Найти тему
Кофе с Кандинским

Ботанический атлас Михаила Врубеля

Самый таинственный художник в русском искусстве обожал цветы. По его произведениям можно составить целый гербарий.

Красные цветы и листья бегонии. 1886-1887
Красные цветы и листья бегонии. 1886-1887

Почему художник так любил писать цветы? Они привлекали его многообразием формы: лилии, барвинок, розы, ирисы, чертополох, орхидеи, сирень... Каждый цветок будто отдельный герой, через множество оттенков и форм Врубель сумел найти и выразить особую природу каждого.

Но цветы для Врубеля это не только про красоту. В этих живописных и графических работах проявилась его знаменитая "граненость" форм, их особое качество, сближающее почти любое врубелевское произведение с мозаикой.

Цветы для Врубеля - всегда метаморфоза. Рука художника оживляет их и очеловечивает, каждый цветок обретает свое настроение. Цветок не просто предмет для изображения, художник тщательно исследует его лепесток за лепестком, лист за листом, травинка за травинкой - от такого внимания цветы начинают отзываться и открывают художнику свои тайны. Отталкиваясь от формы цветка, Врубель создает симфонию оттенков, нагружая цветы символической значимостью.

Роза в стакане. 1904. Государственная Третьяковская галерея
Роза в стакане. 1904. Государственная Третьяковская галерея

Как поэтично склонила голову роза - художник тонко передает нежность лепестков и удивительный розоватый оттенок. Есть что-то сновидческое в этих цветах, ощущение нездешнего мира - в этом весь Врубель, в этом весь его художественный мир.

Орхидея. 1886-1887. Национальный музей «Киевская картинная галерея»
Орхидея. 1886-1887. Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Никто из художников не изображал цветы так. Из размывок акварели, на первый взгляд, как будто хаотичных, рождается нечто изумительное: орхидея не просто оживает, она как будто обретает характер. Здесь еще интересно, как художник работает с плоскостью листа: сам цветок слегка сдвинут вправо, словно пытаясь отступить назад, в глубину листа.

Барвинок. 1886-1888. Национальный музей «Киевская картинная галерея»
Барвинок. 1886-1888. Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Художник умеет извлечь из привычного цветка красочную гармония самого разного свойства. Орхидеи и розы изысканны и привлекательны, а простенький барвинок? В версии Врубеля он ничуть не менее выразителен, чем любой другой цветок.

Белый ирис. 1886-1887. Национальный музей «Киевская картинная галерея»
Белый ирис. 1886-1887. Национальный музей «Киевская картинная галерея»

В изображении некоторых цветов, например, ирисов, Врубель почти уходит от реальности. До открытия абстрактной живописи еще почти 30 лет, но этому художнику, кажется, остался всего один шаг.

Ко многим цветочным мотивам Врубель обращался постоянно. Одним из таких стали кампанулы, они же колокольчики. В акварели или в карандашном наброске - художник исследует колокольчиковое многообразие и единство одновременно. Одна и та же форма, но ни один цветок не повторяет другой - природа создала их все разными.

Азалии множественностью цветков сродни кампанулам, но сама форма - иная. И вновь Врубель-исследователь проявляет себя, создавая из цветочных форм нечто особенное, цветок порой не похож сам на себя, становится некоей почти космической формой.

Лилиям в творчестве художника тоже нашлось место, причем в самых разных вариациях: от декоративных мотивов до фрагментов картин. Помните знаменитого Демона сидящего? Что за цветы его окружают - каменные лилии, словно рожденные из самоцветов.

Цветы часто становились и своеобразными героями картин. Как тут обойтись без всеми любимой Сирени? Есть версия, что эта картина "Сирень" (1900) связана по смыслу с картиной "Пан", что это изображение нимфы Сиринги, которую преследовал козлоногий влюбленный. Но нам в данном случае интересны не столько античные истоки картины, сколько удивительное мерцание оттенков сирени. У Врубеля опять метаморфозы: из таинственных нагромождений сирени рождается женский образ потрясающей хрупкости и красоты, а если приглядеться, то и мужчину-преследователя среди ветвей тоже можно обнаружить.

Цветы для Врубеля всегда несут некий мистический оттенок - не зря же они появляются вокруг демонов. Еще одна потусторонняя работа художника - "К ночи". Почти половину холста занимают светящиеся в ночи чертополохи, красоту этих мерцающих розовых оттенков репродукция, увы, не передает. Название цветка здесь - ключ к самой картине, мужская фигура справа, в ней явно есть чертовщина. А, может, нам просто это кажется в неверном свете луны...

К ночи. 1900. Государственная Третьяковская галерея
К ночи. 1900. Государственная Третьяковская галерея

Одно из ярчайших (и моих любимых, кстати) произведений Врубеля, где цветочный мотив предстает во всей красе - панно "Утро". Впервые оно предстало перед публикой в феврале 1898 года, на выставке русских и финляндских художников, организованной Сергеем Дягилевым. Работа большого размера заняла центральное место в зале музея училища барона Штиглица в Петербурге. Как же Врубелю досталось тогда от критиков!

Утро. 1897. Государственный Русский музей
Утро. 1897. Государственный Русский музей

Влиятельный критик Владимир Стасов писал: "От начала и до конца тут нет ничего, кроме сплошного безумия и безобразия, антихудожественности и отталкивательности. Дело происходит в лесу, но в таком лесу, где ровно ничего разобрать нельзя, кроме зелени, словно пролитой из ведра по холсту и размазанной щетками. Ни деревьев, ни ветвей, ни листьев, ни корней, ни разнообразных планов, ни перспективы какой-нибудь, ни близости, ни удаления — ничего подобного тут нет, а только находятся какие-то очень плохие женские фигуры, стоячие и лежачие, совершенно слившиеся с общим зеленым фоном и едва-едва различимые. Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще, зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть — кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?".

Большой поклонник живописи передвижников, Стасов терпеть не мог искания новаторов, так ярко проявившиеся на рубеже XIX-XX веков. Врубель стал его любимой мишенью для нападок. Но художника, к счастью это не остановило. Он был и до сих пор является уникальной фигурой в русском искусстве.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой блог, дальше будет еще интереснее)