Так или иначе, жизнь продолжалась во время войны, и женщины все еще смотрелись в зеркало. Там, где была надежда, была и мода.
Мода не остановилась, когда была объявлена война. В первых парижских коллекциях, показанных после начала Второй мировой войны, одежда всё еще создавалась с прицелом на красоту. Практичные пальто и брючные костюмы, комбинезоны с молнией и хлопчатобумажные платья с принтом создавались не только из соображений практичности. Между обстрелами жизнь шла своим чередом.
«Действовать» было девизом каждой страны, участвовавшей во Второй мировой войне. Ограничения на ткань, кожу и металл в моде требовали умных решений для использования того, что было доступно. Например, женский шерстяной костюм мог быть сшит из мужского делового костюма, оставленного в шкафу. Патриотические принты и украшения использовались, чтобы поднять боевой дух или бросить вызов оккупантам.
Приоритеты военного времени имели приоритет над жизнями большинства женщин. В женский гардероб интегрировали брюки, теплые пальто и хлопчатобумажные изделия, которые экономят химикаты для чистки, время и деньги.
Шляпы были роскошью в большинстве стран военного времени. Однако необычная шляпка могла взбодрить строго скроенный костюм или простое платью.
Когда летом 1944 года Париж был освобожден, городские кутюрье сразу задумали вернуть себе статус мировой столицы моды. Поскольку большая часть Европы находится в руинах, а американская мода управляется собственными дизайнерами, вернуть доминирование в моде будет нелегко. Возвращение к женственности и гламуру в конечном итоге победило, что видно в послевоенных коллекциях Bailmain и Dior, который весной 1947 года покорил мир «New Look».
В сталинскую эпоху антимодные настроения рассеялись. Журналы, одобренные партией, теперь пропагандировали моду и красоту как неотъемлемую часть жизни советской женщины. «Работница» публиковала модные советы в каждом выпуске и регулярно сообщала об открытии новых модных домов в Советском Союзе.
«Крестьянка» даже устраивала передвижные показы, чтобы привнести моду в отдаленные участки страны. Продвигаемая эстетика была самой разнообразной: от городского лоска до этнического декора. Этот новый интерес к моде связан с утверждением Иосифа Сталина, что жизнь стала лучше и веселее.
Считалось, что изображения простых женщин пропагандируют капиталистическое представление, что социализм порождает бедность. Модная и красивая одежда была сигналом культуры и качества жизни, равным (или превосходящим) то, что было при капитализме. Ожидалось, что стахановцы, как выдающиеся образцы успешных рабочих, будут придерживаться особенно высоких стандартов внешнего вида. Их часто фотографировали в красивой одежде, даже когда они шли на фабрику.
На самом деле рекламируемая мода была не по карману большинству граждан. Советская промышленность не могла производить модную одежду в значительных количествах, а то, что было, не было в свободной продаже. Во время Второй мировой войны советская индустрия моды взяла перерыв. Если средний советский гражданин хотел особенно стильный предмет одежды, то нанимал частного портного. Повседневная одежда часто производилась самостоятельно, и журналы постоянно советовали женщинам самостоятельно подходить к этому вопросы.
Какой была мода в Советском Союзе?
Как можно сшить модное пальто, если единственная доступная ткань — кусок грубого войлока, из которого шили военные шинели? Возможное решение — сопровождаемое энергичными выкройками — можно найти на старых пожелтевших страницах модного журнала, издававшегося в России в 1920-е годы.
«Если у вас есть кусок ткани шириной около двух метров, хорошей идеей будет раскроить цельное бесшовное пальто», — предлагает журнал. «Сделаем разрезы только для пройм. Рукава будут иметь один шов, а воротник будет иметь форму половины квадрата».
Газетные и журнальные развороты с модными советами, эскизами и выкройками о том, как сшить черные кружевные перчатки, темно-синее платье с кружевным воротником и шикарное бархатное платье с отворотом, с роскошным палантином из чернобурки, перевязанным черными шелковыми лентами.
В выпуске журнала «Модели сезона» за 1940-е годы был разворот, посвященный тому, что его редакторы назвали «дизайном одежды, подходящим для нужд военного времени». Дизайнеры предложили женщинам перейти на плотные хлопчатобумажные ткани, использовать молнии и сделать больше брюк. Дизайн включал в себя различные комплекты, чтобы облегчить передвижение и защитить себя в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Такие практические советы резко контрастируют с глянцевыми журналами 1930-х годов, в которых на страницах танцевали яркие коктейльные и вечерние платья.
Большинство советских модных изданий включали страницы, демонстрирующие мировые модные тенденции. После войны женщины увлеклись катанием на коньках — доступным и увлекательным досугом и веселой зимней альтернативой традиционным танцам. Модные журналы страны отреагировали на тренд серией эскизов шерстяных костюмов для фигурного катания. Дизайнеры рекомендовали «юбку прямую, с одной глубокой складкой спереди и прямой жакет с поясом на талии».
#fashion #sovietfashion #советская мода