иностранных наемников. Как с ними?
(Динго) - Недели три назад под Славянском появилась группа наемников... Мы об этом вовремя узнали. Не успели они разбить палатки, как на лагерь налетела наша лава, прошла сквозь него и вернулась в город. Итог: 28 убитых и куча раненых. И это до начала каких-либо действий!
По информации из Киева, ЧВК, которая должна теперь выплатить семьям погибших крупные суммы, вообще отказалась воевать против юго-востока.
- Боятся, значит?
(Динго) - Мы общаемся с иностранными журналистами. По меркам всего цивилизованного мира мы – отмороженные люди. В основе наших действий не лежит материальный интерес, а этого никто в мире понять не может. Как это – уехать из дома на такой долгий срок без оплаты? Мы уже 2 месяца в походе. Большинство и обмундирование за свой счет покупали. У многих долги дома остались. Семьи сейчас там не в лучшем положении. По приезду, кто останется живой, как-то будем решать эти вопросы…
- Что же вас тут удерживает?
(Динго) - Есть вещи важнее денег. Я вот знаю точно, что сам хоть и не подарок, но моему сыну за меня стыдно не будет. Когда мы видим, как к нам относятся местные, как подходят старушки с иконами, подводят детей, говорят «спасибо», на эти вопросы по-другому смотришь. Такое никогда не забудется. Мы ведь тут для многих последняя надежда и как свет в окне. Мы должны помочь этим людям. Если суждено погибнуть – мы знаем, под чье крыло пойдут наши души.
(Бабай) – Я считаю, что на этих исторически казачьих землях мы сейчас можем восстановить запорожскую Сечь и сделать «Казачью республику» с сильной и мобильной армией, дойти до Киева и устроить там «День мира на Земле». А если после этого кто-то еще захочет военных конфликтов, мы сможем сказать им: «Воюете?! Тогда мы идем к вам!»
- Как прошел референдум? Когда планируете уезжать отсюда?
(Динго) - В целом прошел хорошо. Три раза сработали на опережение. Были попытки провокаций. Когда уезжать – загадывать не будем. Сейчас пока ждем пополнения. Из Крыма уехали через месяц после референдума, когда стало ясно, что мирной жизни ничего не угрожает. То же самое должно быть и здесь. Так просто мы отсюда не уйдем.
- В сети можно встретить много высказываний даже от имени казаков, что россиянам и тем более казакам, не нужно лезть в дела восточной Украины. От имени этих же людей звучат слова в поддержку и одобрения «Правого Сектора». Что можешь сказать от своего имени этим людям?
(Динго) - «ПС» - это чисто политическая структура, которая говорит: мы - нация, а остальные - говно. Что тут может нравиться? Если это кому-то нравится, что галичане и лютеране издеваются над великороссами и православными, как они могут быть казаками?...
Вообще, сложно как-то всерьез отвечать на это. Пусть побудут здесь хотя бы один день, а потом поговорим.
13.05.2014"
P.S. Евгений болел душей за казаков и казачье дело. В разговоре он все время "отвлекался" от темы с замечаниями вроде: "у нас, у казаков..., как было заведено..., мы казаки, поэтому...". Очень жаль, что я отразил в интервью не все эти моменты. Только переслушивая запись нашего разговора, я понял, что он командир (атаман) Волчьей сотни. Позднее я общался с казаками, кто был с ним там в разное время. Открывались настолько удивительные для меня факты о нем, как о человеке, что я считаю своим долгом рассказать о нем как можно большему количеству казаков.