Прежде всего определимся с литературоведческими терминами, необходимыми для анализа.
СОНЕТ — лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом — пятистопным или шестистопным; реже употребляется четырехстопный ямб. 14 стихов сонета группируются в два четверостишия и в два трехстишия (терцета).
КАТРЕН - (от франц. quatrain - четыре) - вид строфы (см. строфа ): четверостишие, строфа из четырех строк.
Сонетный замок – финальное двустишие.
Классическими в нашей литературе считаются переводы С.Я. Маршака. Все сонеты Шекспира имеют не название (или не только название), но и сквозную нумерацию. Игорь Шайтанов, исследователь творчества Шекспира, так объяснил обращение поэта к жанру.
«Именно в сонете человек, слагающий стихотворение, впервые остался один на один — с самим собой и с листом бумаги, на которую переносил свою внутреннюю речь: в форме пародии, но чаще в форме рефлексии — как писать, как восхвалять свою возлюбленную, чтобы не отступить от правды собственного сердца. Именно эта рефлективность в отношении любовного сюжета и сделала мотив сочинительства стихов шекспировским шибболетом в те годы».
(Шибболет - библейское выражение, в переносном смысле обозначающее характерную речевую особенность, по которой можно опознать группу людей (в частности, этническую), своеобразный «речевой пароль», который неосознанно выдаёт человека, для которого язык — неродной)
Сделаем анализ нескольких сонетов
Сонет 102
Люблю, - но реже говорю об этом,
Люблю нежней, - но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
Тебя встречал я песней, как приветом,
Когда любовь нова была для нас.
Так соловей гремит в полночный час
Весной, но флейту забывает летом.
Ночь не лишится прелести своей,
Когда его умолкнут излиянья.
Но музыка, звуча со всех ветвей,
Обычной став, теряет обаянье.
И я умолк подобно соловью:
Свое пропел и больше не пою.
Основная идея – утверждение ценности любви в её единственном звучании. По мнению Шекспира, настоящая любовь не требует бурных изъяснений, более того, чем больше о любви говоришь, тем больше используешь «штампованных признаний, превращая тем самым чувство в товар». (И. Шайтанов)
Композиция. Первый катрен – уединенность любви, второй -невозможность молчать, если любишь, третий - гибель любви и красоты под влиянием обыденности. Сонетный замок – итог лирических размышлений: когда всё сказано, можно уже ничего не добавлять. «Молчание не умалит силы любви и не будет раздражать того, на кого она направлена». (И. Шайтанов)
Образ Любви в сонете сливается с образом Красоты, воспеваемой Поэтом (символический образ – Соловей) в начале весны, под которой понимается расцвет дружеских отношений.
«В летнюю пору, отовсюду наполненную музыкой, пение соловья теряется, утрачивает свою ценность. В летней музыке явственно видна параллель между птичьими трелями, которые характерны для первой половины лета, общим поэтическим многоголосьем, рано или поздно возникающим в литературе по отношению к тому или иному жанру или теме, и неизменным для любви/дружбы нарастанием чувств, а следовательно, и словесных признаний». (И. Шайтанов)
Сонет 55
Могильный мрамор, статуи царей
В грязи времен, под пылью вековой
Исчезнут раньше в памяти людей,
Чем строки, что воспели образ твой.
Огонь войны способен сокрушить
Твердыни, все, что создал человек,
А строки в поколеньях будут жить,
Начертанными в памяти навек.
Твой образ в них пересечет века
И лишь тогда исчезнет навсегда,
Когда застынет Времени река,
Приблизив день Великого Суда.
Итак, пока твой не воспрянет прах,
Живи в стихах и любящих глазах.
Основная идея пятьдесят пятого сонета – великая сила искусства, способная победить разрушительное действие времени и сохранить в веках образ любимого человека.
Композиция. 1 катрен. Под влиянием естественного течения времени, которое, однако, может покрыть просто пылью или разрушить мрамор могил мрамор, на первый взгляд практически не заметны изменения пространства. Важно здесь другое: твердый камень уступает «в битве сохранения образа друга «веским словам».
2 катрен. Появляется динамика. Время войны или мятежа разрушит статую. Но СЛОВО по-прежнему вечно. «Врезанные в память письмена» (перевод С. Маршака; у Шекспира это «живая запись вашей памяти») – это уже не просто «веские слова» из первого катрена, это написанные, понравившиеся и запомненные людьми строки, в которых идёт речь о другом человеке». (И. Шайтанов)
3 катрен. Идея «живой памяти» - это как единственно возможный вариант продолжения земной жизни. Память о друге будет храниться многими поколениями людей.
«Сонетный ключ» - итог философским размышлениям поэта о великой силе искусства. «Широкое полотно вечной жизни к финалу сужается до одного-единственного сердца любящего человека». (И. Шайтанов)
Итак, в сонете 55 Шекспир тоже рассматривает время как разрушительную силу и противопоставляет этому силу искусства. (Какое стихотворение А.С. Пушкина перекликается с идеей этого сонета Шекспира?)
«Образы мрамора и царственности, прямо отождествленные с властью и богатством, а также тот факт, что герой пренебрегает ими как ненадежными, предполагает, что ценности искусства стоят для него выше денежных. Герой полагает, что лучший способ увековечить человека – это сделать его объектом произведения искусства, и именно это и происходит в данном сонете о любви». (И. Шайтанов)
Возможные вопросы по лирике Шекспира
10.1 Как в сонете 55 раскрывается тема времени и искусства?
10.2. Как метафорический ряд в строфах 55 сонета помогает понять идею произведения?
11. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается тема времени и искусства. В чём сходно (или различно) звучание данной темы в выбранном произведении и в приведённом стихотворении
10. Какие грани любовного чувства отражены в 102 сонете У. Шекспира?
10.2. Какую роль в раскрытии темы играет композиция стихотворения?
11. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в выбранном произведении и в приведённом сонете У. Шекспира?