Найти тему

Спящие задачи

Для большинства людей совершенно естественно стремиться что-то менять в своей жизни, чего-либо достигать и при этом стремиться к комфорту и удовольствию. Мало кто задумывается, что эти базовые стремления противоречивы и даже конфликтны. То есть эти две фундаментальные мотивационные тенденции, образно говоря, борются друг с другом с переменным успехом. Лень, апатия, прокрастинация, различного рода саботаж и даже классические формы психологической защиты есть яркое свидетельство этой непрерывной внутренней борьбы.

Автор: Петр Силенок — эксперт кафедры «Нейролингвистическое программирование» Академии социальных технологий, специалист в области генеративной психологии и психотерапии, кандидат психологических наук.

Фото: SHVETS Production, Pexels
Фото: SHVETS Production, Pexels

Очевидно, что эта непримиримая борьба этих двух внутренних витальных сил составляет диалектическое единство, у каждого отдельного человека складывающееся в определенную структуру. Целостность, архитектоника и своеобразие этой структуры в каждый значимый момент жизни определяют избирательность нашего поведения. Фактически эта структура диалектического единства представляет собой базовую и, в основном,  неосознаваемую для человека систему санкционирования,  разрешения и приоритетности определенного типа поведения. Именно система санкционирования определяет такие качества человека, как настойчивость, толерантность к трудностям, волевой контроль достижения целей и задач.

Я утверждаю, что данная система санкционирования выбора поведения есть ядро человека как субъекта деятельности. Борис Герасимович Ананьев, основатель советской ленинградской школы психологии, выделял следующие основные свойства человека: личность, субъект деятельности, индивид и индивидуальность. Свойства человека как субъекта деятельности определяют его жизнестойкость, деятельную позицию, направленность на достижения, его направленность на преодоление трудностей, хаоса и неопределенности в сложных для него — тестовых ситуациях. Несформированность человека как субъекта деятельности делает его безвольным, несамостоятельным, зависимым от обстоятельств и уязвимым от превратностей жизни.

Основным фактором, разрушающим комфортное течение жизни, являются обстоятельства новизны. То есть, свойства субъектности прежде всего востребованы в принципиально новых ситуациях. Жизненный принцип удовольствия в новых ситуациях сталкивается с требованиями проявления новых, не известных человеку доселе умений. К этому следует добавить факт неопределенности принципиально нового: человек не просто не умеет, но и не знает предмета своего нового поведения. Но так называемые тестовые ситуации — это как раз те, для разрешения которых требуется новый творческий подход и соответствующее поведение. Необходимость действовать в «зоне неопределенности», неизвестности, отсутствия понимания происходящего есть серьезный стресс для ориентированного на принцип удовольствия человека. Человек попадает в ловушку «неготовности к новизне».

Фото: SHVETS Production, Pexels
Фото: SHVETS Production, Pexels

Новое — это всегда неизвестное. Неизвестное должно стать понятным, а затем и освоенным. В этом смысл тестовых ситуаций, которые остаются неизвестными в силу избегания напряжения творческого познания и нового поведения. Неизвестное напрягает, лишает удовольствия потреблять блага известных и поэтому ставших уже стандартных для человека и безопасных (прежде всего для развития!) комфортных обстоятельств жизни. Без внедрения новизны в жизнь человека происходит адаптация к стандартным комфортным ситуациям. Эти два диалектически противоречивых вектора комфорта и достижений должны существовать в единстве!

Про адаптацию к фактору стандартного комфорта приведу талантливое обобщение в стихах Константина Никольского:

Мой друг художник и поэт в дождливый вечер на стекле
Мою любовь нарисовал, открыв мне чудо на земле.
Сидел я молча у окна и наслаждался тишиной,
Моя любовь с тех пор всегда была со мной.
И время как вода текло,
И было мне всегда тепло,
Когда в дождливый вечер я
Смотрел в оконное стекло.
Но год за годом я встречал
В глазах любви моей печаль,
Дождливой скуки тусклый свет,
И вот любовь сменила цвет.
Моя любовь сменила цвет,
Угас чудесный яркий день,
Мою любовь ночная укрывает тень.
Веселых красок болтовня,
Игра волшебного огня,
Моя любовь уже не радует меня.
Поблекли нежные тона,
Исчезла высь и глубина,
И четких линий больше нет —
Вот безразличия портрет.
Глаза в глаза любовь глядит,
А я не весел, не сердит.
Бесцветных снов покой земной
Молчаньем делится со мной.
И вдохновенное лицо
Утратит добрые черты,
Моя любовь умрет во мне в конце концов.
И капли грустного дождя
Струиться будут по стеклу,
Моя любовь неслышно плачет уходя.
И радугу прошедших дней
Застелит пыль грядущих лет,
И так же потеряют цвет
Воспоминания о ней.
Рисунок тает на стекле,
Его спасти надежды нет,
Но как же мне раскрасить вновь
В цвет радости мою любовь.
А может быть разбить окно
И окунуться в мир иной,
Где, солнечный рисуя свет,
Живет художник и поэт?…

Фото: SHVETS Production, Pexels
Фото: SHVETS Production, Pexels

Я готов высказать предположение, что факторы новизны и факторы известного и стандартного в жизни человека равновелики. Можно опереться здесь на высказывание Сократа, смысл которого выражен в формуле: «Чем больше я знаю, тем больше неведанного открывается». Прямо по факту знания присутствует факт неведения. Потрясающая диалектика! И ключ к так называемому порождающему разуму и генеративному мышлению, как способу использования потенциала тестовых ситуаций.

Богатство личности — в ее эволюционном статусе. Только развивающийся человек опирается на новое и пока неведомое. Только прогресс создает энергетику и семантику  Счастья. Организация собственного прогресса представляется, прежде всего, в тестовых личностных ситуациях. Один из важнейших эволюционных принципов работы с персональным прогрессом — это опора на вытесненные в прошлом, заблокированные, табуированные и тем самым дисквалифицированные человеком в угоду принципа комфорта и безопасности содержания в прошлом. У каждого из нас есть такие потенциально-личностные содержания. Их надо обнаружить и присвоить на уровне уже зрелой личности. Я называю эти задачи выявления из прошлого и присвоения для будущего «спящими задачами». Они потому «спящие», что они реально существуют и весьма актуальны для прогресса, но в силу известной борьбы векторов изменения и комфорта как таковые пока даже и не осознаются.