Набрел на коллекцию помпейских диковин в археологическом музее Неаполя — не могу не поделиться. Каким же тщательным и подробным был их мир. И все в нем было сделано руками — никаких машин.
Плотное извержение Везувия в 79 году за сутки превратило пышные городки Помпеи и Геркуланум в идеальные консервы. Тут были запечатаны и предметы быта, и художественные ценности в редкой концентрации. Даже больно глазу от их четкости и целости — после всех тех обломков, что мы видели в наших и не-наших музеях.
Например, в мире почти нет античных бронзовых статуй, их переплавили на пушки. Да и мраморные, чтобы с уцелевшей головой — серьезная редкость. А тут, на Вилле Папирусов близ Геркуланума — девять десятков и тех и других, целехонькие. Многие — портреты конкретных людей, с глазами. Решительный трибун, который открывает эту публикацию — полководец Сципион Африканский, он в III веке до н.э. уничтожил Ганнибала.
А мужчина с лицом волжского крестьянина — неизвестно кто. Раньше думали, что это философ-стоик Сенека Младший. А теперь решили, что это вымышленный человек, персонаж какой-то комедии. Не стоит наука на месте, хорошо.
Почти сотня статуй — да этот человек жил, как в московском Пушкинском музее. А все поверхности в помпейских домах покрывала мозаика и фрески. Большим стенам — монументальная живопись. А вот — просто расписанные стенные плитки из каких-то внутренних интимных помещений дома. Маленькие танцовщицы.
Красота — для укромных уголков дома. Для общественных — вечные истины и поучения. Это вот, ниже —знаменитое Memento mori, «Помни о смерти».
Смерть — великий уравнитель всех классовых и материальных различий, учит мозаика древнего римлянина . Сверху — «уровень» с отвесом. Ниже груз: смерть (череп), под ним — бабочка (душа) и колесо (судьба).
На плечах уровня в идеальном балансе — символы богатства/власти (скипетр/пурпурный плащ) и бедности (сума нищего/посох). Поучительно.
Справа — неожиданный для меня объект, колонна с тончайшей мозаикой. Представляете, ряд таких колонн, между ними статуи, а на стенах — мозаики. И ночью неверный свет масляной лампы колышет эти бесчисленные лица.
Пойдемте лучше на кухню.
Правда, тут тоже изображения и яркие цвета, на всем. Вот замечательная бронзовая форма для пирога, поросенок.
Эта чаша из стекла в технике муррина божественна.
А голубую вазу с камеями (картинка 2) я бы все время боялся уронить.
И даже в спальне красота (хотя почему даже?). Посмотрите, это серебряное дамское зеркальце, обратная его сторона. На лицевой — просто отполированная поверхность.
И на мебели головы. Справа — украшение кровати, бронзовая богиня фруктов и ореховых деревьев Помона. Слева — изящная плакетка из слоновой кости с какого-то сундука. Решили (видимо, по выражению лица), что это менада — вооруженная и порой неистовая спутница бога вина Диониса.
Бесконечный дизайн. Но вот, для упомянутого баланса: найденные в Помпеях стоматологические щипцы. Бронзовые, холодные.
С узором на ручках, чтобы не скользили.
Нет, все же лучше жить в XXI веке, со всеми его сложностями.