Найти тему

Выставка на 9 улице [The Ninth Street Show, New York City, 1951]

Выставки в истории искусств

История искусств не была бы такой, как мы её знаем без… (здесь каждый может вставить имя любимого художника). Обычно именно так начинаются книги а-ля «Картины, изменившие мир», «100 предметов искусства, который должен увидеть каждый» или популярные биографии. Но что если взглянуть на историю искусств иначе?

Многие забывают, что выставки – неотъемлемая часть эволюции искусства. От салонов и шпалерных развесок мы перешли к белому кубу и онлайн-экскурсиям. Но как произошла эта эволюция? Или революция? Какие события стали поворотными? Как от просмотра картин, мы пришли к чтению концептуальных экспликаций?

К сожалению, многие выставки, повлиявшие на современную культурную повестку, плохо документированы. Именно поэтому, кажется важным выстроить последовательную историческую цепочку.

Нью-Йорк, 1950-ые годы
Нью-Йорк, 1950-ые годы

Система культурных координат: Нью-Йорк

1930-ые годы, США. В МОМА прошли выставки «Кубизм и абстрактное искусство», «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм», а также масштабная ретроспектива работ Пикассо. В Нью-Йорке был открыт «Музей беспредметной живописи» (сейчас известный как «Музей Соломона Гуггенхайма»), экспонирующий работы Василия Кандинского.

Свои лекции читали интеллектуалы и художники, бежавшие из военизированной Европы. Дали, Эрнст, Бретон, Мондриан, Шагал, Леже – ещё вчера они казались творцами, чьи имена американцы могли увидеть лишь в экспликациях, а сегодня оказались среди жителей Нью-Йорка. Европейское искусство буквально наводнило город.

Кроме творческой атмосферы, у начинающих художников появляются реальные возможности для самореализации. Правительство США ввело систему льгот для ветеранов войны (G.I. Bill) – желающие, могут освоить и творческие специальности. А в 1935-1943 годах реализован Федеральный художественный проект – программа Ф. Рузвельта, направленная на преодоление кризиса. Теперь начинающий художник мог трудиться над оформлением общественных пространств, государственных учреждений и заводов. Творчество стало оплачиваемым, почитаемым и тиражируемым.

Среди художников появилось много новаторов и экспрессионситов, которые отошли от фигуративной живописи. В 1946-году Роберт Коутс, американский писатель и арт-критик, предложил называть художников из США, работающих в авангардных техниках – «абстрактными экспрессионистами». К ним он отнес Джексона Поллака, Ганса Хофманна, Аршила Горки и Виллема де Кунинга. Хотя сами художники долгое время не считали себя единой группой. Работали по одиночке и не хотели объединиться в какое-либо течение. Но как известно, ничто не объединяет так хорошо, как общий враг. Такими врагами стали музеи с их архаичными канонами.

От «Отверженных» к «Рассерженным»

1950 год, в музее Метрополитен прошла выставка современного американского искусства. Особой популярностью пользовался риджионализм (регионализм) – сюжеты из повседневной жизни американских регионов. Наверное, самым известным примером можно назвать картину Гранта Вуда «Американская готика». Сельская местность, зарисовки из жизни горожан и фермеров, американская действительность – именно такими картинами были заполнены залы музея.

Выставка современного искусства без абстрактных экспрессионистов? Молодым художникам, особенно Поллоку, Ротко и Кунингу, это показалось возмутительным. Метрополитен вычеркнул молодых художников из культурной повестки. Художники такого поворота не приняли. Для них это было красноречивым сообщением – музей отказывается классифицировать их работы как искусство. Совсем как когда-то салон «Отверженных» – абстрактные экспрессионисты собрались вместе...

18 художников подписали гневное письмо в адрес музея: «Мы хотим обратить внимание на исторический факт, что в течение последних ста лет только передовое искусство смогло внести вклад в цивилизацию». Но объединиться по-настоящему художникам не удалось. Из-за вспыльчивости и внутренних противоречий – они не смогли сойтись на общей цели. Тем не менее группа новаторов запомнилась многим. В историю современного искусства они вошли как группа «Рассерженных».

Рассерженные, Life
Рассерженные, Life

Выставка на 9-й улице

Легенда гласит: выставка – результат пьяных откровений Милтона Резника. Он – художник со стажем, чья карьера не сложилась. Вернувшись домой к своей возлюбленной Джин Стеблинг, Милтон рассказал ей о свалившихся на него невзгодах. Дескать картины его не покупали, на выставки не приглашали, арт-дилеры не интересовались. На следующее утро Джин договорилась со знакомым о выставке. Ей предложили помещение на 9 улице, в Гринвич Вилладж.

Франц Клайн. Афиша выставки, 1951
Франц Клайн. Афиша выставки, 1951

Если углубиться в детали, то главным действующим лицом оказывается арт-дилер Лео Кастелли. В 1957 году он откроет Castelli Gallery, которая будет экспонировать Уорхолла, Джонса, Раушенберга, Серра и многих других. А пока он беженец, пытающийся внедриться в круги арт-элиты. Он один из участников «Клуба» (неформального творческого объединения), в который входили композитор Джон Кейдж, философ Джозеф Кемпбелл, политический философ Ханна Арендт, а также многие художники и скульптуры (Кукинг, Кляйн, Мозерфел).

Авантюра Стеблинг и примкнувших к ней абстрактных экспрессионистов заинтересовала Кастелли. Расходы на аренду, ремонт помещения и беление стен он взял на себя. А после собрал художников и дал им творить.

Выставка проходила с 21 мая 1951 по 10 июня 1951. Работы, попавшие на выставку во многом были похожи: отсутствие композиции и реалистичных изображений, акцент на фактуре и свойствах краски. Но если на 9 улице полотна соседствовали, то про их авторов такого сказать нельзя.

Наиболее популярным течением стала живопись действия (Кунинг и Поллок). Основная техника, которая используется здесь – разбрызгивание. Другим течением стала живопись цветового поля (Марк Ротко, Барнетт Ньюман и Клиффорд Стилл). Представьте – большое, громадное полотно, заполненное ярким въедливым цветов. И больше ничего... Картины должны были не заинтересовать зрителей, а взволновать их. Для правильного воздействия на аудиторию Ротко даже прописывал инструкции к экспозициям – что, где и как (вплоть до миллиметра) должно висеть, чтобы посетители могли не просто просмотреть, но прочувствовать картину.

Выставка – стала пиком славы для многих участников. Критики обозначили абстрактный экспрессионизм как первое направление американской живописи, которое может сравниться с европейской. Экспрессионисты, в отличие от риджионалистов, получили мировое влияние на арт-сообщество. Но уже к концу – 50-ых абстрактный экспрессионизм ушел на второй план. Кастелли завел дружбу с Джаспером Джонсом и начал продавать поп-арт. А в 70-ых годах художественную сцену заполняли неоэкспрессионисты во главе с Баскией.

Бунт на распродажу

В скором времени Нью-Йорк стал столицей мирового арт-рынка. Что стало настоящим достижением для США. Сейчас музеи признают вклад «Рассерженных» и воссоздают выставку в новых пространтсвах. Не так давно в свет вышла книга о «Женщинах девятой улицы», художницах, которые тогда остались незамеченными. Хоть выставка и просуществовала всего несколько недель, можно сказать, она всё ещё жива.

Музеи
137 тыс интересуются