Расстройство аутистического спектра (РАС) – это особая группа расстройств развития, для которой характерны:трудности с социальным взаимодействием и общением,
нетипичное поведение, стереотипные действия,
сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения,
трудности с переходом от одного вида деятельности к другому.
Проявления этого расстройства развития могут быть очень разнообразны, но часто такие дети выглядят отгороженными от реального мира, погруженными в свои переживания и интересы, не вовлекающимися в общение и диалог, «трудными» в самых разных обыденных ситуациях.
Диагноз «аутизм» ставится не с помощью лабораторных исследований, а в результате наблюдения за человеком, общения с ним, а также с людьми, которые за ним ухаживают. Диагноз может поставить психиатр или невролог.
Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, от 12 до 24 мес, но нередко диагноз ставят гораздо позже, только к 4-5 годам, когда упущено много времени для необходимого вмешательства.
Распространенность расстройств аутистического спектра у детей в последние десятилетия значительно растет. По данным, опубликованным ВОЗ в 2014 г., примерно один ребенок из 160 страдает от РАС.
Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут меняться со временем. Некоторые люди способны жить самостоятельно, без особых ограничений, а другим нужен пожизненный уход и поддержка. Состояние пациента с аутизмом в любом возрасте можно улучшить с помощью грамотной терапии, назначаемой врачом, занятий с психологом, логопедом, музыкальным терапевтом, арт-терапевтом. Исследования показывают, что в раннем возрасте больше возможностей адаптировать ребенка к социуму и снизить проявления дефицитов в развитии по сравнению с более поздно начатой терапией.
Признаки аутизма у ребенка
В возрасте 12-18 мес стоит обратить внимание, если нет контакта глаз с ребенком (то есть он смотрит кому-то в глаза, но лишь вскользь, кратковременно), если он не улыбается знакомым лицам, не реагирует на попытки поиграть с ним в игры, например, когда взрослый закрывает лицо руками и говорит «ку-ку».
В возрасте двух лет стоит насторожиться, если ребенокне говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы, если у ребенка истерики, которые вы не можете объяснить.
Косвенным признаком является то, что ребенок плохо взаимодействует с окружающими, не идет на контакт, не откликается на имя. В таком случае малыш чаще всего играет с какими-то предметами в одиночестве, например, строит башни из кастрюль или выстраивает предметы в ряд по размеру и цвету.
Если вы заметили, что ребенок очень привязан к определенным действиям-ритуалам или только к определенным продуктам в питании, а при нарушении привычного режима у него случается истерика. Эти проявления особенно заметными становятся к 2 годам и позднее. Например, на детской площадке он обязательно сначала проходит вокруг качели, и при попытке привести его сразу к песочнице, или даже сменить детскую площадку, он начинает плакать.
Если ребенка постоянно выполняет какое-то действие – он все время раскачивается, крутится на одном месте, делает пальцами непонятные движения.
Если вы заметили что-то подобное у ребенка, не торопитесь с выводами, запишитесь на консультацию к врачу-психиатру.
Наиболее распространенный скрининговый инструмент, который используется для раннего выявления признаков нарушения развития аутистического спектра – это СНАТ или М-СНАТ. Это очень простой опросник, который заполняют сами родители, и на заполнение которого уходит 3-5 минут. На базе ответов родителей ставится предварительный диагноз – есть признаки аутизма или нет. Этот инструмент обладает очень высокой чувствительностью, тревожные симптомы, на основании которых ставится диагноз аутизм, он регистрирует достаточно хорошо.
Если «красные флажки» аутизма выявляются и родителями, и неврологом или психиатром, то далее используются более специфические инструменты психологического и медицинского обследования ребенка, проводимые уже специалистами.
При постановке четкого клинического диагноза поможет шкала диагностического обследования при аутизме «АДОС 2», которая является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройств аутистического спектра.
Кто и почему заболевает?
Аутизм – это генетическое нарушение. Но оно не передается из поколения в поколение, а возникает в результате сложной комбинации мутаций и связано с взаимодействием более 700 генов. Факторы риска – наличие в семье любого нарушения развития. Аутизм чаще встречается у людей с другими генетическими синдромами, например, туберозным склерозом, синдромом х-ломкой хромосомы и др.Также описаны некоторые средовые факторы, которые сами по себе не вызывают РАС у детей, но приводят к некоторым каскадным процессам, определяющим нарушения развития в целом, и РАС в особенности. К таким факторам исследователи относят возраст родителей, прием во время беременности некоторых препаратов, интервал между беременностями, воздействие радиации, бактерий и вирусов.В целом, распространенность РАС среди мальчиков выше, чем среди девочек, и составляет в среднем 4 к 1.
Виды аутизма
Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство пациентов с этим синдромоммогут активно общаться с другими людьми. Проявления болезни у таких пациентов менее заметны, чем у других, но они все же неохотно идут на контакт, сконцентрированы на своих интересах и зачастую не понимают мотивы других людей. Также при этом синдроме бывают нарушения мелкой моторики.
Классический аутизм (синдром Каннера)
При классическом аутизме присутствуют нарушения в социальном взаимодействии, коммуникации и поведении. Нарушения могут быть от легких до максимально тяжелых.
Атипичный аутизм (неспецифическое первазивное нарушение развития): при этом виде нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер. Дети при этом диагнозе имеют высокие шансы на успешное развитие и приближение к нормотипичной модели.
Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).
Специалисты, которые работают с пациентами над улучшением качества жизни, приобретения социальных и бытовых навыков, ориентируются в первую очередь на состояние человека, а не на вид аутизма. Чаще всего врачи делят пациентов не по клинической форме, а по степени необходимости сопровождения – от полного и постоянного сопровождения человека, частичного опекунства, до полной самостоятельности.
Важно понимать, что уровень самостоятельности и функциональности может меняться у пациента в процессе терапии. Более того, возможен переход от тяжелой к легкой форме болезни.Большинство врачей сходятся в том, что вмешательство в раннем возрасте с поведенческой терапией, медикаментозной коррекцией (при необходимости), систематическими занятиями с коррекционными педагогами существенно повышают шансы ребенка на обычную жизнь.
Главное, что при этой болезни на состояние человека можно повлиять.
Лечение аутизма
В каждом конкретном случае врачи подбирают индивидуальное лечение. Некоторым пациентам может понадобиться медикаментозная терапия, чтобы уменьшить или исключить какие-то симптомы.Самым эффективным лечением при РАС являются психолого-педагогические вмешательства на основе прикладного поведенческого анализа — АВА- терапия и ее вариации (например, денверская модель раннего вмешательства для детей до 3 лет, индивидуальные занятия АВА-терапией, использованием альтернативной системы коммуникации ПЕКС).
Для вмешательств, основанных на прикладном анализе поведения характера большая продолжительность и высокая интенсивность. Включение родителей во вмешательство, предоставляемое ребенку, значительно повышает его эффективность. Отличительными особенностями АВА-терапии являются ее индивидуализированный характер, нацеленность на развитие не каких-то случайных навыков, а ключевых, важнейших для развития навыков, а также учет как слабых, так и сильных сторон развития ребенка, создание условий для его максимальной адаптации в обществе.
В центре когнитивных технологий «УГМК-Здоровье» есть много дополнительных действенных методик, которые помогут ребенку адаптироваться к миру и жить полноценной жизнью.
В центре есть бломберг-терапия ритмичными движениями – методика, основанная на естественных ритмичных младенческих движениях (повторяющих паттерны примитивных рефлексов), которые были приспособлены для детей и взрослых. Эта терапия поможет справиться с повышенной тревожностью, страхами громких звуков/яркого света/прикосновений, гиперчувствительностью к свету, к звукам, к прикосновениям, сложностью при произнесении глубоких звуков, заиканием и другими проявлениями аутизма.
Также в центре когнитивных технологий проводят биоакустическую коррекцию, которая восстанавливает нарушенную работу мозга.Это показано при расстройствах аутистического спектра.В организме появляется больше энергии, улучшается настроение, сон, аппетит, снижается тревожность, уменьшаются страхи, ребенок становится более спокойным, контактным, повышается способность к обучению, улучшается речь, уходит головная боль, боль в спине, повышается иммунитет.
Нервная система ребенка уязвима к различным факторам внешней среды, поэтому спровоцировать нарушения в ее работе могут самые разные причины. Достичь эмоционального равновесия, устранить коммуникационные проблемы, улучшить двигательную и умственную активность, поможет метод аудио-психо-фоностимуяции А. Томатиса (Томатис-терапия), в основе которого лежат слуховые тренировки.
Основная цель терапии – научить заново слушать и слышать. Это позволяет развивать не только познавательные процессы, но и избавиться от множества психических расстройств и нарушений развития.
Еще один интересный метод наших врачей - InTime (интайм). Держи ритм!
Он направлен на улучшение работоспособности и гармонизацию работы головного мозга посредством стимуляции ритмом, движением и звуками различных частот.Во время занятия ребенок находится в специальных наушниках, обеспечивающих воздушную и костную проводимость звука. Психоакустически модифицированная музыка прослушивается с помощью мультисенсорной аудиосистемы Waves™. После прослушивания нескольких музыкальных модулей, длительностью по 9 минут, ребенку, под руководством специалиста, необходимо выполнить множество двигательно-ритмических упражнений с помощью барабана и голоса. Подробнее о том, как проходит занятие.
Транскраниальнаямикрополяризация (ТКМП) - метод лечения, позволяющий стимулировать, менять функциональное состояние разных составляющих центральной нервной системы. В ходе этой процедуры осуществляется воздействие слабым током на области головы.Параметры тока находятся в пределах десятков или сотен мкА, а это значительно меньше того, что используют в традиционной физиотерапии. Кроме того, направленность влияния обеспечивают благодаря использованию малых площадей электродов и их локализации.
Выбор зон воздействия определяется характером патологии, лечебными задачами, функциональными и нейроанатомическими особенностями корковых полей или отделов спинного мозга и их связей. Под воздействием этих импульсов в головном мозге нормализуются процессы возбуждения и торможения, облегчается взаимодействие между нейронами и улучшается передача нервных импульсов, а кроме того подключаются и активизируются дополнительные участки мозга, что способствует восстановлению.
Еще у нас проводят БОС (терапию с использованием биологической обратной связи) – это безопасный метод лечения, помогающий организму наладить нарушенную работу органов и систем без лекарств, используя собственные резервные возможности.
Многие процессы, которые происходят в нашем организме, нами не осознаются. Метод БОС позволяет наглядно увидеть, как сокращаются наши мышцы, как мы дышим, как снижается температура нашего тела при волнении и как она повышается, когда мы расслабляемся.
Основная цель БОС-терапии - научиться использовать свое сознание для контроля над собственным телом. Применяется у детей с дефицитом внимания, нарушениями речи, тревожностью, заиканием и другими нарушениями.
Еще в нашем центре есть нейрокогнитивный тренажер Timocco – это онлайн-терапевтическая игровая среда, специально разработанная для детей с особыми потребностями. Комплекс использует технологию, основанную на движении с видеобиоуправлением, при которой игры реагируют на движение ребенка, посредством веб-камеры и интерактивных перчаток. Разработан комплекс в Израиле.
В игровой платформе Timocco представлен спектр игр, позволяющих развивать внимание, память, познавательную активность, учиться общаться, понимать и принимать правила игры, соперничать и сотрудничать, развивать планирование, двигательный контроль и точность.
Fitlight (Фитлайт)
Тренировка в форме игры. Позволяет создавать и укреплять нервно-мышечные связи "глаз-рука", улучшать скорость распознавания визуального стимула и реагирования на него.
Перед ребенком располагаются светодиоды разных цветов и скорости подачи света: происходит попеременное движение света лампочек. Ставится задача, согласно которой пациент должен успеть "поймать" нужный свет.
Для обучения взаимодействию в команде возможна работа в группе. Это учит ребенка социальной терпимости, взаимодействию с окружающими людьми и пониманию конкуренции.
Задачи подбираются под возраст, под проблему развития. При этом ребенок не замечает сложности работы, ему интересно и познавательно.
Сделать правильный выбор методик, которые помогут конкретному ребенку, с учетом его возраста, особенностей развития и основных дефицитов, а также определить порядок и своевременность их применения, помогут родителям специалисты нашего центра: неврологи, психиатры, медицинские психологи, логопеды-дефектологи.
ООО "УГМК-Здоровье". Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 113