Найти в Дзене
Cinema Critique: всё о кино

Кошмарное достижение Дэвида Линча: 45 лет фильму «Голова-ластик» — одному из самых жутких сюрреалистических опытов в кино

Эта нервозная и шокирующая лента кажется, уже давно не нуждается в дополнительных комментариях. Её влияние простирается на пограничной территории между поп-культурой и авангардом: любви к студенческому дебюту Линча не скрывал Стэнли Кубрик (можете убедиться в этом, пересмотрев «Сияние» и найдя очевидные референсы), а музыкального индастриала, вполне возможно, не случилось бы, не вдохновись Nine Inch Nails механическими звуками гудения и шипения радиаторов из фильма.

Разумеется, громким дебютом Линч заявил о своей интенции великого американского художника. Курсы по экспериментальному искусству и профессия художника позволила режиссёру создать уникальную кинематографическую ткань: грязной, жуткой индустриальной помойки — мира, полного заводских ландшафтов, жалких однушек и хлюпающих слизней. «Голова-ластик» — мастер-класс по художественному слиянию механики с биологией — линчевская бионика в инфернальном облике, где грохот фабрик сопровождается бешеными воплями инопланетного младенца и эмбиентным звуком космоса.

Вообще, эстетика фильма далеко пошла: ползущие по шахматному полу сперматозоиды закрывают разговор о самых жутких инкарнациях в боди-хорроре, паркет из зигзагов отражается в визуальном коде «Твин Пикса», а сновидческая вязкость кинопоэтики становится опорным пунктом всей фильмографии Линча. Даже спустя 45 лет этот дерзкий дебют остаётся одним из главных потрясений в области альтернативного кино — мрачной индастриал-пластинкой, чей звук будто бы фонит из разверзшейся пустоты космоса.

Больше о кино - в Телеграм- канале t.me/cinemacritique