Найти в Дзене
Музей истории религии

Слезы Шивы

Для религиозных практик часто используются четки. С их помощью можно, не сбиваясь, совершать большое количество духовных упражнений (читать молитвы, мантры, класть поклоны, делать простирания…). В зависимости от назначения и традиций используются четки из разных материалов и с разным количеством бусин. Зачастую и материал, из которого изготовлены бусины четок, и их количество объясняются «божественным» происхождением. Так, в Индии делают четки из косточек плодов священного дерева Рудракши, выросшего из упавшей на землю слезы Шивы. Это божество почитается в Индии как один из трех верховных богов Тримурти. В Индии у божеств много имен, одно из имен Шивы – Рудра. Согласно мифу, Шива-Рудра пролил свои слезы, увидев страдания людей. Название дерева и его плодов буквально означает «глаз, слеза Рудры». Четки из рудракши символизируют любовь и сострадание Шивы к человечеству. Это чудесное дерево (Eleocarpus ganitrus) цветет ароматными белыми цветами и дает небольшие темно-синие съедобные плод
Четки Индия. ХХ в. Плоды дерева рудракша. Из собрания Государственного музея истории религии
Четки Индия. ХХ в. Плоды дерева рудракша. Из собрания Государственного музея истории религии

Для религиозных практик часто используются четки. С их помощью можно, не сбиваясь, совершать большое количество духовных упражнений (читать молитвы, мантры, класть поклоны, делать простирания…). В зависимости от назначения и традиций используются четки из разных материалов и с разным количеством бусин. Зачастую и материал, из которого изготовлены бусины четок, и их количество объясняются «божественным» происхождением.

Так, в Индии делают четки из косточек плодов священного дерева Рудракши, выросшего из упавшей на землю слезы Шивы. Это божество почитается в Индии как один из трех верховных богов Тримурти. В Индии у божеств много имен, одно из имен Шивы – Рудра. Согласно мифу, Шива-Рудра пролил свои слезы, увидев страдания людей. Название дерева и его плодов буквально означает «глаз, слеза Рудры». Четки из рудракши символизируют любовь и сострадание Шивы к человечеству.

Фотография из Энциклопедии медицинских растений www.medplants.blogspot.com
Фотография из Энциклопедии медицинских растений www.medplants.blogspot.com

Это чудесное дерево (Eleocarpus ganitrus) цветет ароматными белыми цветами и дает небольшие темно-синие съедобные плоды, внутри которых находят косточки для четок. Поверхность их бугристая, разделена глубокими линиями, количество бороздок определяет количество долей косточки, эти доли называют «мукхи» - лица Шивы. У бусин рудракши может быть от 1 до 27 глубоких бороздок. Примерно семьдесят процентов всех бусин рудракши в природе имеют пять мукхи. Пятиликие рудракши встречаются чаще всего. Очень ценятся бусины, в которых или меньше или больше, чем пять мукхи. Самые редкие - с 1, 14 или 21 ликами - могут стоить целое состояние. Кроме них, очень ценны плоды с естественным отверстием для нитки. Размер бусины тоже имеет значение: ценятся крупные с редкими мукхи, а также маленькие (особенно если они тяжелые). Плоды всегда проверяют на подлинность. Истинная рудракша круглая, выпуклая, имеет твердую и грубую (но не колючую) поверхность, при постоянном ношении четки из нее становятся блестящими и маслянистыми. Рудракша должна быть тяжелой и тонуть в воде. Иногда среди сотен тысяч бусин находят несколько особенно маленьких и тяжелых, их называют «каменными» и специальным образом полируют.

Четки Индия. ХХ в. Плоды дерева рудракша. Из собрания Государственного музея истории религии
Четки Индия. ХХ в. Плоды дерева рудракша. Из собрания Государственного музея истории религии

Наилучшая из всех видов рудракши – одноликая; она символизирует все Безмерное, Бесформенное, Вечное, Истинное. Такая косточка круглой формы встречается крайне редко, немного чаще – в виде полумесяца. Двуликая бусина символизирует Луну и Солнце; говорят, что владелец ее, если не будет лениться, сможет достичь освобождения («мокши»). Трехликая рудракша обладает мощной защитой и символизирует Тримурти (Брахму, Вишну и Шиву). Четырехликая является символом четырех Вед, считается благодатной для ученых и интеллектуалов. Пятиликая бусина управляет пятью элементами мироздания, а польза ее – в подавлении всех болезненных процессов.

Плод дерева рудракша. Индия ХХ в. Из собрания Государственного музея истории религии
Плод дерева рудракша. Индия ХХ в. Из собрания Государственного музея истории религии

В Индии считается, что самое главное качество рудракши – это ее способность накапливать духовную энергию. С глубокой древности в Индии четки носят все: обыкновенные люди, риши, монахи и цари. Есть особые требования к носящему рудракшу: нельзя употреблять дурманящие вещества, мясо, чеснок, лук, морковь и прочие им подобные запрещенные виды пищи. Носят рудракшу на чистом теле, под одеждой, снимают на сон и купание и чистят молоком и водой два раза в год. На ношение четок, которое избавляет от всех грехов, нужно обязательно получить благословение наставника.

Рудракшу используют для «джаппы» - медитативной духовной практики, во время которой читаются мантры или называются имена божества. Обычно для этого используют четки из пятиликих бусин. Как правило, в четках 108 косточек. Это священное число в индуизме: согласно Ведам, наша Вселенная построена из 108 элементов, насчитывается 108 канонических Упанишад, известно 108 священных имен у Шивы и Вишну и в Индии есть 108 особенно чтимых храмов. Кроме того, это число образуют 54 буквы священного санскрита, умноженные дважды, известны 108 асан (поз) йоги, 108 форм танца, 108 чакр в теле человека и насчитывается 108 чувств, 36 из которых – чувства прошлого, 36 – настоящего и 36 – будущего…

Практикующий джаппу, осознавая мистические значения священного числа, перебирая четки из рудракши, обращается к великому Шиве, называя 108 его имен, среди которых: Благой, Верховный Владыка, Приносящий счастье, Исполняющий желания, Нерожденный, Безгрешный, Бесконечный в своих качествах…

Шива-Натараджа Индия. XIX в. Металл; литье, чеканка. Из собрания Государственного музея истории религии
Шива-Натараджа Индия. XIX в. Металл; литье, чеканка. Из собрания Государственного музея истории религии