Найти в Дзене
КиноСклад | KinoSklad

Главные правила композиции кадра в кино.

Оглавление

Любой кадр, который снимает видеооператор, можно назвать холстом. Его необходимо наполнить такими объектами, которые будут интересными для зрителя.

Понятие композиции

В кинематографе композицией называется взаимное месторасположение в кадре различных объектов. Это своего рода искусство, в котором существуют свои принятые пропорции и формы. Но кино должно нести зрителю не только визуальное отображение объектов, но и какую-то историю. Поэтому грамотное размещение в кадре актеров, вещей и правильная постановка светового оборудования придает дополнительный смысл фильму, а также подчеркивает важные детали. Для кинокартин, имеющих достаточный бюджет, композицию создает помощник режиссера. В лентах с малым бюджетом эти обязанности берет на себя режиссер.

Когда композиция реализована удачно, то любой кадр из видео можно брать и размещать в картинной галерее. Но грамотно разместить объекты в кадре – это сложная задача. Чтобы успешно воплотить в жизнь свои идеи, необходимо запастись терпением, временем, приличным бюджетом и талантливыми монтажёрами. Помимо этого, существуют основные правила, которыми следует руководствоваться при составлении композиции. Они помогут сделать видео более качественным. Эти правила перечислены ниже. Они практически такие же, как и при фотосъемке, но немного сложнее.

Соотношение сторон кадра

Отлично смотрятся пейзажи, выполненные в соотношении сторон 16:9. Но в таком кадре представить человека будет непростой задачей, так как вокруг него будет слишком много пустого пространства. И его нужно будет чем-то заполнить. Это и есть искусство композиции.

Движение кадров

Нужно не забывать, что в кино очень много движения. Двигаются актеры, объекты, сама камера. Поэтому требуется немало репетиций, чтобы актеры точно и согласованно выполняли свои движения, проходили метки (маркеры на полу), а оператор перемещался не в ущерб качеству видео.

Правило третей

Этот базовый прием применяется почти во всех кинофильмах. Он состоит в том, что кадр следует разделить линиями на три части по вертикали и горизонтали. Примерно должна получиться схема наподобие игры крестики нолики. После этого важные объекты следует разместить в кадре таким образом, чтобы они попадали на пересечение линий.

-2

Глаза — важная вещь

У людей есть привычка смотреть в глаза другим. Это происходит на уровне инстинктов, а не в результате психологических убеждений. Даже домашние собаки и кошки инстинктивно всегда стараются заглянуть в глаза хозяина. Многие даже уверены, что через глаза можно увидеть душу человека. Поэтому в кино отображение глаз является одним из ключевых правил. Если они выражены в кадре, то все остальные объекты отходят на второй план.

Создание симметрии и баланса

Если мысленно представить кадр в виде поля со свободным перемещением объектов, то можно понять смысл симметрии и баланса относительно центральной точки. Например, правильная балансировка правой и левой сторон создаст гармонию восприятия сцены. Если же будет сильный дисбаланс, то это вызовет некоторое напряжение. Иногда режиссеры создают очень эффектные кадры, размещая по центру основной объект и достигая полной симметрии.

А часть режиссеров зациклены на симметрии в своих работах. И благодаря этому им удается нередко создавать чрезвычайно мощные кадры. К примеру, Стэнли Кубрик отказался от правила третей, отдав предпочтение симметрии и выраженному обрамлению по центру кадра. В результате он смог создать чрезвычайно сильные образы, которые смотрятся идеально. А часто эти образы даже выглядят устрашающими.

-3

При съемке видео необязательно достигать симметричного баланса. По разные стороны кадра можно разместить объекты, которые не будут являться зеркальным отражением друг друга. Например, в кадре проекта «Pulp Fiction» с одной стороны можно увидеть главного героя, фигура которого с другой стороны сбалансирована с помощью номерных знаков.

-4

Ведущие линии

Зрители концентрируют свое внимание на линиях в видео, например на автомобильных шоссе. Ведущими называются линии, соединяющие различные объекты друг с другом. В результате зритель перенаправляет свое внимание с главного на второстепенные объекты. В качестве примера можно привести фильм «Blade Runner», в котором с помощью перил внимание фокусируется на людях, находящихся слева в кадре. Также здесь можно заметить качественное применение правило третей и отличную балансировку.

Глубина резкости

Камера может подчеркнуть то, что важно, и убрать фокус с других вещей, не столь важных. Для этого используется глубина резкости — область кадра, которая находится в фокусе. Глубина поля может быть либо глубокой, то есть все в фокусе или оно может быть мелким, то есть мало что находится в фокусе.

-5

Заключение

Существует множество специальной литературы, которая позволит освоить теорию композиции. Но специалисты советуют всем тем, кто желает научиться данному искусству, чаще смотреть хорошие кинофильмы. В них можно понаблюдать, как успешные режиссеры применяют вышеперечисленные правила, включая использование глубины резкости и создание баланса. Просмотр фильмов поможет увидеть, как практически реализованы ведущие линии, расположены основные и второстепенные объекты, применены специальные приемы и фоны для создания соответствующей атмосферы.