Найти тему

О любви, грядущей и пришедшей

Все жаждут успеха, но иногда успех, пришедший слишком рано, бывает губителен. Так вышло с Артуром Хьюзом. Его первая картина "Апрельская любовь" (о которой у нас есть отдельный пост) сразу же стала настолько знаменита, что ее громкую славу не смогла затмить ни одна из последующих работ художника - сегодня большинство из них позабыто.

Апрельская любовь. Артур Хьюз. 1856 г.
Апрельская любовь. Артур Хьюз. 1856 г.

Среди сонма этих позабытых картин (Артур Хьюз написал за свою жизнь более 200 фундаментальных работ) и лирическое полотно "Доброй ночи", написанное в 1865 - 1866 годах.

Работа задумывалась художником как маленькая поэма, романтизирующая повседневность. Ее героиня - юная девушка, еще почти девочка, она вернулась с прогулки по окрестным лугам (о чем говорит венок из цветов, осыпающийся в ее руках) и теперь, готовясь отойти ко сну, снимает свой синий, расшитый цветами плащ и, обернувшись в пол оборота, смотрит на зрителя.

Пара голубей в клетке и два красных цветка в букете ромашек намекают нам на то, что героиня картины блуждала по лугам, погруженная в грезы о первой любви.

Доброй ночи. Артур Хьюз. 1865- 1866 гг.
Доброй ночи. Артур Хьюз. 1865- 1866 гг.

Вместе с тем, одевая свою, еще очень юную героиню, в этот пышный не по возрасту плащ и осеняя ее лицо не слишком свойственной детям меланхолией, художник делает ее образ двойственным. Она не только девочка (вполне по-видимому конкретная), но и нимфа - почти богиня, символизирующая утро жизни с его надеждами и мечтами. Мечтами о любви, которой еще только ждут.

Об этом ясно говорит зажженный в дальней комнате на втором плане картины огонь свечей - это пламя детства, которое еще не погасло. Эта девочка стоит на пороге юности, которая еще не пришла, а только вот-вот наступит.

Не забывай меня. Артур Хьюз. 1902 г.
Не забывай меня. Артур Хьюз. 1902 г.

Картина была впервые выставлена в Королевской академии в 1866 году, где и провисела почти шесть лет, прежде чем была продана. Большого успеха она художнику не принесла, и мы не знаем ни имени натурщицы, позировавшей для картины, ни того, послужил ли вдохновением для создания картины какой-то реальный эпизод из жизни художника и/ или его близких.

Но, несмотря на то, что картина "Доброй ночи" большого успеха у публики не имела, спустя 35 лет художник решил эту картину повторить. 24 февраля 1902 года Артур Хьюз написал своей дочери Агнес: "Я решился на новую картину, вернее на новый вариант старой. Это картина "Спокойной ночи"..."

Марианна. Артур Хьюз. 1880 г.
Марианна. Артур Хьюз. 1880 г.

И Хьюз такую картину действительно написал. На ней молодая девушка все в том же расшитом цветами плаще стоит у раскрытого окна. У ее ног все тот же букет полевых цветов. За ее спиной - кровать, на которой лежит скрипка. Спинку кровати украшают два ангела с золотыми нимбами. В руках у девушки цветок незабудки.

В русскоязычных каталогах картину чаще всего называют "Не забудь меня". Но это верно лишь отчасти, поскольку в оригинале картина озаглавлена - "Forget Me Not", что не только можно перевести как "Не забывай меня", но и является названием для цветка незабудки.

Страдающее сердце / Джудьетта и ее няня. 1872 г.
Страдающее сердце / Джудьетта и ее няня. 1872 г.

Синий плащ и золотые волосы девушки позволяют нам предположить, что героиня у картин "Доброй ночи" и "Не забывай меня" - одна и та же. При этом все на второй из картин говорит о том, что мечты девушки сбылись - любовь к ней пришла и эта любовь взаимна. Ангелы на кровати девушки держаться за руки, да и скрипка, оставленная на постели, намекает на то, что душа героини "поет". Но девушке пришлось со своим возлюбленным разлучится. Именно поэтому она вновь стоит у окна и мечтает о грядущем.

Интересно, что, за окном девушек на обеих картинах ночь. Только на первой из них это ночь грядущая, тогда как на второй мы можем видеть в окне героини кусочек луны.

Имени модели, которая позировала художнику для этой картины, мы тоже не знаем, хотя некоторые черты этой модели, равно как и мотивы этих картин, можно встретить и в ряде других работ художника.

В траве. Артур Хьюз. 1865 г.
В траве. Артур Хьюз. 1865 г.