“Иногда вы действительно не сможете сказать, кто играет”,- говорит Кит Ричардс о редкой музыкальной химии между ним и Ронни Вудом.
Это классическое интервью из архива журнала GP раскрывает некоторые захватывающие идеи о двойном гитарном звучании Rolling Stones.
Музыкальное партнерство Кита Ричардса и Ронни Вуда уникально. Это одна из самых продолжительных и громких гитарных пар в истории рок-н-ролла. Как бывший участник The Jeff Beck Group и Faces, Вуд уже сделал себе имя к тому времени, когда его пригласили в Rolling Stones в 1975 году.
Он заменил гитариста Мика Тейлора (который присоединился к Stones в 1969 году вместо основателя группы Брайана Джонса). Вуд быстро нашел контакт с Ричардсом.
Оба они уже были знакомы друг с другом по совместной работе над звездным дебютным сольным альбомом Вуда 1974 года, I've Got My Own Album to Do, и его продолжением, Now Look 1975 года.
Вуд ранее сотрудничал со Stones над их хитом "It's Only Rock 'n Roll (But I Like It)”, играя на акустической гитаре одновременно с партиями электрогитары Ричардса на студийной записи.
После весомого вклада в альбом Stones 1976 года Black and Blue и его участия в турне группы по Северной и Южной Америке 75-го года Вуд в конечном итоге был объявлен полноправным участником группы.
Звучание Rolling Stones построено вокруг двух гитар, что само по себе является продолжением собственной уникальности Ричардса. Он помог навсегда стереть грань между соло-гитарой и ритм-гитарой, заменив технику риффинга, в которой мелодические украшения сливаются с энергичной ритмической обработкой аккордов.
Роль Ричардса в группе анализировалась бесчисленное количество раз. Диагноз: без Кита Ричардса не было бы Rolling Stones.
"В других группах все следуют за барабанщиком, - объяснил Вуд. - В Stones все следуют за Китом, и так было всегда”.
В то время как некоторые даже утверждали, что "Кит Ричардс - это и есть Rolling Stones", сам гитарист первым подчеркнул, что незаменимость любого участника группы - это улица с двусторонним движением: "Музыканты существуют для того, чтобы служить группе. Все, что имеет значение, - это то, способствует ли это общему звучанию".
Вопрос : Вы часто упоминали, что звук двух гитар это как краеугольный камень группы. В "Still Life" заметен другой вид взаимодействия – возможно, более тесный, чем когда-либо.
Ричардс : Что ж, Рон становится лучше [смеется]. Я думаю, это связано с тем фактом, что мы с Роном работаем вместе с 75-го года, и чем больше мы играем вместе, тем круче у нас получается.
Вопрос : Это звучит так, как будто вы с ним - две стороны одной медали, как будто вы могли бы поменяться местами.
Ричардс : Мы так и делаем [смеется]. Если он закурит сигарету, я сыграю его роль, а потом мы поймем, что я играл вместо него, а он вместо меня.
Вопрос: И вы подумаете: "О, Боже мой, как я лажанулся", но когда вы слушаете запись, вы обнаруживаете, что так и надо было сыграть там, в тот момент, и это было как бы само собой.
Ричардс: Мы подхватываем и прикрываем друг друга, так что иногда вы действительно не можете понять, кто играет - он или я. Единственное, чего я не умею делать, так это играть на слайд-гитаре. Так что, если вы слышите слайд, то это точно Ронни.
Вопрос: Рон присоединился к группе в 1975 году, пришлось ли группе что-то менять в том, как вы взаимодействуете на сцене или репетируете?
Ричардс : Нет, в этом-то и была вся прелесть. Он уже был так хорошо знаком с нашим репертуаром. После ухода Мика Тейлора мы репетировали около шести месяцев с большим количеством хороших гитаристов со всего мира. И мы могли бы работать с ними, а они могли бы работать с нами. Но когда Ронни появился, это было все; сомнения сразу отпали. Все произошло само собой.
Вопрос : Поскольку стиль Мика Тейлора как ведущего гитариста был так хорошо определен в группе, казалось, что между вами двумя существует четкое различие. Разделение труда, что-то вроде этого.
Ричардс: С Миком Тейлором было гораздо сложнее добиться звучания Rolling Stones. У него было гораздо больше лидер-гитары и меньше ритма, так или иначе. Каким бы потрясающим он ни был как ведущий гитарист, он не был великим ритм-гитаристом, так что в итоге нам пришлось распределить роли.
Когда мы с Брайаном начинали, все было совсем не так. Лично мне с ним было гораздо проще, чем с Брайаном. Но тоже самое с Роном, основной способ, которым мы играем, гораздо более схож, и это никоим образом не сбивает Мика [Джаггера] с толку. Я имею в виду, он фантастический гитарист. Но даже если бы он ни хрена не умел играть, я все равно полюбил бы этого парня. С Роном, если он вдруг уронит свою "лопату", я смогу играть вместо него, пока он не поднимет ее, и ты даже не заметишь разницы. У нас с ним договоренность "Ты делаешь это, а я делаю то, и мы с ним никогда не пересекаемся".
Вопрос: Вы с Роном много работали вместе до того, как он присоединился к группе?
Ричардс : Да, около 18 месяцев. И я проделал большую работу над первым и вторым сольными альбомами Ронни. С тех пор он уже никогда не был прежним Ронни Вудом.
Вопрос : Вы можете сказать, что ваши стили повлияли друг на друга после стольких лет совместной работы?
Ричардс: Да, и это хорошо. Я могу что-то не заметить, и он компенсирует это. Это самое замечательное, когда в группе два гитариста, потому что, если вы что-то сделаете неправильно, вы знаете, что у вас есть ваш партнер, который тебя поправит, и все это идет машинально - ты не задумываешься над этим. Но ему приходится меня поправлять чаще, чем мне его (смеется).
Вопрос: У вас есть большие проблемы с общением на сцене на такой громкости?
Ричардс : Все это делается с помощью определенных сигналов или взглядами. Это единственный способ, которым вы действительно можете пользоваться. Но дело в том, что нет такой уж большой необходимости в общении или взглядах друг на друга, за исключением тех случаев, когда что-то идет не так. В противном случае общение происходит только через музыку. Но если что-то идет не так, тогда все смотрят на меня: "Как он собирается выпутываться из этого?"
=========================
Всем огромное спасибо за ваше внимание. Подписывайтесь, чтобы быть вместе с нами - и с нашей любимой музыкой.
Еще о Ките Ричардсе