Найти тему
Константин Рыжевич

Болотная черепаха в Беларуси 2. У начала времён.

Пара влюблённых.
Пара влюблённых.

Где-то в самой середине восьмидесятых годов, теперь уже прошлого, двадцатого века мы отправились в одну из наших первых совместных поездок в Припятский заповедник. Да, тогда он ещё назывался именно заповедником. Да, где-то ещё лежат мои полевые дневники, в которых записано точно что, где, когда и в котором часу. И лежат эти записи даже не "где-то" а рядом со мной, в зелёном полевом ящике для всякого оборудования. Но я не буду их оттуда доставать. Просто постараюсь записать всё по памяти. В том числе и потому, что теперь, через тридцать лет, может и не так уже важно указать точную хронику событий.

  • Просто можно всё вспомнить. Просто можно ещё раз, самому себе рассказать, почему именно с той поездки начались исследования болотной черепахи. Хотя сама поездка никакого отношения к черепахе не имела.
Это бывшая узкоколейка. Так выглядит это место почти 30 лет спустя. Снимок 2013 года.
Это бывшая узкоколейка. Так выглядит это место почти 30 лет спустя. Снимок 2013 года.
  • В июне, вероятно, мы приехали с Сергеем Михайловичем в посёлок Хвоенск. Как тогда ездили, смутно помню. Кажется от Минска до Житкович, потом до Турова, а уж потом и до Хвоенска. Всё с пересадками.
  • Но вот от Житкович до Турова - это было конечно, великолепие тех времён. Маленький жёлтый ПАЗик, который просто трещал по швам от избытка пассажиров в лице бабусек и дедулек, мешков с картошкой, луком и ещё чем-то там, а также клеток с живыми гусями и курами.
  • И вот и мы со своими рюкзаками приместились где-то между всем этим сельхозбогатством.
  • Наше присутствие было таким диссонансом, и как нас только не выкинули тогда, удивляюсь до сих пор.
Мост через Припять. 2007 год.
Мост через Припять. 2007 год.
  • Хвоенск всегда был, есть и будет столицей Припятского заповедника. Где бы она не находилась эта самая столица, в лице управления заповедника или чего-то ещё. Правда теперь Хвоенск уже изрядно утратил былое величие. Прежде всего потому, что там полностью ликвидировали узкоколейку.
  • А тогда в Хвоенске была, вероятно, одна из самых крупных станций узкоколейных железных дорог. На добром десятке путей стояли локомотивы и составы, было подобие перронов и даже, если мне не изменяет память, висела какая-то табличка с расписанием.
А вот и он - начальник всех черепах Беларуси - Сергей Михайлович Дробенков. Мост через Припять. 2007 год.
А вот и он - начальник всех черепах Беларуси - Сергей Михайлович Дробенков. Мост через Припять. 2007 год.
  • Как люди командировочные, прибыв в Хвоенск и отметив удостоверения в конторе местной лесопилки, гордо именовавшейся чем-то вроде лесхоза, мы по смутным указаниям секретарши отправились искать гостиницу.
  • "Гостинца" в Хвоенске тогда была просто очаровательным шедевром зодчества и коммунального хозяйства, представлявшего собой безоконное и, практически бездверное одноэтажное строение, со всеми удобствами в виде колодца без ведра во дворе. Гостиница исправно служила перевалочным пунктом весьма редкостных водителей-дальнобойщиков лесоперевозчиков, по совместительству исполняя обязанности местного борделя.
  • Самым замечательным в "гостинице" было наличие "заведующего". После примерно часовых поисков нам всё-таки удалось отыскать в одном из соседних домов женщину средних лет, которая была просто в шоке от двоих минских идиотов, пожелавших оплатить (!!!) пребывание в сем шедевральном заведении.
Знаменитая дубрава возле Хвоенска. Снимок 2009 года.
Знаменитая дубрава возле Хвоенска. Снимок 2009 года.
  • Шабаш на Лысой горе - детская сказка против ночи в "гостинице" Хвоенска.
  • Едва рассвело, мы уже сидели в шикарном вагоне при мотовозике на узкоколейке. Собственно "вагон" представлял из себя весьма разбитую платформу, не имеющую никаких бортов, и переквалифицированную в пассажирскую поездо-единицу по причине полной негодности для транспортировки каких-либо грузов, кроме местных тёток.
  • Местные тётки с кошёлками и сумками стали занимать места на полуполоманных деревянных лавках, строго через полчаса после назначенного времени отправления. Лавки, на которых мы и сидели, просто стояли на этой платформе и не слетали при движении на поворотах только благодаря весу тёток.
Место возле Хвоенска, где начинались, пожалуй, все студенческие практики в те времена. Снимок 2012 года.
Место возле Хвоенска, где начинались, пожалуй, все студенческие практики в те времена. Снимок 2012 года.
  • Через час или два, после времени отправления, которое назвал нам машинист, строго по расписанию, мы покинули "вокзал" Хвоенска.
  • Если вы когда-либо на старинных фотографиях или в киносъёмках видели, как тренировались лётчики времён 1914-1915 годов, то можете себе представить систему движения на этом "вагоне". Добавьте ещё и то, что кое-где вместо рельсов были подложены обычные дрова, и восторгайтесь.
  • Единственной "техникой безопасности" была относительно небольшая скорость, кое-где едва превышающая скорость быстро идущего человека.
Припять. Красавица Припять! 2007 год.
Припять. Красавица Припять! 2007 год.
  • Тётки просто спрыгивали на ходу вместе с вещами. Практически, после первой четверти пути, они почти все и "вышли" из "вагона".
  • Мы же проехали значительную часть заповедника и выгрузились недалеко от того места где теперь проходит шоссе от Турова на Лельчицы. Эвакуировались мы примерно таким же способом, как и наши попутчицы. Правда, ради "вучоных" из Минска, мотовозик почти приостановился.
  • Не помню, как Сергей Михайлович выбирал это место для нашей стоянки, но место оказалось не просто великолепным, но и знаковым, во всей нашей дальнейшей жизни.
Недалеко от посёлка Хвоенск. Я снимаю зубра. А Михалыч снимает сам процесс. Август 2010 года.
Недалеко от посёлка Хвоенск. Я снимаю зубра. А Михалыч снимает сам процесс. Август 2010 года.
  • Погода стояла изумительно летняя, солнечная, жаркая. Жарко было так, что даже прыткие ящерицы начинали выползать из норок только около полуночи.
  • Возле насыпи узкоколейки были два прудика, с чистой и прозрачной водой, в которых плавало много обыкновенных тритонов и мелких зелёных лягушек. Из этих прудиков мы брали воду.
  • Через два, три дня мы отправились в обратный путь. Мотовозика не было и большую часть пути до Хвоенска мы прошагали по насыпи. Благо, к тому времени жара несколько спала. Мотовозик подобрал нас недалеко от посёлка и в качестве платы за проезд попросил периодических погрузок брёвен на платформы.
Чернобыльская зона. 2005 год. Знаменитый свинарник недалеко от посёлка Бабчин. Точнее то, что от свинокомплекса осталось.
Чернобыльская зона. 2005 год. Знаменитый свинарник недалеко от посёлка Бабчин. Точнее то, что от свинокомплекса осталось.
  • На следующий год случился Чернобыль. Было много всяких и разных событий, включая многочисленные поездки в "зону", где мне приходилось находить черепах на мелиоративных каналах и знаменитых прудах-отстойниках возле п. Бабчин.
  • В тот год, или на следующий, мы вернулись именно на это место, в двух сотнях метрах от узкоколейки и недалеко от трассы Туров-Лельчицы. Там, на этой трассе теперь стоит указатель "посёлок Слобода 4 км", правда указывает он в другую сторону.
  • Но в этот, новый приезд туда, мы добирались уже не на мотовозике узкоколейки. У нас был свой "ГАЗ-66". Машина с великолепной проходимостью и вместимостью. И заехали мы на "наше" место со стороны шоссе. Вот тогда то вся предыстория закончилась, и началась история с болотной черепахой.
Болотная черепаха. От неё веет седой стариной.
Болотная черепаха. От неё веет седой стариной.
-12