Линкоры первой серии русских дредноутов стали основой линейного флота страны, позволив СССР остаться в элитном клубе морских держав, обладателей подобных кораблей. После проведенных в 20-30-х годах модернизаций, линкоры смогли несколько увеличить свои боевые возможности, тем не менее остались устаревшими линкорами первого поколения. Уцелело три из четырех линкоров, четвертый после пожара восстанавливать не стали.
Линкор «Севастополь» стал в 1921 году «Парижской коммуной», а в 1929 году он перешел на Черное море, став почти на два десятилетия единственным черноморским линкором.
Тактико-технические данные «Парижская коммуна» (на 1943 г.)
Водоизмещение , стандартное 25500-27060, нормальное 30395, полное 31275 тонн. Длина наибольшая 184,85/181,0 м. Ширина наибольшая 32,50/29,20 м. Осадка максимальная 9,65 м, при стандартном / полном 8,18/9,15 м. Высота борта в носу / на миделе 16,00/14,28 м. Метацентрическая высота, м: при стандартном водоизмещении 1,74 (в 1940 году), при полном водоизмещении 2,03 (в 1940 году)
Двигатели-паротурбинная установка общей мощностью (4 установки, 12котлов) 61000 (49 500/при форсировке 62 300)л.с., Винтов-4. Скорость хода максимальная 21,5-23,5 узлов (22,1 2/23,1 2 (в 1940 году)). Скорость хода полная 20 узлов. Скорость хода экономическая 14 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 2160 миль, 2700 миль при 14 узлах, 1200 миль при 23,12 узлах(при полном запасе топлива 2131 т). 3680 миль при 14,2 узлах (при расходовании топлива из булей). Топливо 1950 тонн мазута. Экипаж 1546 человек. Автономность по запасам провизии 10 суток.
Бронирование борта 125-225+50 мм. Траверзы 125 мм. Барбеты 75—150 мм. Румпельное отделение 25—125 мм. Бронирование палубы 25-75 мм(38 + 19-75 + 19-25 мм). Бронирование рубки 70-250 мм (100—254 мм). Бронирование башни ГК 152-305 мм(тыл 305 мм, стены и лоб 203 мм, крыша 152 мм). Бронирование противоминной артиллерии 37,5-125 мм.
Вооружение: к началу 1944 г.: 12 (4x3)– 305/52-мм МК-3-12М (1200 снарядов), 16x1 – 120мм/50(3200), 6 х 1 – 76мм/55 34К(3000), 16 – 37-мм/67 70К; 2x4 – 12,7-мм пулеметов Виккерса и 12 – 12,7-мм пулеметов ДШК( 60 000). Торпедное вооружение сняли в 1933 – 1938 годах. 8 параван-охранителей. Авиагруппа (после модернизации) 2 гидросамолёта. РЛС, тип 1, тип 281
На фото ниже знаменитая носовая наделка, с которой линкор в 1929 году штурмовал штормовой Бискайский залив. В Бресте ее пришлось демонтировать, она явно ухудшала мореходность.
В предвоенные летние кампании 1938 и 1939 годов, одновременно с реконструкцией, линкор проводил активную боевую подготовку. В 1939 году за 396 ходовых часов он прошел 4203 мили, при этом в мае— августе участвовал в съемках кинофильма «Моряки».
Утро 22 июня 1941 года линкор встретил в Севастополе под командованием капитана 1 ранга Ф.И.Кравченко. В 4-49 корабль перешел на готовность №1. Первый авианалет люфтваффе на Севастополь имел целью минирование прилегающей акватории новейшими магнитными минами. «Парижская коммуна» огонь по самолетам не открывала. К 5-00 после боевой тревоги на корабль вернулись с берега все отсутствовавшие.
За несколько дней экипаж был пополнен до 1670 человек. Первое боевое крещение зенитчики линкора получили только 14 июля. Из 76-мм установки 34-К дюжиной снарядов был обстрелян Junkers Ju 88. При этом линкор стоял на якорях и не менял дислокацию с 22 июня.
Только потом командование перевело корабль в Троицкую бухту. Там с линкора сняли катапульту и гидросамолет, а установили размагничивающее устройство для борьбы с магнитными минами. В это время первый отряд добровольцев из моряков линкора в составе морской пехоты ушел на защиту Одессы.
Силами экипажа (600 человек ) в октябре была сплетена маскировочная сеть площадью 4000 кв.м. Сам линкор в море несколько месяцев не выходил, но война пришла к линкору сама. После потери крымских аэродромов 1 ноября корабли Черноморского флота во главе с «Парижской коммуной» ушли в Поти.
Тем временем началась героическая оборона Севастополя. 8 ноября линкор первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. 27 ноября 1941 года в сопровождении эсминца «Смышлёный» «Парижская коммуна» вышла на своё первое боевое задание. Переход происходил при зимнем 8 балльном шторме, один из листов наружной обшивки треснул и пришлось затопить два отсека для выравнивания корабля. Несмотря на это 28 ноября линкор вышел на позицию у мыса Фиолент и отстрелялся по позициям немецкой 24-й пехотной дивизии в районе селений Байдары, Сахтик, Хайто, выпустив от 146 до 153 фугасных снарядов, кроме того 120 мм орудия линкора израсходовали 299 выстрелов по приморскому флангу противника. По мнению генерал-майора И. Е. Петрова именно стрельба линкора и крейсеров сорвала тогда немецкий штурм города.
Возвращение в Поти оказалось для линкора очень тяжелым. Шторм усилился до 11 баллов и если к порту корабль подошел уже 29 ноября, то то войти в него он не мог несколько дней, так как даже такую махину сносило с фарватера. Несколько дней линкор провел на внешнем рейде на якорях, но погода продолжала буйствовать.
Было принято решение ввести флагман в порт с помощью буксиров. Это привело сразу к нескольким трагедиям. Еще при швартовке были смыты за борт и погибли три моряка баковой группы. Сам линкор шквалом развернуло на месте и швартовым концом при этом перевернуло буксир «Красный Октябрь», где погибло еще три человека.
Затем «Парижскую коммуну» вообще вынесло на мель, снять с которой удалось лишь привлечением дополнительных буксиров и затоплением трех отсеков для создания нужного крена. Хотя линкор в итоге удалось поставить к причалу, но отбойным течением корабль вновь был приведен в опасное движение. Чтобы спасти корабль, его притопили и посадили на грунт, чтобы дождаться улучшения погоды. Приказ отдал контр-адмирал Л.А. Владимирский. В этот день у экипажа линкора были единственные потери за всю войну.
Около месяца ушло на ремонт после столкновения со стихией. В боевой поход он вновь вышел только 27 декабря. Он должен был поддержать огнем защитников Севастополя. 28 декабря к нему в пути присоединились эсминец «Смышлёный» и лидер «Ташкент». К ночи 28 декабря линкор вошел в Северную, а затем буксирами переведен в Южную. Корабль поставили на бочки, проложили проводную связь со штабом СОРа (Севастопольского оборонительного района), с берегов прикрыли дополнительной зенитной артиллерией.
Авиаатака на линкор состоялась уже утром двумя Junkers Ju 88, но их перехватили наши истребители. Тем временем, согласовав цели со штабом, линкор начал обстрел немецких объектов в долине реки Бельбек.
После 17-00 огонь пришлось прекратить. В результате собственной стрельбы был поврежден блистер первой башни с правого борта, от него пороховыми газами были оторваны броневлисты. В двух башнях вышли из строя два орудия. Через несколько часов, после устранения повреждений, огонь был продолжен. Всего за день израсходованы были 179 снарядов 305-мм калибра, 265 120-мм и 47 76-мм зенитной артиллерии.
30 декабря «Парижская коммуна» вместе с крейсером «Молотов» покинула Севастополь, на ней были эвакуированы 1025 раненых. В 16 часов того же дня линкор успешно прибыл в Новороссийсе, где три дня был атакован борой, в результате у него обледенели корпус и надстройки.
На рубеже 1941-1942 годов РККА начала Керченско-Феодосийскую десантную операцию. Целью была деблокада Севастополя и освобождение Крыма. Поначалу она шла успешно. 5 января 1942 года линкор в сопровождении эсминца «Бойкий» вышел из Новороссийска для поддержки переброшенной из Ирана 44-й армии, высадившей десант в районе Феодосии. Погода снова была штормовой-6 баллов и снежные заряды. Огонь был открыт в 1-28 по району Старого Крыма и Салы, без корректировки, просто по площадям. За 27 минут линкором было выпущено 165-168 снарядов главного калибра.
11 января 1942 года линкор в сопровождении эсминца «Смышлёный», которого по пути сменили «Железняков» и «Бодрый», поддерживал отвлекающий десант в районе Судака. Правда, высаженный 6 января передовой отряд 226-го горно-стрелкового полка к этому времени был частично уничтожен и пленен, а частично рассеян в лесах Перчема.
13 января ночью, с 02:32 по 02:59, линкор обстрелял немецкие позиции в районе Старого Крыма и Изюмовки. Израсходовано было 139 снарядов главного калибра, вышли из строя еще два орудия в третей и четвёртой башнях. После этого корабль вернулся в Поти.
15 января 1942 года «Парижская коммуна» вместе с эсминцами «Безупречный» и «Железняков» вышли в район Феодосии. 15-16 января с 23:45 по 00:24 был произведен огневой налет в 125 выстрелов главным калибром и 585 -вспомогательным. На этот раз стрельбу пришлось вести под атаками немецкой авиации и активно маневрировать. Один из близких разрывов авиабомбы вывел из строя 120 мм орудие. Корабль благополучно вернулся в Поти, где стал участником отражения многочисленных авианалетов. С 17 января по 25 февраля 1942 года зенитчики «Парижской коммуны» семь раз участвовали в отражении авианалётов и сумели сбить один Junkers Ju 88.
Уже 15 января 1942 года немецко-румынские войска Манштейна перешли в контрнаступление и Крымский фронт вскоре рухнул. 18 января вермахт вновь занял Феодосию.
«Парижская коммуна» в очередной боевой поход вышла лишь 26 февраля. С охранением из эсминцев «Бдительный» и «Бойкий» он был направлен к Феодосии для уничтожения в порту базы вражеских торпедных катеров. Ночью 27 февраля 50 снарядов главного калибра было израсходовано по гавани и причалам. Затем корабли отошли в море и на следующую ночь повторили атаку, теперь на немецкие объекты в Старом Крыму, сделав еще 50 выстрелов. Артиллерия флота должна была поддержать очередную попытку наступления Крымского фронта. Во время стрельбы вышло из строя еще одно орудие.
Затем корабли ушли в Новороссийск, где линкор вновь подвергся серии авианалетов. 8 марта корабль получил несколько попаданий зажигательными бомбами, пожары были быстро потушены, а 18 марта зенитчики смогли уничтожить ещё один самолёт противника.
Следующий боевой выход линкора в охранении лидера «Ташке́нт», эсминцев «Железняков», «Безупречный» и «Бойкий» состоялся 20 марта 1942 года. Погода вновь оказалась неожиданно суровой. Шторм достигал 9 баллов, на кораблях началось обледенение. Командование решило заменить «Железнякова» на «Бдительный».
В ночь на 21 и на 22 марта линкор провел два обстрела по немецким позициям на Керченском полуострове (у Владиславовки и Ново-Михайловки). Израсходовано было 292-299 снарядов главного калибра. После первого же обстрела были обнаружены трещины в кормовой части корпуса, через которые стала поступать забортная вода. После второго обстрела из строя вышло еще одно орудие. Во время стрельбы было замечено, что от стволов пушек активно стали отлетать осколки металла. Износ орудий дошел до предела. После возвращения в Поти в районе башен линкора толщина ледяного покрова составляла 20—30 см.
Линкор пришлось ставить на ремонт, который был запланирован еще раньше, так как половина орудий имела трещины стволов у дульных срезов, ресурс лейнеров, рассчитанный на 250 выстрелов, также был израсходован. Еще 11 марта 1942 года из Севастополя крейсером «Красный Крым» были вывезены необходимые детали для ремонта. Остальные необходимые стволы орудий вывезли со сталинградского завода «Баррикады».
К 12 апреля заменили все стволы главного калибра, заодно отремонтировали элеваторы, оптические приборы, системы управления огнем среднего калибра. Всего за 16 дней вместо 6-8 месяцев в мирное время по нормативам.
Но даже после ремонта использование самого крупного корабля Черноморского флота в условиях господства немцев в воздухе было признано нецелесообразным. Тем не менее предложения рассматривали.
21 апреля командиром корабля стал капитан 1-го ранга Ю.К. Зиновьев, а 22 апреля на линкоре побывал сам Октябрьский. Адмирал выступил перед экипажем, озвучил что «Парижская коммуна» «имеет большое значение для политической обстановки на Чёрном море».
26 апреля из новых орудий провели испытательные стрельбы. При этом ценный корабль сопровождали эсминец «Бойкий», четыре строжевых и три торпедных катера, а с воздуха прикрытие осуществляли самолёты МБР-2 и И-153. 7 мая «Парижскую коммуну» посетил нарком Военно-морского флота адмирал Н.Г. Кузнецов, во время этого визита и был поднят вопрос о возвращении кораблю названия «Севастополь».
К июлю 1942 года был закончен ремонт корпуса линкора, он был укреплен, а обнаруженные трещины заварили.
Попытки использовать корабль с большим политическим значением в боевых действиях предпринимались неоднократно. Октябрьский получил запрет от Н.Г. Кузнецова на дальнейшее использование линкора для огневых налётов, опасных и малоэффективных. Вице-адмирал Ф. С. Октябрьский в конце мая 1942 года предложил отправить на линкоре в Севастополь 25 танков КВ-1 ввиду критического положения города, но до дела не дошло. Часть боекомплекта орудий главного калибра линкора была передана на эсминец «Сообразительный» для доставки на батареи осаждённого города, однако так и не была доставлена. А 3 июля 1942 года Севастополь пал...
В самый тяжелый момент битвы за Кавказ, после падения Новороссийска и массированных авианалётов на Поти, 12 сентября 1942 года линкор увели в порт Батуми, практически к турецкой границе. Только после начала контрнаступления под Сталинградом, 25 ноября, его вернули в Поти. Сам же корабль участвовал только в ПВО своей базы, с 30 апреля 1942 года по 29 марта 1943 года зенитчиками линкора было израсходовано 246 76-мм и 532 37-мм снарядов.
31 мая 1943 года линкору было восстановлено наименование «Севастополь».
Во время Новороссийской десантной операции предлагали использовать линкор для поддержки десанта в районе Озерейки, но опасения за безопасность заставили отправить вместо него крейсер «Красный Крым».
Но пушки с линкора поучаствовали все-таки в освобождении Новороссийске, несколько снятых с корабля 120 мм в сентябре 1943 года пошли на укомплектование береговой батареи "Севастополь"вместе с расчетами.
Зенитное вооружение линкора было усилено четырьмя 37-мм автоматическими пушками 70-К, двумя счетверёнными пулемётными установками Vickers .50 и 14 крупнокалиберными пулемётами ДШК. Были установлены британские РЛС типа 290 и 291.
После трагедии 6 октября 1943 года с гибелью лидера «Харьков» и двух эсминцев, крупные корабли можно было использовать только с отдельного разрешения Ставки, в итоге линкор еще год провел не выходя из базы. Часть экипажа в начале 1944 года была направлена в Ваенгу для приёмки британского линкора HMS Royal Sovereign, позже переименованного в «Архангельск».
9 мая 1944 года Севастополь был освобожден, а 5 ноября 1944 года линкор под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С.Октябрьского, вторым, вслед за крейсером «Красный Крым», во главе эскадры вошел на рейд освобожденного города русских моряков.
Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Было израсходовано 1159 снарядов главного и 1169 вспомогательного калибров. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито 3 самолета. После ремонта из экипажа 540 человек перевели в морскую пехоту, из них 39 погибли в боях.
8 июля 1945 года линейный корабль «Севастополь» был награжден орденом Красного Знамени.
24 июля 1954 года линкор стал учебным кораблем, еще через полтора года (17 февраля 1956 года) он пошел на слом.
Активная боевая деятельность единственного черноморского линкора уложилась всего в четыре месяца. Увы, эти зимние месяцы на Черном море были не самыми удачными для наступления. В основном линкор использовался для огневой поддержки сухопутных войск. Но почти все огневые налеты проводились без корректировки, по площадям, часто в штормовую погоду. Нет никаких оснований считать огневую поддержку "Парижанки" эффективной. В отличие от балтийских линкоров стрельба главным калибром не основывалась на проверенных данных разведки с корректировкой и пристрелкой по целям. Даже массированно "перепахать" нужный участок не получалось.
Невозможно обойти фактор командования флотом. Если героизм краснофлотцев был запределен, среди офицеров и командиров кораблей в изобилии встречались смелые, талантливые и удачливые командиры, то уровень штабного планирования можно оценить как "позорный". Неподготовленные операции, полное игнорирование прогнозов погоды ( а ведь метеослужба СССР добросовестно работала и во время войны от Крайнего Севера до самого юга), реактивные действия на внешние раздражители, неумение и нежелание координировать действия флота с армией и авиацией и т.д. и т.п.
Все это явно проявилось во время активных четырех месяцев. А еще над командованием постоянно висела угроза потери самого большого корабля ЧФ, линкор берегли в начале войны и практически вывели из оборота после марта 1942 года. Политические соображения возобладали.
В итоге громадный потенциал флота был бестолково растрачен зимой 1941-1942 года, когда отдача от него была минимальной, а потери десантов запредельными. Когда же весной 1942 года роль флота стала решающей, "разорваться" между снабжением и поддержкой одновременно Севастополя и Крымского фронта флот не смог. Помочь отступающим после удара Манштейна армиям на ак-монайских позициях флот практически и не пытался.
К сожалению и сам корабль, несмотря на свежий ремонт, после интенсивной эксплуатации "посыпался". Возможно виноваты жесткие погодные условия регулярных 7-11 балльных штормов. В сочетании со скромными сервисно-ремонтными возможностями новых портов базирования, типа Поти.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам