В Третьяковской галерее в рамках выставки современного искусства представлены, в том числе, работы магнитогорской художницы Лины Палей
Магнитогорцам она была известна как двукратная чемпионка мира по фитнессу, подведённая к спортивным вершинам собственным мужем, популярным в городе спортсменом-бруталом Андреем Палеем. Помню, как лет 15 назад все буквально сворачивали головы, когда по дорогам города ехал огромный «Хаммер» нетривиального жёлтого цвета, за рулём которого сидел огромный Андрей, а рядом – хрупкая Лина. Сама наша героиня вспоминает тот период с большой благодарностью, но – без ностальгии.
– Агрессивная я была тогда, грубая, к людям жестокая, – вздыхает Лина Палей, проводя нас в свою половину их с Андреем дома. – А в спорте без злости нельзя: как иначе «тягать железо»? И интервью свои того времени читать не люблю – и про бедных магнитогорских мужчин, которым неведомо, что такое настоящая красота женского тела, и про несостоятельность тех, кто не умеет больших денег зарабатывать, и про тупиковость Магнитогорска, которому не видать спортивных людей… Скажу так: я сегодняшняя с собой тогдашней даже знакомиться не стала бы. Нет – может, и познакомилась бы, но общаться – ни за что: разве что пожалела бы её.
Их дом – яркое отражение каждого из супругов – чётко разделён на две части: мужскую и женскую. Царство Андрея Палея – огромная гостиная: тёмные стены, потолок с мощными деревянными балками, минимум мебели, в центре – большой тяжёлый стол. Но следующая дверь – и мы попадаем в розово-сиреневую симфонию: шкатулочки, куколки, рюшечки, пёрышки, нежность мелочей и картины, картины, картины – на всех стенах… Шепчу изумлённо: «Тридевятое царство!» Хозяйка «царства» улыбается: между прочим, Андрей любит проводить время не у себя, а именно здесь – говорит, душой тут отдыхает.
Андрей старше супруги на восемь лет. Встретились они в нелёгкие для себя времена: Лина, «выброшенная» мамой в самостоятельную жизнь в 18 лет, уже успела «наесться взрослости» и одеревенеть душой. За плечами Андрея же был неудавшийся брак и двое сыновей, которых новая молодая жена приняла, как своих. Вечной романтики не было: они прошли тяжёлый путь притирок друг к другу и к детям – у Лины и Андрея появился ещё и общий сын, отстаивания собственного «я» и прочих супружеских «прелестей». Объединило терпение, сознательное обретение житейской мудрости: за спиной Лины три высших образования – художественное, юридическое и психологическое. Ещё одним «якорем» стал спорт, которым Лина активно увлеклась вслед за мужем. Результат – идеально выстроенное тело и титул дважды чемпионки мира. Она – его Галатея. Которая, правда, почти сломалась, когда добилась наивысших результатов.
Из Галатеи – в себя саму
Всё началось с трансформации тела после того, как оставила большой спорт: прибавив 20 килограммов, она даже в зеркало на себя не могла смотреть. Злилась, страдала, рушились прежние принципы, уходили старые привязанности, в том числе, близкие подруги… Нет, муж всегда стоял рядом стеной – прямолинейной, бескомпромиссной и оттого надёжной. Но женское «я» осталось опустошённым, душевно истерзанным – вплоть до медицинского диагноза. Тогда в её жизнь и пришла эзотерика. Поначалу максималистски: Лина, вступив в эзотерический клуб, стала медитировать, открыла в себе способности экстрасенса, к ней толпами ходили лечить своё внутреннее «я». В поисках исцеления своей души она ездила в Аркаим, на Алтай и прочие «места силы». Андрей не мешал – знал, что крайности жены рано или поздно трансформируются в нечто более конструктивное. Разве что говорил иногда: «Я – материалист и понимаю, что люди приходят к тебе, потому что находят себя в твоих глазах классными и крутыми. Но они не такие – и скоро это, увы, тебя разочарует».
– В целом он был прав, – говорит Лина. – Из сотен знакомств остались десятки, в «ближний круг» вошли единицы, но с ними мы вместе до сих пор и очень дорожим друг другом.
Зато в её жизни появилось творчество. Однажды она начала рисовать – почувствовала страстное желание. Поднимаю брось: вспомнили диплом худграфа? Она отмахивается: да какой диплом – чему могло научить заочное образование? Всё родилось спонтанно: просто взяла кисть и начала наносить на холст то, что приходило в голову.
– Это не люди, не мысли – я называю их сущностями, космическими существами, которые приходят ко мне, формируются в яркие образы и вытаскивают своей фактурностью из грусти, неудовлетворённости собой, – рассказывает, указывая на стену с картинами. – Абстракция, цвет, ощущения – ни одной чёткой линии и портретного сходства, но, как говорят зрители, многие в итоге похожи на меня, Андрея, наших детей…
Продолжение следует...
Автор: Рита Давлетшина
Фото: Евгений Рухмалёв