Очень часто приходится слышать о том, что именно танк Т-34 является лучшим танком Второй мировой войны. А вот британский историк Джеймс Холланд уверенно отдает пальму первенства американскому М4 «Шерман». Наверняка найдутся и те, кто похвалит немецкие и даже британские танки. В многочисленных спорах бесцельно ломаются копья, летят взаимные оскорбления, а порой и разбиваются носы. Поговорим и мы о нескольких важных моментах, которые следует помнить при выборе «лучшего танка».
В первую очередь важно уяснить главное. Даже если Т-34 и лучший танк Второй мировой войны, то «лучший» он именно в семействе средних танков. Должно быть очевидно, что сравнивать средний Т-34 с легким Pz.Kpfw.II некорректно. Так, последний стоит сравнивать с каким-нибюудь легким советским Т-70, например. В то же время неправильно сравнивать Т-34 с «Тигром» или «Пантерой» (последнюю немцы считали средним танком, хотя в СССР и среди Союзников ее называли тяжелым). Последние куда корректнее сравнивать с советским КВ и ИС, британским «Черчиллем» и каким-нибудь американским «Першингом».
Во-вторых, важно понимать, что у каждого из классов танков: легких, средних и тяжелых во Второй мировой войне была своя тактическая нагрузка. Сегодня мы живем в эпоху, когда все армии мира используют так называемые Основные боевые танки (ОБТ) – это машины, сочетающие в себе преимущества средних и тяжелых танков по классификации первой половины XX века. ОБТ взяли от своих отцов все лучшее и постарались нивелировать все худшее. А «худшего» у каждого из трех видов танков в годы Второй мировой войны хватало.
Легкие танки были быстрыми и компактными, однако имели слабое бронирование и слабое вооружение. Предназначались такие машины для артиллерийской разведки, десантных операций, а также быстрых рейдов по ближним тылам противника для разрыва коммуникаций.
Тяжелые танки – это, по сути, передвижные огневые точки с серьезным вооружением и бронированием, испытывающие дефицит маневренности и скорости. Предназначались они для поддержки войск в обороне, а также для противодействия вражеским укреплениям во время наступления.
Наконец, средние танки – это машины прорыва. В военной теории первой половины XX века средний танк «по учебнику» вообще не должен воевать с другими танками. Такие машины должны как можно быстрее уходить в тыл, вносить сумятицу и разрывать коммуникации, разрушать аэропорты и артиллерийские батареи, создавая благоприятные условия для дальнейшего окружения группы войск противника. Конечно, в жизни не всегда все не как в учебнике, однако задумывались средние танки именно для этих целей. Что кстати, умело продемонстрировал немецкий вермахт на первом этапе Второй мировой войны.
Зная все это, можно до мозолей на языке и пальцах спорить о том, какой средний танк все-таки был лучшим. В реальной войне танки никогда не действуют в вакууме, не сходятся в рыцарских поединках один на один. Любой бой – это почти всегда взаимодействия разных видов вооружения и типов подразделений. Недостатки одних, могут компенсироваться достоинствами других. В этом отчасти и заключается военное мастерство полководцев – понимать на что будут способны их люди, и их техника, и соответствующим образом планировать операцию.
Советские Т-34-76 были выпущены тиражом в 35 тысяч экземпляров. Т-34-85 были выпущены в количестве около 25 тысяч экземпляров. Американские «Шерманы» всех модификаций были произведены в количестве 49 тысяч экземпляров. Британский средний «Кромвель» выпустили тиражом в 4 тысячи машин, а вот немецкие «Панцер IV» выпустили в количестве 8.5 тысяч. Наверное, говорить о том, что Великобритании в силу географии танки были не сильно нужны, а в рейхе в силу специфики экономики и военной стратегии ставка делалась на запредельное качество машин и высокий уровень подготовки экипажей.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<<
В разных условиях каждый из перечисленных танков справлялся с поставленной перед ним задачей. Немецкие средние и легкие танки отлично показали себя во время блицкрига в Польше, Франции и СССР. Однако, оказались едва ли не бесполезны во второй фазе войны, когда на фронте в силу понятных причин кончились экипажи-асы, а немецкая промышленность начала страдать от дефицита материалов и рабочих рук.
Советские танки действительно показывали себя с лучшей стороны не только в моменты прорыва вражеской обороны, но и при необходимости быстрого ответа на прорывы со стороны противника. Точно так же с поставленными задачами справлялись и американские «Шерманы». Это прозвучит банально, но будь любая из этих машин плохой, она не оказалась бы на фронте. Любые же недостатки в танках устранялись по мере возможностей промышленностей их стран. И Т-34, и «Панцер» и «Шерман» неоднократно модернизировались в годы войны.
В конечном итоге войны выигрывают не танки (хотя, и они важны). Войны выигрывают народы и экономики. А пытаться доказать, что «наше лучше» только из каких-то ура-патриотических соображений – дело неблагодарное и даже кощунственное. И если уж на то пошло, то в том числе свое превосходство Т-34 доказали уже тем, что именно они стояли 8 мая 1945 года на улицах освобожденного от нацистов Берлина.
В продолжение темы читайте о том, в чем армии Союзников превосходили Красную армию во Второй мировой войне.
Источник: https://novate.ru/blogs/160222/62178/