Найти в Дзене
Полина Синева

Разбор фильма "CODA" («Ребенок глухих родителей»)

Кадр из фильма "CODA" (2020)
Кадр из фильма "CODA" (2020)

Прежде чем начать, уточню несколько моментов.

а) В разборе есть спойлеры.

б) Я воспринимаю семью в «CODA» как конкретную глухую семью. Есть общие моменты для глухих (жестовый язык, особенности поведения), но эта семья уникальна.

В видеоэссе на Кинопоиске глухую семью назвали дисфункциональной, и я задумалась: авторы так представили ее, потому что герои глухие, или потому, что там действительно есть проблемы с созависимостью и границами?

в) Я без понятия, насколько правдив сеттинг фильма с инклюзивной точки зрения. Действие происходит в рыбацком городе Глостере в наше время, где есть проблемы с доступной средой (не хватает переводчиков). Читала несколько отзывов американских зрителей, что это художественное преувеличение, и вообще подобный сюжет устарел по американским меркам лет на 30-40. Я решила для себя, что воспринимаю историю как художественный вымысел.

г) Кто-то может удивиться, что я пишу достаточно подробно про CODA, хотя я сама - глухая. Все просто – я несколько лет делала проект о русских CODA, поэтому в теме.

Поехали)

1. Про историю, режиссуру и детали

Кадр из фильма "CODA" (2020)
Кадр из фильма "CODA" (2020)

По жанру - это музыкальная драмеди о слышащей школьнице Руби из глухой семьи, которой нужно выбирать между своим будущим и помощью семье. По структуре - это линейная история, сюрпризов тут нет. Я даже подумала: почему в фильмах о глухих чаще всего выбирают формат прямолинейной мелодрамы, которую иногда разбавляют криминалом? Чтобы лучше сфокусироваться на жестовом языке как на интересном артефакте? Просто вот ни разу не встречала сложносочиненную историю типа "Вечного сияния чистого разума" именно с глухими персонажами.

Сам сценарий (его на английском можно почитать здесь https://deadline.com/wp-content/uploads/2022/01/CODA-Read-The-Screenplay-1.pdf ) режиссер Шан Хейдер адаптировала под амслен (американский жестовый язык). Как она это делала - https://t.me/representation_of_the_deaf/16

По мне, это нормальная рабочая схема: адаптации текста действительно надо уделять много времени, чтобы диалоги на жестовом языке заиграли.

Режиссура четкая. Самое главное тут – работа с глухими актерами, которые играют соответственно глухих персонажей. И во многом из-за этого «CODA» как римейк превзошел французский оригинал, где родителей играли слышащие актеры, а у глухого актера в роли брата была очень маленькая роль.

Шан Хейдер учитывает психологию глухих персонажей, а это значит, что в сценах с ними должны быть видны целиком не только головы, но и торсы с руками, чтобы диалоги на жестовом языке не были обрезаны визуально. Поэтому в фильме много средних планов, и в итоге разговоры на жестовом языке выглядят цельными. Картинка работает на 100%.

Визуальная драматургия продумана с самого начала. Взять вот кадр с названием фильма CODA - если присмотреться, то можно заметить, что это слово расположено на экране строго посередине между небом и землей. Это и есть суть опыта CODA – находиться между небом и землей и быть посредником между глухим и слышащим миром.

Еще тут важную роль играет цвет в одежде главной героини. По нему можно проследить эволюцию Руби. В начале фильма девушка носит серую одежду – она полностью растворена в семье, ее плохо видно. Постепенно цвета становятся насыщенней. Руби начинает носить клетку, а потом зеленый и синий цвета – цвета возрождения и устойчивости. На финальном концерте и прослушивании Руби уже в красном – она раскрылась, теперь ее видно, она автор своей жизни.

Мне понравилось решение со звуком в одной из ключевых сцен – оно не новое, но эффектное. В этой сцене родители с братом приходят на концерт к Руби. Они вместе со слышащими зрителями смотрят концерт, потом начинают отвлекаться, потому что переводчика нет. Тут идут обычные звуки, родители на жестовом языке обсуждают, что будет на ужин. И вот на сцену выходят Руби с Майлсом и начинают петь свою песню. И тут звук выключается. Мы смотрим сцену с точки зрения глухих родителей. Фрэнк внимательно смотрит на зрителей. По их лицам он понимает, что пение дочери их проняло – кто-то даже заплакал. И это влияет на его восприятие дочери.

2. Руби и глухая семья

Кадр из фильма "CODA" (2020)
Кадр из фильма "CODA" (2020)

Руби представлена как типичная CODA: с раннего детства она переводит своим родителям и является бессменным посредником между ними и слышащим миром. Это заявлено сразу: Руби с папой и братом ловит рыбу на барже и отвечает по радиосвязи, а в порту ругается со скупщиками рыбы вместо папы и переводит папе и брату собрания.

И тут можно заметить, что девушка испытывает сложные чувства к своей семье. Руби почти на протяжении всего фильма разговаривает с родными на повышенных тонах, то есть жестах. Почему?

Девушка яростно защищает свою семью от насмешек одноклассников и попыток обхитрить со сторон скупщиков и одновременно готова провалиться сквозь землю от испанского стыда за поведение своих родителей.
Например, когда родители подъезжают к школе на своем грузовике и становятся объектом повышенного внимания школьников, потому что в грузовике во всю мощь включен рэп.

Или там парень с уроков музыки приходит к Руби домой порепетировать, а там родители очень громко занимаются сексом, а потом отец еще и показывает бедному парню выразительный перформанс о пользе контрацепции – для Руби это просто пытка.

Такое противоречивое восприятие родных встречается у CODA, но не всегда. Все разные и реагируют по-разному. Кто-то гордится глухими родителями, а кто-то стесняется и скрывает, а у кого-то – комбо, как у Руби: желание убить за семью и параллельно неловкость за нее. У одной моей знакомой CODA даже была зависть к слышащему однокласснику с отцом без одной ноги: с ним хотя бы можно было разговаривать голосом.

Про секс - у меня спросили, правда ли, что секс практически не освещается в фильмах о глухих. Что сказать - не припомню, чтобы в фильмах о глухих эту тему как-то специально кэнселили. Если по сюжету есть любовная история, то там все присутствует. В «Deaf U» глухие герои свободно говорят об этом и отношениях, например.

А если вернуться к «CODA» - там есть очень характерный момент, когда Руби переводит отцу у уролога про его интимные проблемы. В работе
с разными CODA я часто встречала эту ситуацию – когда дети переводят своим родителям (вообще у врачей, в фильме уролог - это скорее комический прием, как в анекдоте) и в курсе их взрослых проблем, и для психики это стремно. То есть дети слишком рано взрослеют и чувствуют себя родителями своих мам и пап. Поэтому, насколько помню, в США давно уже запретили детям переводить, и правильно.

Добавлю еще про сложные чувства: Руби нужно решать, оставаться после окончания школы с семьей или уехать в колледж. Этот выбор труден вдвойне - Руби в начале истории полностью слита с семьей, да и семья нуждается в ней как в переводчике. Семья держится почти всегда вместе, очень редко тусуется с друзьями, даже Тиндер старший брат листает вместе с родителями, а мама запрещает Руби надевать наушники за столом, потому что это же разъединяет! И Руби очень трудно вырваться из этого слияния, но сюжет поэтапно показывает, как она выходит из него.

Руби и папа

Отношения с папой у Руби хорошие, Руби ржет над шутками отца. Но папа здесь – скорее шут и большой ребенок, а Руби как бы воспитывает его. Например, отец хулигански курит травку, а Руби возмущенно замечает, что тут же народ, и вряд ли глухота оправдывает травку. Папа часто обращается к дочке за переводом и очень расстраивается, когда Руби пропускает работу, и из-за этого у отца начинаются неприятности с береговой охраной. Но к концу фильма отец делает качественный скачок в понимании желаний Руби и отпускает ее.

Руби и мама

С мамой отношения у девушки сложнее, чем с отцом. Мама не принимает Руби как есть и часто делает дочке замечания: убери наушники, убери тарелку, выпрями спину, надень платье. Она встречает в штыки желание Руби петь. Мать думает, что дочка делает это ей назло. И это идет с самого детства. Руби в одной сцене спрашивает маму: хотела ли она, чтобы дочка была глухой? Мама честно отвечает, что расстроилась, когда врачи сообщили ей, что ребенок слышащий. Она боялась, что не сумеет быть хорошей матерью и не сможет выстроить отношения с ней, как не смогла со своей слышащей матерью.
Это действительно так – если семья тотально глухая, то родители радуются, когда рождаются глухие дети. Это значит, что дети останутся в мире глухих, контакт сохранится. А слышащие дети – кто знает их. Далеко не все CODA остаются в мире глухих.

В разговоре с мамой еще выясняется, что у Руби в голове своя картинка про семью: трое глухих вместе, а она - отдельно. Это тоже бывает при том, что я выше писала о слиянии – вот такой парадокс. CODA не всегда чувствуют себя своими на 100% дома, также как и среди слышащих. Это интересный момент про «свой-чужой». У глухих возможно недоверие к CODA – может, он скрыл что-то, или не то перевел? Если подумать, то все чувства одного CODA полностью поймет только другой CODA. И поэтому создаются организации CODA.

Руби и брат Лео

У брата похожая ситуация, как у сестры– он хочет самостоятельности, но решает эту задачу немного иначе. Руби хочет помочь брату продать рыбу подороже, но он посылает ее - хочет сам! И он же защищает ее, когда мама просит Руби сейчас же позвонить бабушке, а Руби в это время занята с подругой. Лео хочет, чтобы сестра перестала нянчиться с семьей – не такие уж они беспомощные. Лео пытается контактировать со слышащими без сестры. Сначала он терпит неудачу и ввязывается в драку, а потом налаживает общение (хотя это выглядит довольно условно).

Теперь об основном конфликте. Родители дружно против того, чтобы Руби уехала в музыкальный колледж. Для них это нонсенс. Мама считает, что Руби не справится с пением. Под таким натиском Руби уступает и решает остаться. Родители рады, а брат сердится: святая Руби, пожертвовала собой ради семьи. Но отец и мать меняют свое мнение, когда на концерте отец замечает реакцию зала на пение дочери, а потом дома «слушает» дочку, и до него наконец доходит. И с этого момента семья делает все, чтобы Руби успела на прослушивание, поддерживает ее там и отпускает учиться в Беркли.

3. Руби и окружающие

Кадр из фильма "СODA" (2020)
Кадр из фильма "СODA" (2020)

А как у Руби складываются отношения с окружающим миром? С школой, преподавателем? Про торговцев рыбой я уже выше писала. В целом взаимодействие разное. Руби замкнута в себе и застенчива, когда надо говорить от себя, но преображается, когда переводит или что-то делает для семьи – потому что не для себя делает.

В школе Руби периодически буллят: девочки дразнят ее, говорят, что от нее воняет рыбой, передразнивают ее жестовый язык. Но при этом у Руби все же есть слышащая подруга, которая позже заинтересовывается жестовым языком.

У тех CODA, с кем я разговаривала, не было ярко выраженных случаев буллинга. Но это не значит, что его вообще нет. Многое зависит от конкретной школы и родителей.

Учитель музыки – настоящий наставник для Руби: он помогает ей увидеть себя и вырваться из собственных ограничений. Но сначала Руби сбегает с первого занятия из-за застенчивости. В дальнейшем разговоре с учителем девушка вспоминает, как в детстве смешно говорила, и ее дразнили из-за этого. Учитель предлагает вспомнить этот «смешной» акцент как часть естества Руби, перестать стесняться его «неправильности» и выпустить наружу. Руби смущается, а потом дает себе волю. И это важный шаг вперед для нее – принятие себя любой.

Ребенок из семьи глухих в детстве может говорить с акцентом и неправильным ударением, если глухие родители не водят его к логопеду и не организуют ему слышащую среду. Откуда ребенку брать образцы для подражания, если дома говорят в основном на жестовом языке? Но ситуация относительно выправляется в школе.
Те глухие родители, которых я знаю, как раз очень заботятся о развитии устной речи у своих детей и следят, чтобы им было с кем общаться голосом.

С Майлсом с уроков музыки, который нравится Руби, сначала все идет криво из-за того, что парень рассказал друзьям в школе о впечатляющем перформансе отца Руби, и все начали передразнивать. Потом он понимает, что напортачил и восстанавливает отношения с Руби. И он говорит, что помнит Руби в детстве как девчушку, которая уверенно заказывала пиво для папы и брата. И он сравнивает свою слышащую семью с глухой семьей Руби и завидует ей, потому что родители Руби до сих пор близки друг с другом.

4. Жестовый язык

Кадр из фильма "CODA" (2020)
Кадр из фильма "CODA" (2020)

Хочу отдельно написать о жестовом языке. Здесь он обыгрывается с нескольких ракурсов:

- Перформанс. Очень образный мат у отца, каждый его выход - маленький перформанс. Посмотрите куски в инете – получите кайф.

- Трудности перевода. Конкретно здесь - намеренное искажение жестового языка в свою пользу. Этим злоупотребляет Руби. Она либо перевирает, либо скрывает, либо сокращает инфу. То есть нарушает рабочую этику переводчика. Например, у врача Руби из вредности прикалывается над родителями, что им больше никогда нельзя заниматься сексом, а на самом деле только две недели, как сказал врач. И перевирает жесты подруге Герти, которая спрашивает, как будет на ЖЯ "ты обалденный чувак", чтобы подкатить к ее брату. В итоге вместо комплимента она говорит брату о герпесе. Чувак в недоумении.
В фильме все эти искажения выглядят забавно, а в жизни – увы, нет. Особенно там, где критично важна точность перевода.

- Сложность самостоятельного изучения жестового языка. Учитель музыки на концерте встречает родителей Руби и пытается общаться с ними на жестовом языке, но вместо «приятно познакомиться» он показывает «приятно потрахаться». Он учил жесты по ютьюбу. Поэтому всегда лучше идти к преподавателям жестового языка.

- Эмоциональное подключение. Здесь жестовый язык - наиболее доступное выражение чувств для героини. Когда ее переполняют чувства, она использует жестовый язык вместо звукового английского.

5. Глухие актеры

Кадр из фильма "СODA" (2020)
Кадр из фильма "СODA" (2020)

Тут, конечно, Трой Коцур «украл все шоу», если буквально переводить выражение «steal the show». Невозможно представить фильм без него. Но и Мэтлин с Дюраном тоже поработали на славу. В одном интервью Марли Мэтлин, Трой Коцур и Даниэль Дюран говорят, что они не «глухие актеры», а просто «актеры». Профессионалы, которые делают свою работу без скидок на глухоту. Взять хотя бы Мэтлин, она уже около 40 лет успешно играет глухих персонажей, на IMDB висит впечатляющий список ее киноработ. Что меня поразило – несмотря на достаточное количество фильмов с глухими актерами, все равно приходится убеждать продюсеров, чтобы они взяли глухих актеров. Почему надо бесконечно доказывать каждому новому поколению продюсеров и режиссеров, чтобы в подобных проектах участвовали глухие актеры?

Это был риторический вопрос.

6. Выбор слышащей актрисы

Кадр из фильма "СODA" (2020)
Кадр из фильма "СODA" (2020)

Я плохо знаю американский ЖЯ, но и то было заметно, что он для Эмилии Джонс не родной. Я не знаю, почему режиссер не выбрала настоящую CODA для роли. В интервью режиссер говорила, что выбрала Эмилию Джонс после того, как она прислала ей запись своего вокала - это оказалось именно то, что нужно. Похоже, выбор был сделан в пользу пения. Что ж, это вечная дилемма - сохранить правдоподобный жестовый язык, или пожертвовать им ради подходящей фактуры. Глухой актер может хорошо шпарить на жестовом языке, но может не вписаться в представления режиссера о роли и в подобранный ансамбль актеров. Трудно пройти между Сциллой и Харибдой без потерь. И тут нет готового ответа. Но с этим стоит работать.

7. Главное "глухое" клише

Кадр из фильма "СODA" (2020)
Кадр из фильма "СODA" (2020)

«Глухота противопоставляется музыке» - как вы, наверное, уже поняли, это прям главное «глухое» клише в "СODA" и других фильмах о глухих. В «За гранью тишины», «Звук металла», «Оранжевые дни», «Опус мистера Холланда», например. И где-то даже удачно выходит - в «Звуке металла» очень интересная звуковая драматургия. Но сдается мне, что это противопоставление рассчитано исключительно на слышашую аудиторию, которая не в курсе «глуховских» деталей. Для меня такое разделение искусственно по одной простой причине – сейчас никого не удивишь глухими музыкантами, певцами и танцорами.

Где-то вычитала интересное предположение, что в фильме выбрали тему музыки, потому что с драматургический точки зрения музыка здесь - единственная страсть, которая четко отделяет девушку от семьи. Это та вещь, которую родители буквально не понимают. И у них по сюжету нет никакого работающего способа понять до конца ее певческий талант, кроме реакции на него других людей. И в этом – главный конфликт. Но он немножко натянут как сова на глобус, потому что отец все же любит слушать ганста-рэп, а значит, способен в принципе понять музыку.

Эпилог

Уже много написали о том, почему именно фильм"CODA" привлек внимание академии и выиграл во всех заявленных номинациях. А я вспомнила кинокритика Роджера Эберта. Он писал о том, что большинство оскаровских фильмов-победителей рассказывают об освобождении в метафизическом смысле.
"CODA" – как раз об освобождении героини, так что я думаю, что Эберт прав))