Четырнадцать! Поэтом восхвалён,
Как много чудных тайн в тебе — не счесть!
Роберт Бёрнс
Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета…
А. С. Пушкин
В поэзии существует свыше пятидесяти стихотворных жанров. Среди такого разнообразия видов поэтических текстов встречаются те, которые относят к твердым формам, т.е. сложившимся в ходе развития поэтического искусства типам стихотворных форм, имеющим строго определенные количество стихов, способы рифмовки и построения строфы. Это такие жанры, как рондо, рубаи, танка, хокку, и конечно, сонет.
История сонета насчитывает более семисот лет. Сонетная форма появилась в Италии в первой половине XIII века, когда в Европе зарождалась эпоха Ренессанса. Новая поэтический жанр давал возможности к осмыслению места человека в новой картине мира, позволял наиболее разумно постичь человеческое существование со всеми его противоречиями.
Французский поэт, критик и теоретик классицизма Никола Буало в поэме-трактате «Поэтическое искусство» утверждал, что сонет был дарован людям античным богом Аполлоном. Сам же Буало указал на строгое построение сонетной формы:
Вот, кстати, говорят, что этот бог коварный
В тот день, когда он был на стихоплетов зол,
Законы строгие Сонета изобрел.
Вначале, молвил он, должно быть два катрена;
Соединяют их две рифмы неизменно;
Двумя терцетами кончается Сонет:
Мысль завершенную хранит любой терцет.
В Сонете Аполлон завел порядок строгий:
Он указал размер и сосчитал все слоги,
В нем повторять слова поэтам запретил
И бледный, вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной:
Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный.
(Перевод Э. Л. Линецкой)
Итак, классический сонет – это лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на две рифмы и двух терцетов (трёхстиший) на три, реже – на две рифмы.
Рифмовка в катренах только ПЕРЕКРЁСТНАЯ, две рифмы. В терцетах может быть и ДВЕ, и ТРИ рифмы.
Жанр сонета был очень популярен в Италии, Франции, Англии, многие поэты отдавали ему дань. Но наибольший вклад в развитие сонетной формы внесли Данте Алигьери, Франческо Петрарка и Уильям Шекспир.
Шекспир несколько видоизменил классический сонет. Сохраняя в общем внутреннюю сонетную композицию, он писал сонеты из трех катренов и завершал их одним двустишием, содержащим основную мысль. Схема рифмовки в них тоже иная. Схема построения: АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ. Рифмовка в катренах ПЕРЕКРЁСТНАЯ, в двустишии, естественно, ПАРНАЯ.
А теперь проверьте, как внимательно вы читали данную статью.