Каждый из нас хоть когда-нибудь случайно обижал человека. Да, даже если вам кажется, что такого не было. Было, просто вы об этом не знаете.
Обида в целом эмоция конструктивная, указывает на проблему. Очень часто к ней присоединяются другие чувства: злость, раздражение, грусть, жалость к себе. И вот уже возникают трудности в общении, разговоры ни к чему не приводят, человек закрывается. Как действовать, чтобы сохранить отношения?
С чего стоит начать
Нужно выяснить, что на самом деле происходит: обида вызвана конкретной ситуацией, или вы просто имеете дело с очень ранимым и мнительным человеком. Справиться с последним сложнее. Склонный к обидчивости оппонент сознательно выбирает такой способ реагирования на ситуацию, это его привычное поведение.
Триггером может послужить любая мелочь, на которую большинство не обратит внимания.
Что делать дальше
Проблематично каждый раз применять весь арсенал переговорных навыков, чтобы справиться с обидой очень ранимого человека. Особенно если он обижается несколько раз в день. Иногда единственным выходом будет прекращение общения.
Если вы имеете дело с эпизодической обидой, вызванной конкретной ситуацией, следует действовать так:
1. Дайте оппоненту выговориться.
Пригласите к диалогу без упреков. Этот прием поможет разделить ответственность. Есть виновный и обиженный, который не смог справиться со своими чувствами, но вы готовы ему помочь.
Замалчивание проблемы, пусть это даже создаст видимость, что о ней забыли – не выход. Обида никуда не денется. Она как бы «архивируется» в голове человека и в самый неподходящий момент дает о себе знать. Задавайте вопросы. Внимательно слушайте ответы, в них собеседник может раскрыть детали проблемы.
2. Резюмируйте высказанное оппонентом.
- Правильно ли я понял? Проблема в том, что я не назвал тебя автором проекта?
Не старайтесь сразу же оправдываться. Этим вы лишь подарите оппоненту чувство собственного превосходства и рычаги для манипуляций. Часто обида и так становится одним из манипулятивных приемов.
3. Выясните истинные переживания собеседника.
- Ты бы хотел видеть свою фамилию среди авторов, чтобы получить премию?
Может оказаться, что его волнует совсем другое. Важно выяснять детали, не упрекая, не свысока. Так только усугубите ситуацию. На этом шаге уместно извиниться, если вы действительно допустили оплошность.
4. Предложите конструктивное решение проблемы.
- Давай я внесу твою фамилию, когда буду представлять доработанный проект?
Обсудите варианты. Может быть, человеку окажется достаточным ваших искренних извинений. Отличный сигнал, если собеседник готов обсуждать с вами решение проблемы. Это говорит о том, что он настроен продолжать общение.
5. Закрепите результат.
- В следующий раз я буду внимательнее и сразу внесу в список авторов всех, кто принимал участие.
Отталкивайтесь от той информации, которую оппонент дал вам на предыдущем шаге.
6. Обозначьте свое желание продолжать общение с человеком.
- Уверен, подобных недоразумений больше не повторится.
Улыбнитесь, протяните руку в знак примирения.
Не всегда усилия по примирению приведут к нужному результату. Бывает так, что обиженный человек категорически не желает продолжать общение, не идет на диалог. В такой ситуации вам остается только вынести уроки.
Расскажите, как вам удается помириться с человеком, которого случайно обидели? Какие приемы применяете?
Читайте еще: