Найти в Дзене
Moustank

Обзор военно-исторической выставки в парке Горького (часть 2 – автомобили РККА)

Предыстория в двух словах: с 1 по 12 мая 2022 года музей Вадима Задорожного организовал в самом центре столицы – на Пушкинской набережной – временную экспозицию советской армейской техники эпохи Великой Отечественной войны. В первой части репортажа я рассказал о танках, самоходках и гусеничных тягачах из этой коллекции, а теперь настал черед колесных машин. Открывает автомобильный раздел выставки правильная «Катюша». Правильная в том смысле, что именно с перебазированием на шасси ленд-лизовских американских грузовиков Studebaker US6 в 1943 году советский гвардейский миномет стал по-настоящему массовым и получил индекс БМ-13Н (Н – «нормализованная»). Любопытно: реставраторы восстановили боевую машину с колесной формулой 6х4 – такие модификации «Студера» приходили в СССР наравне с полноприводными, пусть и в меньших количествах. Studebaker в классическом бортовом варианте представлен по соседству, причем этот конкретный грузовик отличают все ведущие колеса. По ленд-лизу в нашу страну попа
Оглавление

Предыстория в двух словах: с 1 по 12 мая 2022 года музей Вадима Задорожного организовал в самом центре столицы – на Пушкинской набережной – временную экспозицию советской армейской техники эпохи Великой Отечественной войны. В первой части репортажа я рассказал о танках, самоходках и гусеничных тягачах из этой коллекции, а теперь настал черед колесных машин.

Открывает автомобильный раздел выставки правильная «Катюша». Правильная в том смысле, что именно с перебазированием на шасси ленд-лизовских американских грузовиков Studebaker US6 в 1943 году советский гвардейский миномет стал по-настоящему массовым и получил индекс БМ-13Н (Н – «нормализованная»). Любопытно: реставраторы восстановили боевую машину с колесной формулой 6х4 – такие модификации «Студера» приходили в СССР наравне с полноприводными, пусть и в меньших количествах.

Studebaker в классическом бортовом варианте представлен по соседству, причем этот конкретный грузовик отличают все ведущие колеса. По ленд-лизу в нашу страну попало свыше 150 тысяч US6, армейские шоферы ценили эти машины за высокую проходимость, надежность, динамику и относительный комфорт. «Американец» заслужил столь добрую репутацию на фронтовых дорогах, что по окончании Второй мировой хозяйственные товарищи стремились правдами и неправдами не допустить отправки подобных автомобилей назад в США, как того требовали условия программы военной помощи.

Переходим к продукции отечественного производителя. «Захар», «Захар Иванович» или просто «Трехтонка» – немало прозвищ заслужил грузовик ЗИС-5, второй по массовости как в народном хозяйстве, так и в РККА той поры (выпущено свыше полумиллиона единиц). На выставке представлен автомобиль еще в варианте мирного времени: с железной кабиной, изящными передними крыльями и полноценным набором светотехники. С 1942 года конструкцию избавили от подобных «излишеств».

Как выглядели упрощенные модификации, наглядно показывает «Полуторка» ГАЗ-ММ-В. Грубые крылья, одинокие фара и стеклоочиститель, отсутствие передних тормозов (хотя на этой машине они есть), брезентовая крыша… Впрочем, такими с конвейера сходили армейские образцы уже под конец войны. А поначалу у деревянной эрзац-кабины не было даже дверей – их заменяли матерчатые шторки.

Учтя довольно серьезные, но при этом справедливые нарекания к малому вездеходу ГАЗ-64 образца 1941 года, на Горьковском автозаводе через пару лет спроектировали модель ГАЗ-67, которой было суждено стать куда более популярной и в модернизированном варианте 67Б продержаться в производстве аж до 1953-го. Впрочем, в военное время тираж автомобиля все равно оказался небольшим – менее 5000 штук. Для сравнения: американских «Виллисов» по ленд-лизу прислали в десять раз больше.

А вот и ответ, почему статистика выпуска ГАЗ-67 оказалась такой скромной. Полноприводные шасси предпочитали передавать на линию сборки легких бронеавтомобилей БА-64Б – фронту они были нужнее. И сделали броневиков в два раза больше. Машину отличает интересная конструкция: открытая сверху башня с возможностью зенитной стрельбы из 7,62-мм пулемета ДТ, рациональные углы наклона листов корпуса. Правда, из-за этого внутри довольно тесно, и водитель сидит буквально верхом на коробке передач.

Мотоциклетный парк Красной армии доверили представлять модели М-72 с коляской. С ней связано немало занятных фактов. Так, например, для сокращения времени на разработку конструкцию советского байка скопировали с немецкого BMW R 71. По армейской классификации М-72, как носитель вооружения, считался бронетехникой. С 1942 года сборку мотоцикла наладили в Ирбите в цехах бывшего пивоваренного завода. И только лишь в середине 50-х годов прошлого века М-72 разрешили продавать частникам.

Подписывайтесь на канал, продолжение следует!

ВИДЕОБОНУС: