Недавно увидел в сети видеоролик «ПОЧЕМУ АСТРОЛОГИЯ НЕ РАБОТАЕТ?» (https://www.youtube.com/watch?v=mrraDV0czzk). Текст и видеоряд замечательно отшлифованы с целью убедить зрителя в том, что астрология – либо детская сказка, либо миф невежественных древних фантазеров, либо средство обмана невежественных людей (подобно тому, как «религия – опиум для народа» и даже хочется вставить где-нибудь в конце видеоряда знаменитое изречение Остапа Бендера: «Так по чём опиум для народа?!»). Яркий ролик с, казалось бы, строго научным подходом к доказательству ложности астрологии. Судя по огромному числу просмотров, ролик заинтересовал очень многих.
Меня же более заинтересовал автор текста. Увидел в титрах: Олег Фея. Поискал в сети и узнал о нём следующее: физик, выпускник МФТИ, сотрудник лаборатории компьютерного дизайна материалов МФТИ, победитель Science Slam в Москве, научный журналист, выпускник «Школы лекторов» фонда «Эволюция». В электронных СМИ он активно продвигает «научный» взгляд на «лженауки» вообще и астрологию в частности. Продвигает опять же «научные» доказательства того, почему астрология не работает. В сети размещено выступление Олега под названием «Научная проверка астрологии, или почему звезды никак не влияют на вашу судьбу» (https://www.youtube.com/watch?v=WOB75q6_BX8) на какой-то конференции.
Посмотрел выступление, почитал комментарии. Один был весьма показателен: «Интересно, конечно, но смотреть тяжело, во-первых, зачем надо было оставлять в видео те 4 минуты ожидания лектора ...это же видео, можно же вырезать... и во-вторых тяжело слушать, так как лектор неразборчиво и скомкано тараторит». Стало понятно, что это выступление О.Феи в последствии было доработано, отшлифовано идеологически благодаря помощи «ученых» единомышленников. И лишь затем представлено в виде видеоролика, призванного убедить, что АСТРОЛОГИЯ НЕ РАБОТАЕТ ПОТОМУ, ЧТО ОНА – ЛЖЕНАУКА ИЛИ ПОТОМУ, ЧТО ОНА НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ НИКОГДА. Этот тезис равно как и большинство искусственно созданных «аргументов» и ничего не доказывающих «доказательств» замечательно разбирал в своих письмах к ученому соседу и оппоненту М.Б.Левин (опубликованы на форуме в теме «Наука contra Астрология»).
Почему «научный» взял в кавычки? Да потому, что все «доказательства» при чуть более внимательном взгляде, научном анализе и в особенности при понимании хотя бы начальных основ астрологии рассыпаются во прах. И Олег Фея в выступлении на конференции мне очень напомнил мне некоторые телепередачи, на которых детям задавали вопросы, а те пытались в меру своего детского понимания ответить на них по-взрослому. Получалось очень смешно. Вот так же смешно было смотреть выступление физика, который при помощи формальной и искаженной предубеждением «логики» пытался убедить и без того убежденных «ученых» борцов с ересями и лженауками в том, «что астрология не работает, потому, что не может работать никогда».
И вот задумался, а как бы сам ответил на вопросы: почему астрология не работает? Почему не сбываются астрологические прогнозы? Однако прежде необходимо разобраться в том, что же такое прогноз вообще? Какова цель прогнозирования? Чего можно ожидать от прогноза и чего ожидать нельзя? Какова точность прогнозов и от чего она зависит?
О прогнозах и прогнозировании
Что такое прогноз и прогнозирование?
Согласно «Толковому словарю Ушакова» слово «Прогноз» происходит от греческого «prognosis» - «предузнавание». И означает «предсказание о развитии и исходе каких-нибудь событий, явлений на основании имеющихся данных. Прогноз политического положения. Прогноз погоды».
Согласно «Википедии» прогноз (от греч. πρόγνωση «предвидение, предсказание») — это «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. В узком смысле, это вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования».
Прогнозирование — это разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив дальнейшего развития какого-либо процесса.
Какова цель прогнозирования?
Цель любого прогнозирования состоит в том, чтобы подготовиться к предстоящим условиям, событиям, и пройти через них с максимальной эффективностью, пользой и минимальными потерями времени, сил, средств.
Прогноз погоды. Мы слушаем прогноз, чтобы избежать проблем. Если прогноз обещает дождь, мы берем зонт или одеваем ветровку с влагоотталкивающим покрытием. Если прогноз говорит о ясном, жарком солнечном дне, мы одеваемся легко, берем защитные очки и головной убор, чтобы защитить глаза и голову.
Прогноз политического положения в стране. Мы слушаем его, чтобы суметь подготовиться к социальным и политическим переменам.
Прогноз течения болезни. Мы слушаем его, чтобы более эффективно лечить заболевание. Если врачам все понятно, они избирают один из известных им методов лечения или их сочетание. Если относительно причин заболевания нет ясности, врачи могут пробовать поочередно разные методы и средства. В иных же случаях врачи даже могут утверждать, что исцеление невозможно. И тогда пациент, его близкие могут либо продолжить лечение методами современной медицины, либо обратиться к методам традиционной медицины (например, аюрведы, гомеопатии, ошибочно называемых нетрадиционными), либо обратиться за помощью к Богу или богам своей религии, либо сочетать эти методы в разной пропорции.
Каковы различия прогнозирования и предсказания?
Необходимо провести разграничительную черту между понятиями прогноза и прогнозирования с одной стороны, а так же предсказания и пророчества с другой.
Прогноз есть предположение наиболее вероятного направления (или, чаще множества направлений) развития ситуаций, событий, явлений исходя из прошлого опыта, настоящих изменений, а так же многоуровневых и многовариантных путей и методов развития исследуемых событий, объектов.
В отличие от прогноза предсказание ближе к пророчеству и даже внушению того, что вещателю представляется несомненно убедительным и очевидным (на основании ли научного предвидения, интуитивного прозрения, особого пророческого дара, видений, снов или развитых йогических сил).
В случае предсказания возможно два варианта: безальтернативный (фаталистический) или с полярной альтернативой.
Первый можно назвать фаталистическим: человеку или группе людей предоставляется безальтернативный вариант развития ситуации. Например, метеоролог на основании однозначных метеоданных предсказывает, что в таком-то месте будет отмечено стихийное бедствие – смерч или ураган, который разрушит все строения. Фатализм такого предсказания основан на объективных показаниях сейсмических станций. Однако, хотя вероятность осуществления этого прогноза-предсказания весьма велика, оккультная наука утверждает, что все стихийные бедствия – имеют причинами хаос человеческих мыслей, чувств, переживаний и сознательное или бессознательное использование черной магии. Так что человеческие и в особенности групповые излучения, нарушающие Гармонию Закона, пробуждают и приводят в действие силы Природы, устремленные к восстановлению Равновесия. И человек или группа людей оказываются жертвами игры стихий именно по причине собственных беззаконий. Но в этом фаталистическом предсказании истинный оккультист или пророк мог бы добавить лишь деталь: люди могут изменить положение утверждением гармонии стихий внутри своего индивидуального (отдельный человек) и коллективного (человечество или группа людей) микрокосма и таким образом даже предотвратить стихийное бедствие, смягчить его последствия или уменьшить психологическую восприимчивость людей к внешним катаклизмам.
Примером этому может служить духовные традиции, распространенные в Японии, стране, расположенной на вулканическом поясе. Люди в течение многих веков живут, зная о постоянно грозящей им опасности. Но воспитанные в духовных традициях синтоизма и буддизма (по наблюдению советского этнографа В.Овчинникова в Японии верующих в два раза больше, чем жителей, так как многие из них являются синкретистами, то есть одновременно следуют путями обеих или даже большего числа религий) многие японцы живут с сознанием действенности закона кармы и своей ответственности за всё, происходящее вокруг и в них самих.
В истории земного человечества, в особенности в мифах и легендах описано немало случаев, когда коллективная молитва спасала людей от верной гибели и города или государства от разграбления и разрушений. Пример тому – русская легенда о граде Китеже, который был осажден полчищами хана Батыя. Хотя город считался святыней и его жители были глубоко верующими, прогноз-предсказание предрекал неизбежное поражение защитников, гибель людей и разграбление города. Не смотря на это люди горячо молились о защите его и своих семей. Согласно легенде город ушел под воду, неразграбленный врагами, он стал невидимым. И в сужденный час торжества чистой веры и совершенной любви он вновь поднимется на поверхность.
Другой пример, описанный в книге Е.П.Блаватской «Загадочные племена с Голубых Гор», рассказывает о таинственной истории племени тоддов, прародителями которых во времена, описанные в «Рамаяне», были брат Раваны (мифического царя демонов) Вибхешана и его четыре министра. Они перешли на службу легендарного правителя Рамы и помогли ему победить. Таким образом, хотя Равана со всем своим воинством и их семьями были согласно пророчествам обречены на погибель, эти пятеро заслужили спасение не только себе, но и своим семьям и положили начало жизни племени тоддов. Согласно легендам они получили в дар от Рамы Голубые Горы и многие века жили, защищенные от внешних влияний до тех пор, пока в 19 веке их не открыли европейцы. В середине 20 века Л.В.Шапошникова совершила путешествие по маршруту экспедиции Рерихов. Была и в Индии. Интересовалась загадочными племенами Нильгири. Написала книгу о Голубых горах, в которой рассказы Блаватской приписала её богатому воображению. Мол, настоящих подтверждений не осталось. Тодды вновь таинственным образом исчезли. Вероятно со своими буйволами ушли от чрезмерно назойливого внимания развращенного мира. И в сужденный час торжества Истины и Любви мы снова встретим их, так же как и жителей Китежа или других легендарных народов, ушедших миры подземные, подводные или небесные.
Второй вариант предсказания или пророчества можно назвать гуманистическим или эволюционным (побуждающим к принятию осознанного выбора и сознательной ответственности): человеку или группе людей предлагаются два варианта развития - благоприятный и неблагоприятный – и представляется возможность выбора.
Этот второй вариант можно увидеть, например, в Библейских книгах пророков. Пророк призывает людей покаяться или исправить пути свои и в противном случае предупреждает о каре Господней. Так же в «Бхагавадгите» Кришна предсказывает Арджуне альтернативу: для большинства участников великой битвы это гибель (но не смерть, так как утверждает бессмертие Человека) в рядах армии пандавов (то есть во имя Кришны, Истины, Справедливости, Любви, Мудрости) или гибель в рядах армии кауравов (то есть смерть ради Дурьодханы, эгоистичного, лживого, беззаконного, глупого и жестокого правителя). Для самого же Арджуны Кришна предсказывает жизнь: человека, исполнившего свою Дхарму и победившего, или человека не исполнившего свою Дхарму и потому обесчещенного.
Ещё одно важное различие между прогнозированием и предсказанием состоит в следующем. Там, где прогностик предполагает, что «вероятно будет это или то», предсказатель утверждает, что «будет именно это и именно так или иначе». Таким образом, прогноз существенно отличается от предсказания по степени гибкости, по степени гипнотического воздействия на людей.
Необходимо отметить, что прогнозирование может осуществить любой человек, обладающий определенными знаниями, качествами и способностями. Для прогнозирования погоды специалист должен иметь соответствующую подготовку в области метеорологии. Для прогнозирования течения болезни или выздоровления требуется медицинская подготовка (в области традиционной или нетрадиционной медицины). Научное прогнозирование ученый чаще всего может осуществить в той области, которая является его специализацией. Однако помимо специальных знаний необходимы способность к концентрации на объекте прогнозирования, развитые логическое мышление в сочетании с интуицией. При этом чем более глубоки и широки познания человека, чем более развиты его разум и интуиция, тем более глубокое исследование он может осуществить и сделать более точный прогноз развития. И, напротив, менее развитый человек может прогнозировать с меньшей точностью.
Для пророчества уже недостаточно развитого ума и некоторой интуиции. Требуются развитые принципы Высшего Манаса и Буддхи, и, соответственно, способностей духоразумения и чувствознания.
Но помимо этого прогноз отличается от предсказания по степени зависимости от множества причин, связанных с типом данных, используемых для анализа (экономическое данные, политические данные, математические, химические, физические и иные данные), с правильным применением данных и методик их оценки (о новых химических соединениях невозможно судить при помощи социологических или психологических методик, но можно при помощи химических), с многовариантностью следствий (на разных уровнях изменений исследуемого объекта или субъекта или множества вариаций на одном уровне), с пониманием исследователем философских принципов (принципов изменений и трансформаций в данной области исследований).
От этих же причин зависит и точность прогнозов. Но рассмотрим некоторые из них более подробно.
Какова точность прогнозов и от чего она зависит?
Согласно теории менеджмента точность любого прогноза обусловлена:
- объёмом «истинных» (подтвержденных опытом, с известной погрешностью) исходных данных и периодом их сбора;
- объёмом «неистинных» (не подтвержденных опытом, с неизвестной погрешностью) исходных данных и периодом их сбора;
- свойствами объекта прогнозирования и системы его взаимодействия с субъектом прогноза;
- методиками и моделями прогнозирования.
При возрастании совокупности факторов, влияющих на точность прогноза, он практически замещается рутинным расчётом с некоторой установившейся погрешностью.
Необходимо отметить, что в отношении данных, измеряемых, исследуемых и поддающихся статистическому анализу на физическом плане последнее заключение верно. Однако чем выше план Жизни, на котором осуществляются исследования, чем более оказывают влияние сверхфизические проявления Тонкого, Огненного, Буддхического, Атмического Планов, тем менее эффективными становятся не только статистические методы, но и вообще методы исследования и анализа материалистической науки. И точность прогнозов не только существенно снижается, но может оказаться ничтожной. Однако одновременно с этим возрастает точность прогнозов, предсказаний и пророчеств, основанных на соединении духовного разума (Высший Манас и присущая ему способность духоразумения) и духовной интуиции (принцип Буддхи и присущая ему способность чувствознания).
Рассмотрим несколько примеров.
Точность прогноза получения годной продукции на основании статистических методов управления качеством (включая управление стабильностью работы оборудования, качество подготовки обслуживающего персонала, качество технологического сопровождения производства, качество контроля) может достигать очень высокого уровня. Так в Японии уровень качества измеряется в ppm числе несоответствующей продукции на один миллион выпущенных изделий. Тот же показатель на многих предприятиях, например, в России, будет в десятки или даже сотни раз больше, то есть процент несоответствующей продукции будет значительно выше, а соответствующей – значительно ниже. И прогнозируемый уровень качества на основании статистических исследований в Японии и России будет не только существенно различаться. Но и точность прогноза в Японии будет значительно выше прогноза в России. Причина в том, что высокий и стабильный уровень качества на японском предприятии обеспечивается целостной системой управления качеством на всех этапах маркетинговых исследований, технических разработок, проектирования продукции и процесса, менеджмента производственных процессов, в том числе контроля качества, защиты от ошибок, экономии ресурсов и т.д.. Все сотрудники предприятия от высшего руководства до рядовых работают на общий результат. Это называется корпоративным духом в японском менеджменте.
В России же на предприятиях часто можно видеть совершенно другую картину. Часто внедряется не система менеджмента качества, а система имитации качества. Руководители, работники и структурные подразделения всех уровней стремятся переложить ответственность за неудачи на других. Единой команды или семьи нет. Маркетинговые исследования проводится поверхностно. Конструкторские разработки часто не учитывают потенциальных проблем при производстве, монтаже, транспортировке и монтаже и эксплуатации изделий. Технологические процессы – не отлажены и так же не учитывают потенциальных проблем. Как замечательно писал в своей статье «Спасение в качестве» (1928г.) русский философ А.И.Ильин: «… мы всегда были не готовы и шли на "авось", и "авосевы города стояли не горожены...". … мы никогда не могли предусмотреть всех опасностей и привыкли утешаться успокоительным и беспечным "небось". … нам всегда было не до качества: хоть "как-нибудь", да "быть бы живу...".» Из множества этих факторов значительно увеличивается вариативность и изменчивость процессов, влияющих на уровень качества.
Если так различается точность прогноза на физическом плане, где можно проводить исследования при помощи статистических методов, то значительно труднее получить «точный прогноз» в области психических исследований, в области межличностных взаимоотношений, где вмешивается и приобретает существенное влияние человеческий фактор. Если в обычной арифметике один плюс один всегда будет равно двум, то в арифметике межличностных отношений такой результат при сложении будет крайне редким. При диссонансе сумма будет меньше двух, при гармонии — более. Чем глубже диссонанс, тем более сумма приближается к нулю. И даже при яром несоответствии может быть отрицательный результат. Чем глубже гармония, тем более сумма возрастает. И результат может возрастать сначала в алгебраической, а затем и в геометрической прогрессии.
Что же касается «статистики» в отношении духовно развитых индивидуумов, то можно увидеть на множестве примеров, как они достигали высокого уровня эволюции сознания скорее вопреки, чем благодаря внешним условиям, обычными людьми воспринимаемым как благоприятные. И если бы кто-то решил сделать прогноз развития таких подвижников духа, вероятно мог бы предполагать скорее падение, чем духовный прогресс и прорыв. Они встречали ярое противодействие окружающих людей и невидимых темных сил. И всё же преодолевали их и побеждали. Преодолевали в самих себе и побеждали самих себя, и таким образов любые внешние условия, даже самые трудные и с нашей точки зрения ужасные, становились для них просто ступенями восхождения. Сидхартха на пороге пробуждения был окружен полчищами царя демонов Мары. Конечно это было не физическое, но психическое окружение внешней среды, вероятно остатков многовековых накоплений кармических, которые встречают каждого, устремленного к Вершине как драконы Порога. И дерзающий вступить в эту битву должен победить или погибнуть. Сидхартха победил и стал Буддой, Пробужденным. Победил, хотя многие, не готовые к такой битве и не понимающие её условий, могли по очевидности предполагать неизбежное поражение. Но даже в случае видимого поражения, падение дерзающего не будет напрасным. Об этом говорит «Голос Безмолвия»:
«Ни единый Архат не становится таковым в той же жизни, когда душа впервые изведала тоску по конечному освобождению. И все же ни один воин, добровольно стремящийся в жестокую битву между "живым" и "мертвым", ни один новобранец не может быть лишен права вступить на Путь, ведущий к полю Брани.
Ибо он должен либо победить, либо пасть. Если победит воистину он достигнет Нирваны. Но ранее, чем сбросит он свою тень, бренную оболочку свою, чреватую страданиями и скорбью беспредельной, люди признают в нем великого и святого Будду.
Если же падет он в бою, и тогда он падет не бесплодно; враги, сокрушенные им в последней битве, уже не вернутся к жизни в последующем воплощении его».
Вот и касательно взаимоотношений духовно устремленного человека с не имеющим такого устремления партнером апостол Павел писал:
«… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1Кор.7:12-17).
Тем самым посвященный в мистерии Павел указал на необходимость непоколебимой веры для того, чтобы разрешить казалось бы неразрешимые противоречия в браке и семейной жизни. Указал так же и на то, что индусы называют прарабдхой, то есть частью аккумулированной кармы, определенной для работы с нею в течение нынешнего воплощения. Такие сочетания, казалось бы несочетаемых элементов, как муж и жена, сосредоточенные на разных планах сознания и соответствующих им целях, нередко являются частью созревшей кармы. И партнеры могут прилагать сознательные усилия, чтобы избежать соединения даже на протяжении многих лет. Могут на протяжении многих лет видеть друг друга, словно в кривом зеркале собственного предубеждения или в обманчивом зеркале собственной идеализации. И затем, когда будет изжита требуемая часть созревшей кармы, они увидят друг друга такими, какие они есть. Именно в такой момент «муж верующий» может увидеть, что соединен в браке с «женой неверующей» (или наоборот) и что разделяет их бездна непонимания. В современном мире, в западных культурах проблема таких браков по-видимости решается просто: развод и поиск новой созвучной половинки. Но с оккультной точки зрения такое легкое разрешение проблем является часто лишь кажущимся разрешением. И в действительности привязывает кармических должников друг к другу. Подобно тому, как сумма, взятая в кредит в банке, должна быть выплачена со всеми процентами по кредиту. Иначе долг нарастает и для выплаты требует больших усилий и затрат. Причем чем более человек откладывает выплату, тем труднее ему становится выплатить её. В земной жизни, конечно, есть разные способы уклонения от выплаты долга. Это и объявление себя банкротом, и бегство со сменой имени. Но в духовной жизни Закон ненарушим. И каждый должник неизбежно заплатит по счетам. При этом чем более он будет откладывать уплату, тем более интенсивными будут страдания, при помощи которых Высшее Я, Закон будет побуждать его к уплате по старым счетам и трансмутации созревшей кармы. Побуждения сначала будут подобны тихим звоночкам внешних условий и обстоятельств. Но если человек будет продолжать уклоняться от них, зазвучат звонки внешних требований и принуждений. А затем – человек услышит большие колокола, звук которых причинит сильнейшие страдания, призванные пробудить его от снов самообмана и самообольщения к Действительности Закона. Именно поэтому глубочайшая философская традиция Индии настаивает на необходимости принимать прабадху-карму как естественную необходимость: нужно выплачивать долги, нужно помогать всем, с кем соединяет карма и при этом сохранять непривязанность к результатам, совершенное бескорыстие, совершенный альтруизм не только и не столько в поступках, но и, что важнее, в желаниях, мыслях и побуждениях. Безусловно такое понимание кармы естественно для всех, изучающих оккультизм и вступивших на указанный всеми подвижниками духа Путь Освобождения. Павел (по утверждению Е.П.Блаватской единственный среди апостолов, посвященный в оккультизм или Мистерии) знал это и выразил в своем послании, касающемся супружеских взаимоотношений.
Таким образом можно с уверенностью сказать, что прогнозирование даже на физическом плане является сложным процессом, точность которого зависит от множества причин. Прогнозирование же на планах сверхфизических значительно сложнее, так как истинные причины психических и духовных явлений проследить и учесть гораздо сложнее. И самые значительные звенья в цепи Причинности сокрыты в Невидимом, Непознаваемом, Сокровенном. И для учета их необходимо обладание развитой интуицией или даже развитыми органами духовного восприятия.
Об астрологических прогнозах и прогнозировании
Что такое астрологический прогноз?
Как и любой прогноз это - «предузнавание или предсказание о развитии и исходе каких-нибудь событий, явлений на основании имеющихся данных». Однако такого объяснения недостаточно.
Когда мы говорим о прогнозировании, связанном с человеком или сообществами людей, то есть о психологическом, социологическом, астрологическом и иных видах исследования, важнейшее значение приобретают объект и субъект исследования.
Объект исследования – это то, что исследуется, или тот, кто исследуется. Объект может быть индивидуальным (человек) или коллективным (брак, деловое или творческое партнерство, государство, организация, партия, группа или сообщество). Сначала проводится его исследование и лишь затем осуществляется прогнозирование в его отношении. Точность прогнозирования в значительной степени зависит от глубины и точности исследования, которые существенно обусловлены сложностью объекта, а так же его специфическими качествами.
Субъект исследования – это тот, кто осуществляет исследование и последующее прогнозирование, то есть консультант, психолог, социолог, астролог. Крайне важными являются качество профессиональной подготовки субъекта, уровень его духовной и душевной эволюции, его мировоззренческие и нравственные ориентиры, его внутренние психологические особенности.
Подробнее проблемы астрологического консультирования, связанные с объектом (клиентом) и субъектом (консультант) исследования будут рассмотрены позже. А пока сосредоточимся на «данных», на основании которых осуществляется исследование и последующее прогнозирование.
Под «имеющимися данными» здесь следует понимать:
- данные о рождении человека (дата, время /желательно с точностью до 4-х минут/ и место рождения);
- данные о его предшествующей жизни (основные, важные события и их влияние на сознание);
- данные о его настоящей жизни (о том, что для него важно сейчас, что он воспринимает как напрягающие, дестабилизирующие, дезориентирующие факторы);
- данные о его планах на будущее (к чему стремится, каковы приоритетные цели, идеалы, ценности).
Все эти данные необходимы для того, чтобы исследование человека, его характера, его истоков (корней, прошлого) и устремлений (будущего) были основательными. И только на прочном фундаменте такого исследования можно осуществить эффективное прогнозирование.
Теперь рассмотрим подробнее каждый вид данных.
Для чего нужны данные о рождении человека?
Данные о рождении человека необходимы для построения карты рождения (или натальной карты, радикса, персонального гороскопа).
Если известна только точная дата, но неизвестно вовсе или время известно весьма приблизительно (утром, днем, вечером или ночью), можно построить космограмму. Эта карта показывает расположение планет в Знаках Зодиака (с точки зрения земного наблюдателя это – Геоцентрический Зодиак или геоцентрическая система координат) в день рождения.
При этом нужно учитывать, что планеты движутся с различной скоростью. Солнце проходит за сутки около 1 градуса Зодиакального Круга, Луна – до 14 градусов, Меркурий и Венера до 1.5 градуса, Марс – до 0.5 градуса, Юпитер и Сатурн – до 10 минут, Уран, Нептун и Плутон – до 5 минут. Из этого можно понять, что для всех людей, родившихся в один день (например, 09.03.1934) расположения Урана, Нептуна, Плутона (транссаутрнианские, трансперсональные планеты), Сатурна и Юпитера (социальные планеты) будут практически идентичны. Более того, транссатурнианские планеты всех людей, родившихся с том же году или плюс-минус один год могут по положению лишь незначительно отличаться, наделяя особыми глубинными психологическими установками, настройками, ритмами и вибрациями целые поколения людей. Социальные планеты движутся несколько быстрее. И в течение 1 года Юпитер проходит около 1 Зодиакального Знака, а Сатурн – менее половины Знака. Соответственно тип социальной адаптации, экспансии или самореализации у людей, родившихся в течение одного года, будет иметь много общих черт и характеристик.
Лишь расположение быстрых планет, находящихся в солнечной системе внутри орбиты Юпитера отличается у людей, родившихся в одном году. Для людей же, родившихся в один день, даже положение Марса, Солнца, Венеры и Меркурия в Знаках Зодиака будет практически одинаковым, располагаясь в пределах одного градуса и образуя одинаковые аспекты (линии взаимодействия) между ними. Более существенное различие для таких людей можно увидеть только по положению Луны и аспектам Луны. Однако даже положение всех планет (включая Луну и другие быстрые планеты) в Знаках Зодиака, а так же взаимоаспекты планет (угловые расстояния между ними по Зодиакальному Кругу) не позволяют говорить о построенной карте, как о карте рождения или персональном гороскопе. И хотя у людей, родившихся в один день, будет несомненно много общих психологических характеристик и особенностей характера, периодов подъема или спада, кризисов или реализаций, даже событий (как в случае близнецов), о такой карте следует говорить, как об общей настройке для людей, родившихся в этот день, но не как о персональном гороскопе.
Для того, чтобы космограмма стала персональным гороскопом, нужно учитывать время и место рождения. Чем точнее известно время, тем точнее будут рассчитаны координаты планет. Также время рождения необходимо для расчета куспидов (начало) домов. Именно при наложении на космограмму с уточненными координатами планет и аспектами взаимодействия между ними сетки домов (сфер опыта) эта карта становится персональной, как показанная в примере, карта рождения Ю.А.Гагарина.
Если в космограмме можно увидеть энергетические взаимообмены между центрами человеческого микрокосма (планетами) и Знаками Зодиака весьма абстрактно, то в гороскопе эти взаимообмены можно увидеть как фокусировки энергии определенного качества и характера в определенных сферах жизни и жизненного опыта.
Например, 9 марта 1934 года помимо Ю.Гагарина родились Михай Волонтир (советский актер), Tadeusz Wilkosz (польский режиссер), Джойс Ван Паттен (американская актриса), Jiří Kalach (чешский композитор), Mario Sarcinelli (итальянский политик).
У Ю.Гагарина МС или вершина Неба в гороскопе, высшее достижение расположен в Овне. В этом Знаке и в 10 доме, отвечающем за социальную и профессиональную самореализацию, расположен Уран. Что говорит о том, что на пути профессиональной самореализации Юрий мог проявлять качества Овна – воля, решительность, мужество в сочетании с Ураническими качествами – стремлением выйти за пределы земных ограничений. Ю.Гагарин ныне известен как лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года он стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство и вернувшимся на Землю.
Если построить персональные гороскопы Михая Волонтира, Tadeusza Wilkosza, Джойс Ван Паттен, Jiří Kalach, Mario Sarcinelli, то у них из-за различного времени и места рождения будут большие или меньшие отличия по положению и аспектам Луны, а так же более явственные различия по наложению на Зодиакальный круг сетки домов. Соответственно за профессиональную и социальную самореализацию у этих людей в натальных картах будут отвечать разные планеты, побуждая одного сосредоточиться на политической карьере, другого – на музыкальной, третьего – на режиссерской, четвертого – на актерской. И даже в случае двух или трех актеров для одного карьера может быть средством самовыражения, для другого – средством выражения идей, для третьего – естественной потребностью перевоплощения и переживания различных ролей.
И этот пример учитывает только профессиональную самореализацию, то есть только одну из символизируемых 12-ю домами сфер жизненного опыта. Причем, если обратиться к пониманию многоуровневой астрологии, можно увидеть, что каждый из домов, как и весь гороскоп, может быть прочитан, исследован, истолкован на 4-х и более уровнях (биологическом, социально-культурном, индивидуалистическом и трансперсональном) и на многих подуровнях. То же верно в отношении положений планет в Знаках Зодиака и домах, а так же взаимоаспектов между планетами и Знаками, домами, в которых они расположены.
Построение карты рождения с учетом даты, точного времени и места рождения является лишь первым шагом для исследования характера человека, направления, скорости и ускорения его действительного (в отличие от потенциально возможного) продвижения вверх или вниз по спиральной лестнице многоуровневого гороскопа. И без этого шага эффективное прогнозирование часто просто превращается в гадание на астрологической гуще (на множестве уровней толкования астрологических символов).
Часто время рождения известно неточно. И это касается даже тех случаев, когда есть запись о времени в книге регистрации роддома, когда есть метрика новорожденного или мама уверена в точном времени…
Поэтому для уточнения времени рождения астрологи используют методики ректификации. Конечно, многое зависит от уровня развития духовной интуиции и вообще уровня духовного развития у консультанта в целом. Некоторым достаточно взглянуть на человека, чтобы определить восходящий Знак (Асцендент). Но даже если это удалось, для построения гороскопа и более точного прогнозирования необходимо установить время рождения с точностью до четырех минут. И здесь требуется знание вышеупомянутых методик ректификации и практические использование их.
Индийский астролог, практикующий йогическую садхану К.Н.Рао в книге «Йоги, карма и Колесо Времени» приводит множество случаев, когда его гуру даже не видя человека и не слыша о нем ничего, считывал из мыслей ученика незаданный вопрос относительно карты рождения и говорил точное время для построения карты рождения. Сам Рао, несмотря на многолетнюю практику йоги не обладал такой способностью, хотя во многих отношениях был весьма продвинувшимся как на пути йоги, так и на пути астрологического консультирования. Что показывает сложность развития духовной интуиции и чрезмерную самоуверенность многих современных астрологов, которые полагают себя способными легко с помощью Трутины Гермеса или только по одной дате (первого брака или рождения ребенка) уточнить время рождения.
Современный астролог Афа Суари выложила в сети видео по ректификации гороскопа:
Часть 1. https://www.youtube.com/watch?v=5MqidMmunFQ
Часть 2. https://www.youtube.com/watch?v=hzzYZh7M7c4
Часть 3. https://www.youtube.com/watch?v=STrOMESVLdg
Это – только общее описание целей ректификации гороскопа и алгоритма проведения ректификации. Однако эти видео, как мне представляется, замечательно показывают необходимость этой работы в отношении любой карты рождения. Из объяснений Афы можно понять, что астрологи, уклоняющиеся от такой трудной монотонной работы, часто обманывают себя и своих клиентов необоснованными надеждами на точный прогноз.
Конечно, среди астрологов могут встретиться отдельные представители, обладающие прозрением и пророческим даром, продвинувшихся по пути йоги, по пути духовного развития. И таковые могут не нуждаться в использовании методов ректификации гороскопа. Но необходимо сказать, что таких астрологов будет крайне мало. С большой долей вероятности они будут избегать публичности и огласки, совершая свой труд вдали от любопытных глаз. И в этом случае правильнее будет говорить не об астрологическом прогнозе, а о йогическом предвидении. Что, повторюсь, доступно лишь весьма небольшому числу людей. Остальным необходимо умение трезво оценивать свои возможности и способности, а так же нужны терпение и труд с применением может и не столь быстрых как хотелось бы, но работающих методик ректификации гороскопа, традиционного исследования гороскопа и прогнозирования.
Для чего нужны данные о предшествующей и настоящей жизни клиента?
Данные о жизни человека от его рождения (от воплощения духовной Индивидуальности в земной личности) до момента консультации необходимы для:
- проведения ректификации гороскопа, то есть уточнения или даже определения времени рождения;
- для правильного понимания жизненного пути человека до момента консультации.
Первое направление использования данных достаточно описано в предыдущем подразделе.
Значение второго требуется пояснить. Нередко не только иные люди, но и сами астрологи рассматривают гороскоп, как нечто статическое. Они видят некие психологические особенности, предустановки, обмены энергиями и т.п. Но в целом человек для них статичен. Однако древними сказано, что «нельзя в одну воду войти дважды» и что «человек подобен океану». Астролог должен видеть жизнь человека как процесс нескончаемых, постоянно сменяющих друг друга изменений, кризисов, трансформаций. В этом смысле исследование прошлого и настоящего натива [1] необходимо для того, чтобы понять, как развивался человек, на что и как реагировал, что или кто привлекал или отталкивал его особенно, какие уроки он извлекал из встреч, как проходил жизненные кризисы, что он воспринимает как напрягающие, дестабилизирующие, дезориентирующие факторы и т.д. В идеале астролог должен увидеть, выделить, осознать, ощутить наиболее важные действующие силы (планет) в гороскопе, направление, скорость и качество обусловленных их влияниями изменений, трансформаций, эволюции сознания и всей жизни человека.
[1] Согласно «Астрословарю XXI» натив - "рожденный". Наименование человека, которому строится натальная карта, то есть составляется гороскоп рождения. Врожденные склонности, способности, особенности судьбы и будущее натива - главный интерес натальной астрологии.
И только на основании этих «данных» консультант сможет со значительной долей достоверности прогнозировать будущее: на кризисы каких планет натив будет реагировать особенно сильно, когда начнутся и как долго будут продолжаться эти кризисы, что ему следует предпринять для более успешного прохождения через кризисы и периоды трансформации.
Для чего нужны данные о планах клиента на будущее?
К этим «данным» применимо всё, что сказано о «данных», касающихся предшествовавшей и настоящей жизни. Но, если прошлое изменить невозможно, а настоящее поддается изменениям лишь в некоторых границах, то будущее значительно более пластично. И в этом смысле то, к чему стремится человек, каковы его приоритетные цели, идеалы, ценности становится сильнейшим магнитом. Человек сознательно или бессознательно помещает его в будущее, сознательно или бессознательно сосредотачивается на нём и формирует его. Это называют проекциями в будущее или мыслетворчеством. Конечно, эти проекции и мыслетворчество могут иметь созидательные или разрушительные черты, характеристики. На чем бы человек ни сосредоточился, то он усиливает энергией сосредоточения. Это замечательно описывает психология буддизма как правильное и неправильное сосредоточение.
Опять же, исследуя прошлое и настоящее натива, астролог может увидеть, на чем и как сосредотачивался человек ранее, сосредотачивается ныне. В дополнение к этому новые ориентиры для сосредоточения, в особенности сознательно выбранные человеком часто трансформируют даже прошлое и настоящее изменением качества восприятия.
Так человек, устремившийся по пути духовной трансформации к возвышенному Идеалу (не имеет значения какой религии или философии), начинает видеть свои прошлое и настоящее как подготовительные ступени к этому Пути. Он переоценивает всё прошлое и настоящее в свете новых Ценностей. Все прежние и настоящие устремления и цели сверяет с новыми Целями и испытывает их в соответствии с принципом Целесообразности (путь к высшей Цели и высшему Идеалу осуществляется только высшими средствами и на высшем Пути).
Теперь перейдём к объяснению цели астрологического прогнозирования.
Какова цель астрологического прогнозирования?
Как уже было сказано выше, цель любого прогнозирования состоит в том, чтобы подготовиться к предстоящим условиям, событиям, и пройти через них с максимальной эффективностью, пользой и минимальными потерями времени, сил, средств.
При этом астрологическое прогнозирование имеет много общего с прогнозированием психологическим (течения психического заболевания), социологическим, и другими, в которых человек выступает как «мера всех вещей». Главная цель в этих случаях состоит не в предсказании событий, но в том, чтобы помочь человеку или сообществу людей изменить фокусировки сознания. Помочь перейти от бессознательности к сознательности, от неведения (о Законе или Принципах, управляющих жизнью в проявленных мирах) к знанию, от роли слепой игрушки в руках Судьбы, неумолимого Рока к роли кузнеца своей жизни и судьбы.
Задача астролога, прежде всего, состоит в том, чтобы помочь обратившемуся к нему человеку осознать расположение последнего на Спиральной Лестнице Жизни и устремиться по пути Эволюции в гармонии с Законом, в гармонии с индивидуальным Предназначением (или Дхармой). Можно сказать, что под этим осознанием имеется ввиду то же, что посвященные в Мистерии мудрецы древности подразумевали за простым по внешней видимости изречением: «Человек! Познай самого себя».
Именно, древние Мистерии (включавшие мифологию), религиозные учения древности (в их неискаженном позднейшими наслоениями виде), философия и психология оккультных школ правой руки (светлых), всегда включали в себя путь Самопознания[2] и одновременно трансмутации (преображения, алхимического превращения) внешнего человека, личности преходящей в совершенного и чистого проводника и исполнителя Воли-Любви-Мудрости (Атма-Буддхи-Манас) духовной Индивидуальности. И на этом пути полной внутренней трансформации требуется параллельно осуществляемая практика правильного воззрения (миропонимания, мировоззрения, распознавания внутренней сущности явлений), правильного мышления и правильного сосредоточения. Наименее искаженно и наиболее открыто это описывает философия и психология буддизма. В большинстве других религиозно-философских учений и особенно древних они представлены в форме аллегорических мифов, легенд, преданий, а так же притч.
[2] Самопознание здесь правильнее будет писать с большой буквы «С», так как имеется ввиду познание своего Высшего Я, божественной Природы или Бога в сокровенных глубинах своей Духовной Души (принципа Буддхи).
Например, превратившаяся в соляной столб жена библейского Лота есть аллегория неправильного сосредоточения. Человек, устремленный по пути духовного совершенствования, неизбежно вступает на путь ускоренной эволюции. Но он не может продвинуться ни на шаг, пока не выплатит долговые (кармические) обязательства. И потому он оглядывается назад лишь для того, чтобы переоценить прошлое в свете новых, более возвышенных Идеалов и Ценностей. И если вместо беспристрастного обзора прошлого он в страхе сосредотачивается на прошлом (своих прошлых несовершенствах и пороках), концентрация сознания усиливает страх до степени ужаса и парализует возможности дальнейшего продвижения.
Даже в случае правильного сосредоточения – на возвышенном Идеале – человек часто не может быстро освободиться от долговых обязательств. Ведь он вступил на Путь и потому должен в краткий срок нескольких воплощений интенсивно изжить созревшую карму многих и многих жизней, накопленную в течение тысячелетий или даже миллионов лет. И на пороге Освобождения дерзающий должен встретиться с Драконами Порога и победить их. Это естественное условие для всех, вступающих на Путь, который проходили великие подвижники духа всех религий и философий от Мистерий древности до современных оккультных школ (правой руки).
Таким образом, если астрологическое прогнозирование имеет целью предсказание внешних событий в жизни человека или сообщества, оно не выполняет главной своей цели. Оно сосредотачивает сознание человека на внешних условиях и изменениях, которые являются лишь декорациями и другими актерами в Театре Жизни (или в Мистериях). Говоря словами Соломона, астролог и его клиент вовлекаются в «суету сует».
Каково значение таких предсказаний? Чаще всего – получить желательное, приятное и уклониться от нежелательного, неприятного. Но если мы понимаем, что все внешние условия, обстоятельства, встречи и расставания призваны нас научить чему-то, пробудить сознание человека к восприятию различных граней проявления Закона, то нам не стоит избегать одного и стремиться к другому.
Мудрость Востока утверждает, что нужно, с одной стороны, принимать все внешние обстоятельства и условия как необходимые для нас и даже как наилучшие. С другой стороны, мы должны стремиться преодолеть все внешние трудности, препятствия, кризисы внутренним совершенствованием, работой над собой. Как гласит буддийское изречение: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве» («Дхаммапада»).
На пороге Пробуждения Сидхартха был испытан полчищами царя демонов Мары. Но для большинства буддистов понятно, что это – аллегория внутренней борьбы, происходящей внутри устремленного по Пути (или пути Освобождения). Борьбы его духовной Индивидуальности, стремящейся утвердить в микрокосме человека свою Волю-Любовь-Мудрость, и ветхой личности, стремящейся удержать в своих руках незаконно узурпированную власть. Так же великая Битва пандавов и кауравов на поле Куру (Курукшетра), описанная в «Бхагавадгите» по утверждению Суббы Роу (в «Философии Бхагавадгиты») есть лишь символическое, аллегорическое описание этой внутренней борьбы. Сидхартха буддизма и армия пандавов «Бхагавадгиты» символизируют Высшее Я, духовную триаду Атма-Буддхи-Манас. Полчища Мары и армия кауравов символизируют личность.
Вся мировая духовная литература наполнена множеством подобных символов и побуждает человека к борьбе и победе в самом себе. Если внутри Победа достигнута, внешние условия естественным образом утрачивают свою власть над сознанием и жизнью человека.
Грани Агни Йоги, 1966 г. 207. (Март 27).
«Всепланетна борьба между Светом и тьмою, идущая повсюду на просторах Земли. Напряженна эта борьба и в микрокосмах человеческих. Каждый отражает в себе общемировой пожар. Она глубоко драматична, эта борьба двух начал в человеке между высшим и низшим «я».
Астрал со всеми своими вековыми накоплениями восстает против Света внутри и требует своего. Все тонкости искушения, прельщения и обольщения привлечены им, все на его стороне, раздуваемые и усиливаемые вихрями низших слоев. Порождения стихий, порожденные их же творцом, человеком, встают перед ним во всей своей силе, преграждая, заслоняя и затмевая путь его к Свету.
Свободная воля его становится с ним лицом к лицу и совершает свой выбор, решающий судьбу человека. Вопрос же весь в том, побеждаем ли дух своими накоплениями или же он победитель. На смене двух Юг решение этого вопроса имеет необычайно значительные следствия, ибо решением этим определяется будущее решателя.
Накопления прошлого, составляющие как бы сущность низшего «я» и сосредоточенные в астрале, приобретают явные, конкретные формы, привлекательные, зовущие, притягивающие сознание к себе, обволакивающие его собою и поглощающие его. Казалось бы, что привлекательного в наркомании, пьянстве, разврате, но наркоман тянется к шприцу, алкоголик – к бутылке, а сексуалист – к мыслям и действиям соответствующим. Облекаются эти притяжения к порокам в кажущуюся людям необычайную привлекательность. Поэтому называем явления эти прельщениями, или обольщением. За внешнею, влекущею формою их – яд, колючки, страдания и власть темных и тьмы над сознанием.
Надо очень понять, что тот, кто их породил, силу вложил в эти формы, что сильны они силою его, и силой его же, их породившей, могут они быть преодолены и уничтожены. «Порождения стихий, не боюсь вас, не можете преградить путь, мне предначертанный», – говорит победитель и безбоязненно, решительно и смело вступает с ними в борьбу. Он не отдает им своих чувств, своих мыслей, своего устремления. Он им смотрит бесстрашно в лицо и говорит: «Не спущусь».
Следует знать, что темные, толпящиеся вокруг, намеренно и искусно раздувают все низшие чувства, отыскивая в защитной кольчуге хотя бы малейшую щель или прорыв. И много злобных глаз смотрит и злорадствует, если удается омрачить, потушить огни или вызвать к проявлению уснувшие или почти изжитые вожделения.
Не будем превозноситься в гордости, что мы уже все преодолели. Лучше вспомним искушения святого Антония и поймем, что даже Высокие Духи не ограждены ни от обольщений тьмы, ни от суровой проверки или испытаний. Когда тени прошлых свершений возникают перед сознанием, следует помнить, что это они, ввергавшие когда-то сознание в разорение и ущерб, снова хотят над ним, уже ныне свободным, утвердить свою власть и подчинить его снова себе. Когда дух отмежевывается от них и становится от них в стороне, когда он понимает, что это не он, а его прошлое, низшее «я» предъявляют ему свое право на господствование, тогда может он силы собрать и мощью восставшего духа идти против них, утверждая победу свою над порождениями стихий. Стихийные облики подчиняются огненной мысли, стихийные облики склоняются и отступают перед бесповоротным решением следовать только по пути Света. Мы Радуемся победе сужденного победителя, преодолевающего силу когда-то им вызванных к жизни порождений стихий.
Победа над порождениями стихий на Земле, когда человек еще в теле, означает победу и служит ручательством победы над стражами Порога, когда уже освобожденный от тела дух встречается с ними в Надземном.
Каждая сфера пространства имеет своих стражей. С одной стороны, это все то, что еще не преодолено в человеке и что мешает ему подниматься выше, с другой – это действительные стражи, охраняющие вход или доступ в те слои, куда дух еще не имеет права войти по качеству своих излучений. С порождениями стихий и чудищами Порога человек может и должен бороться. Со стражами, поставленными Иерархией, борьба невозможна, ибо они облечены властью свыше, то есть от Иерархии. И борьбу с этими стражами надо понимать как борьбу с самим собою и освобождение себя от отрицательных наслоений прошлого. Развоплощенный дух явно чувствует силу этих стражей и беспрекословно подчиняется их указаниям или приказу. Тут уже никакое своеволие немыслимо».
Таким образом истинная цель астрологии (а так же астрологических консультирования и прогнозирования как её неотъемлемых частей):
- помочь человеку познать своё Высшее Я (Самого Себя);
- согласно Принципу Подобия или Аналогии познать Высшее Я всего сущего (это Высшее Я – не отдельное, но Единое Я всего сущего);
- познать свою Дхарму, свою Роль в Мистериях Жизни и исполнить её в совершенстве (как сказано Иисусом Христом: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»);
- помогать другим в их Самопознании, в познании их Дхармы и их Роли.
Астрологическое прогнозирование призвано помочь увидеть периоды особых кризисов, испытаний с тем, чтобы в процессе последующего астрологического и/или духовного консультирования помочь осознать, правильно понять сущность тех уроков, которые человеку преподносит Великий Закон, Жизнь, Учитель Незримый, Непознаваемый Бог. Усвоение Уроков, претворение их в Опыт является необходимым и неизбежным условием продвижения духовной Индивидуальности вверх по Спиральной Лестнице Эволюции.
Следует повторить, что прогнозирование, осуществляемое с целью избежать, уклониться от неприятного и нежелательного подобно созданию условий для бегства с поля боя или внушению нежеланию бороться. Клиент может испытывать страхи, опасения, сомнения, но астролог (или любой иной консультант - психолог, душепопечитель, духовный наставник), следуя примеру Кришны, наставлявшего Арджуну, или примеру Гаутамы Будды, наставлявшего учеников, должен указывать Высший Путь, Путь Освобождения и разрушать призрачную привлекательность «легких путей».
Кришна говорил, что большинство вступающих в Великую Битву погибнут. Но воин должен поднять оружие и сражаться. Сражаться на стороне Истины и Справедливости. Так астролог должен осуществлять консультирование и прогнозирование, побуждая клиента поднять оружие и сражаться во имя Истины и Справедливости. Сражаться, прежде всего, внутри себя, с ветхим человеком в самом себе.
«Лёгкие пути», о которых сказано выше, лишь кажутся лёгкими по причине очарования человека миражами личных радостей и наслаждений. Но, как утверждает буддийская психология, легкомыслие вместе с невежеством (неведением о Законе или Принципах, управляющих Жизнью) есть величайшее преступление человека против самого себя.
«Он (Гаутама Будда) утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы» (Е.И.Рерих «Основы буддизма»).
Отсюда следует, что астролог в процессе консультирования должен использовать астрологические, мифологические, иные символы для побуждения клиента к серьёзности (не эмоциональной, внешней, но мировоззренческой), к осознанию и принятию им ответственности за свои эволюцию, судьбу и жизнь. И вместе – консультант и его клиент – должны следовать истинным Целям Астрологии.
При таком использовании астрология превращается в духовную Сверхнауку, Науку о Циклах и Спиралях Эволюции.
Каковы различия астрологического прогнозирования и предвидения?
Как пишет индийский астролог К.Н.Рао, то, что йог видит при помощи развитого духовного зрения, астролог может увидеть и исследовать по гороскопу человека. Но при этом отмечает так же, что йог видит то, чего не может видеть астролог. Где же проходит эта тонкая грань? Попробуем разобраться.
Астролог читает и изучает гороскоп при помощи человека и человека при помощи его гороскопа. Как уже было сказано выше, астролог исследует человека в значительной степени внешними способами, к которым добавляется или нет внутреннее познавание психологическое и духовное.
Чем более астролог полагается на внешние методы и средства исследования и чем менее он обращается к духовной или душевной интуиции, тем более результат его исследовательской работы будет близок прогнозированию.
И, напротив, чем более астролог обращается к духовной или душевной интуиции и чем менее полагается на внешние методы и средства исследования, тем более результат его исследовательской работы будет близок пророчеству или предвидению.
Астролог изучает человека при помощи его гороскопа. Астрологические символы помогают увидеть энергетические настройки человека, его преобладающие фокусировки в определенных сферах жизни, взаимосвязи различных проявлений человека и их синтез в едином микрокосме.
Консультант изучает астрологию в целом и гороскоп в частности при помощи человека. Астрологические символы имеют многоуровневую структуру и могут быть прочитаны, истолкованы, поняты на множестве уровней. Во многом это зависит от уровня развития (уровня эволюции) астролога: он читает, сопоставляет с реальным человеком и синтезирует в интерпретации. Но значительную роль в этом процессе чтения и интерпретации играет клиент, с присущими ему особенностями. Именно в процессе общения (вербального и ещё более невербального) астролог получает много важных элементов, звеньев, которые в сознании его складываются в единое мозаическое полотно, символически описывающее и показывающее конкретного человека и не только в настоящий момент, не только в некотором снимке на определенный момент времени. Но, что более важно, показывающее человека как процесс или как живой микрокосмос, взаимосвязанный с иными микрокосмосами и с Единым, вмещающим его и их Макрокосмосом.
На основании исследования осуществляется прогноз последующего развития, дальнейшей эволюции сознания. Вопрос о точности астрологического прогноза будет рассмотрен далее. А пока ограничимся лишь замечанием, что как и во всех исследованиях, касающихся человека познающего (астролог) и познаваемого (клиент) точность прогноза зависит от множества проявлений так называемого человеческого фактора. То есть зависит от множества причин, касающихся характеристик и особенностей характера участников процесса консультирования, их персональных систем ценностей, идеалов, целей. От уровней их развития, нравственного и культурного уровня, национальных особенностей и т.д.
В отличие от астролога йог не нуждается во внешних приспособлениях, инструментах для своего пророчества. Но предсказания его точны. Он просто видит в ауре человека его судьбу или образ его судьбы. Видит при помощи органов духовного восприятия или развитых йогических сил.
Йог видит предопределенность в судьбе человека. Эта предопределенность с точки зрения Веданты не фатальна. Йог видит событие будущего, как настоящее, протекающее перед его духовным оком (Третьим Глазом). И, хотя он может сказать о том, что произойдёт в соответствии с Законом Кармы или Принципом Причинности, он, однако, не говорит о том, какие уроки человек усвоит в этих условиях, обстоятельствах, встречах, опытах. События свершатся, но усвоение или неусвоение уроков, глубина усвоения, и многое другое – в руках человека.
К.Н.Рао является одним из немногих астрологов, которые изучили множество событий по гороскопам, а также по известным предсказаниям йогов-ясновидящих. Вот что он пишет в книге «Йоги, судьба и Колесо времени»:
«Йог — это пророк, который может предсказывать, а может и не предсказывать. Когда он предсказывает, что редко случается, он видит предопределенное событие как вспышку и намекает на него, как он чувствует, не давая временных рамок.
… индус редко обращается к астрологу, чтобы задать вопрос о своей духовной жизни, хотя установленным фактом является то, что для психологического и духовного понимания человеческой личности ведическая астрология всегда не имела себе равных.
Йог говорит или намекает. Его предсказание тонкое и часто затруднительно для интерпретации».
В отличие от астролога, который должен стараться донести результаты исследования гороскопа до сознания своего клиента с максимальной полнотой, в максимально доступной для последнего форме и с максимальной пользой для него, йог чаще всего не объясняет причинно-следственных связей, не беспокоится о доступности и понятности своего предсказания.
Там, где астролог указывает временные рамки своего прогноза, описывая характерные черты и особенности прохождения определенного периода для конкретного человека и применительно к определенным сферам жизненного опыта, йог не даёт временных рамок и ограничивается только намёком на символические особенности предсказанного им события.
По сути даже там, где йогин или пророк предсказал событие, астролог может дополнить объяснениями, когда можно ожидать предопределенное событие (внутреннее событие в сознании человека или по отношению к человеку внешнее), как долго оно будет действовать, как к нему подготовиться и пройти через него с наибольшей эффективностью.
Конечно, при этом нужно провести различие между рекомендациями личностно-ориентированных и духовно-ориентированных астрологов. Ведь для первых под эффективностью могут быть понимаемы приобретения, достижения благодаря пренебрежению нравственными нормами. И астролог, и его клиент могут быть активно вовлечены в кармическую деятельность через привязанность к результатам труда. В случае же духовно-ориентированных астролога и его клиента даже мысли о возможности такого пренебрежения или какой-либо корысти может обоими рассматриваться как греховные и потому недопустимые.
Именно исследования и пояснения духовно-ориентированного астролога могут дополнить предсказание йога.
Какова точность астрологических прогнозов и от чего она зависит?
Всё сказанное о точности обычных прогнозов, верно и в отношении астрологических прогнозов. При этом следует сделать акцент внимания на следующих двух моментах.
1) Чем выше план Жизни, на котором осуществляются исследования, чем более оказывают влияние сверхфизические проявления Тонкого, Огненного, Буддхического, Атмического Планов, тем менее эффективными становятся не только статистические методы, но и вообще методы исследования и анализа материалистической науки. И точность прогнозов не только существенно снижается, но может оказаться ничтожной. Однако одновременно с этим возрастает точность прогнозов, предсказаний и пророчеств, основанных на соединении духовного разума (Высший Манас и присущая ему способность духоразумения) и духовной интуиции (принцип Буддхи и присущая ему способность чувствознания).
2) В области психических исследований, духовного развития, в области межличностных взаимоотношений, где вмешивается и приобретает существенное влияние человеческий фактор получить «точный прогноз» значительно сложнее, чем на физическом плане.
Дополним некоторыми специфическими астрологическими факторами и иными причинами, связанными с процессом астрологического консультирования, которые могут повлиять на точность прогноза. И эти причины с одной стороны, являются общими проблемами процесса консультирования (социологического, психологического, душепопечителства). А с другой стороны, они обусловлены сложностью астрологии и астрологического исследования. И те и другие будут более подробно рассмотрены в отдельных исследованиях этой темы. Здесь остановимся на них лишь кратко. Итак…
Проблемы, связанные с общими проблемами процесса консультирования:
1. Степень готовности консультанта
Это могут быть проблемы мировоззренческого, этического или психологического характера, проблемы профессиональной подготовки.
Пример: консультант пережил кризис в своей семейной жизни. К нему пришел клиент, как ему кажется, с такой же проблемой. Консультант убеждает себя в том, что и для клиента его персональный путь разрешения кризиса будет лучшим. Поэтому он недостаточно внимательно слушает клиента и исследует его действительные проблемы. Он дает рекомендации по разрешению проблем в соответствии со своим опытом. Его прогноз: «Как получилось у меня, так получится и у него».
Результат, клиент разочарован в том, что консультант его не слушал и не понял его персональной проблемы. Или же клиент начинает решать свои проблемы методами, которые ему персонально не подходят. И приходит к разочарованию позже. В обоих случаях клиент по сути решает не свои проблемы, а проблемы консультанта, не освободившегося от психологической привязанности к своей проблеме и к способу её разрешения.
Ещё хуже случай, когда консультант не смог разрешить проблему в своей жизни и проецирует её на жизнь других людей, бессознательно или даже сознательно обыгрывая разные решения своей проблемы на клиентах. Здесь вообще невозможно говорить о какой-либо точности прогноза. Это, скорее, попытка разрешения методом проб и ошибок.
Тоже можно сказать в отношении этических и мировоззренческих (духовных) проблем, которые консультант не разрешил в своей жизни.
Консультант должен либо разрешить свои персональные психологические, этические и мировоззренческие проблемы, и освободить сознание как от самих этих проблем, так и от способов их разрешения. Либо открыто признать свои проблемы при консультировании конкретного человека и переадресовать его к другому консультанту. Возможен и вариант параллельной работы в своей жизни и в помощи клиенту, но с условием индивидуального подхода к проблемам последнего.
Проблемы профессиональной подготовки консультанта – тема для отдельного исследования. Много интересных идей по этой теме можно найти в книгах Джеймса Бьюдженталя «Искусство психотерапевта» и Джеффри Коттлера «Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами».
2. Степень готовности клиента
Не только консультант должен готовиться к процессу консультирования, но и его клиент. Если клиент будет полагаться исключительно на консультанта, то пользы будет мало. И прогнозы окажутся пустыми. Необходима работа клиента до, в процессе и после консультирования.
«До» необходимо провести самоанализ исходя из прошлого и настоящего. Чем более серьёзно и глубоко он это проделает, тем более эффективным будет его взаимодействие с консультантом и прогнозирование последнего.
«В процессе» необходимо углубить самоанализ с помощью консультанта и открываемых им нового взгляда на нынешнее положение и новых перспектив для изменений, трансформаций.
«После» необходимо много работать прежде всего над собой, над своим сознанием, над своим культурным уровнем, чтобы достичь лучших результатов.
Многие проблемы, связанные с клиентами описаны во второй из вышеупомянутых книг.
3. Качество взаимодействия консультанта и клиента.
Разность уровней эволюции. Эта проблема может проявиться в том, что консультант может исследовать и истолковывать внутреннюю душевную или духовную жизнь клиента и осуществлять для него прогнозирование на том уровне, на котором сосредоточен преобладающий фокус его собственного сознания (ПФС) и жизни. Тогда как в жизни клиента ПФС может быть сосредоточен на другом плане – более низком или более высоком. В таком случае ожидания клиента могут быть обмануты: он получит прогноз для другого уровня. И даже если этот прогноз сбудется, клиент не сможет или не захочет оценить его как важный и значимый.
Трудность нахождения общего языка при межкультурном взаимодействии. При общении консультанта и клиента могут возникнуть проблемы с поиском общего языка. Конечно это не лингвистическая проблема (проблема знания языков), а проблема взаимопонимания между людьми с различными мировоззренческими, этическими, культурными особенностями. Например, китайскому или японскому консультанту, воспитанному в духе национальной культуры, могут быть совершенно непонятны многие проблемы и притязания людей, воспитанных в западном мировоззрении (в том числе в религиозных или материалистических представлениях о том, что живем один раз). Как следствие, и прогноз изменений «восточного» консультанта может оказаться менее точным или совсем неточным, менее понятным или совсем непонятным его «западному» клиенту.
4. Проблемы, обусловленные организацией процесса консультирования
Очное и заочное консультирование. Консультирование может быть очным или заочным. При очном контакт между консультантом и клиентом устанавливается межличностный гораздо легче и более многоплановый, многоуровневый. Многое консультант может узнать о клиенте из вербального и особенно невербального взаимообмена энергиями (между двумя микрокосмосами). И это способствует более эффективному консультированию и прогнозированию.
Все проблемы очного консультирования значительно усложняются, и порой умножаются при заочном консультировании. Ведь исключается весьма важный фактор сонастройки сознаний консультанта и клиента.
Правда в настоящее время эта проблема в значительной степени может быть смягчена использованием видео-телефонной связи через интернет (например, с помощью программы Skype или другой). Но и в этом случае останется невосполненной значительная часть невербальных взаимообменов.
Проблемы, связанные со специфическими условиями астрологического консультирования:
1. Степень готовности астролога
Как и в случае общих проблем консультирования это могут быть проблемы мировоззренческого, этического или психологического характера, проблемы профессиональной подготовки.
Что касается проблем психологического, этического и мировоззренческого характера, то здесь можно только повторить сказанное ранее: консультант должен либо разрешить свои персональные проблемы, и освободить сознание как от самих этих проблем, так и от способов их разрешения. Либо открыто признать свои проблемы при консультировании конкретного человека и переадресовать его к другому консультанту. Возможен и вариант параллельной работы в своей жизни и в помощи клиенту, но с условием индивидуального подхода к проблемам последнего.
Специфические проблемы профессиональной подготовки астролога можно разделить на несколько групп:
- Проблемы образования и самообразования
(Для того, чтобы научиться исследовать гороскоп и человека (клиента) и на этом основании прогнозировать будущее, недостаточно закончить (очно или заочно) курсы по астрологии и консультированию. Недостаточно вообще никаких обучающих курсов. Можно научиться чему-то, но это будет только введение в астрологию, а не Астрология).
- Проблемы самопознания, личностного и духовного развития
(Самопознание астролога, его изучение астрологии в соединении с опытом самопознания, его изучение себя с помощью астрологии – есть необходимое условие для подготовки к консультированию других людей. Ведь глубина его самопознания в соответствии с Принципом Аналогии или Подобия, становится его внутренним Ключом к познаванию соответствующей глубины внутреннего мира других людей. Поверхностно познавший себя астролог так же поверхностно будет исследовать и познавать других, глубоко познавший себя – глубоко.)
- проблемы опыта прохождения и разрешения внутренних кризисов при транзитах трансперсональных планет
(Астролог, который в своей жизни не прошел сознательно кризисов транссатурнианских планет вряд ли сможет эффективно консультировать клиента и прогнозировать изменения в его жизни, связанные с такими же кризисами. Даже если он теоретически сможет понять, отсутствие собственного опыта их переживания и внутренней трансформации сделает его рекомендации так же теоретическими моделями.
В моей жизни были подобные случаи. И после великие учителя – Жизнь и Страдание – научили меня практическому опыту через кризисы Урана, Нептуна и Плутона. Все мои «умственные» решения вернулись в мою жизнь, чтобы сам воспользовался ими и испробовал на себе то, что предлагал другим.)
2. Степень готовности клиента
Конечно, как и в случае общих проблем консультирования при консультировании астрологическом, если клиент желает получить эффективную помощь (и прогноз), он должен много трудиться.
«До» необходимо провести самоанализ исходя из прошлого и настоящего. Чем более серьёзно и глубоко он это проделает, тем более эффективным будет его взаимодействие с консультантом и прогнозирование последнего. Он должен определить несколько вопросов, на которые желает получить ответы, определить свои цели, и обдумать, что он сделал для достижения этих целей. Желательно получить хотя бы общее представление об астрологии и астрологической символике.
«В процессе» необходимо углубить самоанализ с помощью астролога и открываемых им нового взгляда на самого себя, на нынешнее положение и новых перспективы для изменений, трансформаций. Нужно учиться познавать себя с помощью астрологии и углубления понимания астрологического символизма. Всё это способствует лучшему взаимопониманию с консультантом. И поможет последнему содействовать трансформациям клиента более эффективно.
«После» необходимо много работать прежде всего над собой, над своим сознанием, над своим культурным уровнем, чтобы достичь лучших результатов. В свете Астрологии человека (личность) и Человека (духовную Индивидуальность) лучше всего рассматривать как Процесс или как Реку. Древние мудрецы говорили, что в одну реку невозможно войти дважды, подразумевая, конечно реку сознания. Она имеет некоторое внешнее постоянство (русло и берега), но при этом она постоянно течёт, постоянно изменяется, постоянно трансформируется. Так изучая Человека и человека можно, образно говоря, научиться плыть по течению Реки Жизни, то есть в гармонии с Принципами (Вибрации, Ритма, Полярности, Причинности и др.).
3. Качество взаимодействия консультанта и клиента.
Разность уровней эволюции. Эта проблема может проявиться в том, что астролог может исследовать и истолковывать гороскоп клиента и осуществлять для него прогнозирование на том уровне, на котором сосредоточен преобладающий фокус его собственного сознания (ПФС) и жизни. Всё, что сказано по поводу общих проблем консультирования в этом случае, верно и здесь. Можно лишь добавить, что использование консультантом понимания многоуровневой астрологии и многоуровневых астрологических символов может сделать исследование человека и прогнозирование его будущего неповторимо индивидуализированным. Что в случае психологического консультирования крайне проблематично по причине весьма ограниченного числа психотипов и их одноуровневого объяснения.
Трудность нахождения общего языка при межкультурном взаимодействии. Всё, сказанное выше касательно проблем межкультурной коммуникации применительно к общим проблемам консультирования, действенно и при астрологическом консультировании. Можно дополнить лишь трудностями двойного перевода: с языка астрологических символов на обычный язык и с языка символов одной культуры на язык символов другой.
Проблема астрологической несовместимости. Эту проблему может понять и увидеть только астролог. И там, где психолог будет тщетно пытаться достучаться до клиента или понять его, астролог может оценить вероятность эффективного консультирования и в найти приемлемое, то есть описанное в астрологических символах синастрической карты (карты взаимных влияний между двумя и более гороскопами и людьми) решение или, в крайнем случае, направить к другому консультанту.
Конечно астрологи не составляют синастрические карты при встрече с каждым клиентом. Но всё-таки в практике каждого астролога есть случаи, когда он либо никак не мог понять гороскопа клиента, или клиент никак не мог понять его объяснение. Такое положение может быть объяснено при наложении гороскопа клиента на гороскоп консультанта. Например, аспект Нептуна консультанта образует напряженный аспект с Меркурием клиента и Плутон клиента образует напряженный аспект с Луной консультанта. С учетом положения в Знаках Зодиака и домах гороскопов эти аспекты могут внести много недопонимания и напряжения в процесс консультирования. Но если астролог учтёт эти влияния и выработает правильную стратегию консультирования, то и в этом случае консультирование может быть не только успешным, но и перерождающим для обоих.
4. Проблемы, обусловленные организацией процесса консультирования
Очное и заочное консультирование. Всё, сказанное выше по данному вопросу в отношении общих проблем консультирования, верно и здесь. Можно только добавить, что даже в случае заочного консультирования астролог может узнать из гороскопа гораздо более о характере клиента (или исследуемого человека), о его интересах, привязанностях, пристрастиях, фокусировках сознания, чем самый опытный психолог узнает из множества встреч и собеседований. Очное консультирование нужно для того, чтобы наполнить теоретическое исследование и познавание клиента вербальными и невербальными взаимообменами и сделать консультирование жизненным.
5. Проблемы, связанные со сложностью гороскопа (структура гороскопа, многоуровневая астрология) и астрологических символов.
Гороскоп — не круг, но спираль. При рождении это — сжатая спираль и даже многоуровневая спираль, в которой малые спирали быстрых или «личных» планет (Луны, Солнца, Меркурия, Венеры и Марса) как бы нанизываются на спирали более медленных или «социальных» планет (Юпитер, Сатурн и Хирон), а те, в свою очередь, нанизываются на спирали «трансперсональных» планет (Уран, Нептун, Плутон). В течении жизни эта спираль разворачивается в винтовую лестницу, по которой человек либо восходит (эволюционная спираль), либо нисходит (спираль инволюции). При этом человек движется не по одной лишь спирали, но – по всем спиралям одновременно, осуществляя эволюцию одновременно во множестве направлений.
Гороскоп не предопределяет жизнь человека, но показывает возможности и ограничения, обусловленные предшествовавшими существованиями (воплощениями). При этом возможности могут быть растрачены, а ограничения, трудности, страдания могут стать ступенями восхождения. Выбор же пути восхождения или нисхождения определяет свободная воля и качества сознания человека.
Соответственно сложной, многоуровневой структуре гороскопа все астрологические символы могут быть истолкованы на множестве уровней. И астрологу нужны не просто профессиональные познания, опыт консультирования, но – глубокая духовная интуиция, для того, чтобы Ощутить уровень эволюции сознания клиента, в соответствии с которым нужно будет осуществить истолкование символов гороскопа и прогнозирование. Именно с духовным ростом консультанта развивается его духовная интуиция, и наука астрологии превращается в Искусство Астрологии.
6. Проблемы, обусловленные космическими влияниями.
К таким проблемам можно отнести лунные фазы (в особенности новолуния, полнолуния, солнечные и лунные затмения), кризисы транссатурнианских планет.
Клиент, обратившийся для консультации в новолуние или, тем более в солнечное затмение (солнечные затмения всегда приходятся на фазу новолуния, но основная масса новолуний проходит без затмений) на этой фазе вряд ли сможет получить полноценную помощь астролога. Новолуние – это начало месячного лунного цикла. Когда нет ясности (с Земли видно лишь темный диск Луны). Затмение – усиливает затруднения. Астролог может разделить консультацию на несколько встреч, в течение которых осуществлять исследование характера и гороскопа клиента. Но завершающую встречу и выводы по заданным в новолуние вопросам полноценно он сможет представить ближе к фазе полнолуния. Так же на фазе новолуния часто можно ожидать психологическую закрытость клиента или погруженность в себя. Что так же затруднит сбор данных для исследования человека.
На фазе же полнолуния можно ожидать, что человек легко и быстро раскроется, даже если в обычной жизни он гораздо более сдержан и замкнут. И ответы на вопросы (возникшие ранее, но созревшие к фазе полнолуния) могут быть найдены консультантом в гороскопе клиента значительно быстрее и легче.
Кризисы транссатурнианских планет так же могут оказывать существенное влияние на процесс консультирования. Например, транзитное соединение Плутона и Сатурна в Козероге в конце 2019 и большей части 2020 года.
Астролог С.Курапов так описывает влияние этого аспекта: «Соединение Сатурна с Плутоном происходит в среднем раз в 35 лет. Закладывается важная социальная программа на период этого цикла. То есть, масштаб десятилетий. Довольно много говорилось об этом цикле в календаре 2019. У него тяжелая репутация. Главные фазы этого цикла в прошлом веке и начале этого века почти всегда сопровождались масштабными кризисами разного рода, часто начинались войны, в частности, обе самые страшные мировые войны. Символика цикла связана с жесткой трансформацией, часто через глобальные конфликты и разрушение социально-политических форматов, вплоть до смены мирового порядка и глобального соотношения сил в мире, перекраивания устоявшихся границ, разрушения одних и появления других новых государств и режимов».
Можно ожидать, что клиент или консультант, у которого при таком транзите личные проблемы значительно обостряются или даже приходятся на значимые узловые точки гороскопа будет испытывать серьёзные проблемы с восприятием других людей, с принятием помощи или оказанием помощи другим. Кроме того, астрологу может быть трудно провести границы между глобальными внешними кризисами и персональными внутренними кризисами клиента. Но эти проблемы могут быть консультантом осознаны и использованы для выбора правильной стратегии в оказании помощи клиенту.
В случае психолога все вышеуказанные проблемы остаются, но консультант даже не подозревает о них и о причинах затруднений.
7. Проблемы, обусловленные оккультной природой астрологии.
Оккультная природа астрологии проявляется прежде всего в том, что называют Предопределенностью или Судьбой. И это замечательно объяснено в «Бхагавадгите». С одной стороны Кришна предсказывает, что почти все, собравшиеся на поле Куру (Курукшетра) воины обеих армий погибнут. С другой стороны в другом месте Он говорит о тех же воинах:
«Поистине не было времени, когда Я, или ты, или эти владыки земли не существовали; воистину не перестанем мы существовать и в будущем. Подобно тому, как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же покидает он одно тело и переходит в другое. Сильный об этом не скорбит».
Предопределенность состоит в том, что все они погибнут. Точнее погибнут лишь их человеческие личности, в которых живут, действуют и осуществляют путь Самопознания духовные Индивидуальности. Погибнут в соответствии с Принципом или Законом Причинности. Смерть каждого как и жизнь – неповторима и особенна. Смерть – лишь завершение одного Дня духовной Индивидуальности или целой жизни личности, в которой она воплощена. Качество смерти определяется качеством жизни. И это касается, прежде всего, не столько внешних условий, сколько внутренних. Внешне смерти многих воинов очень похожи. Но внутренние переживания делают их неповторимыми и индивидуальными. Воины погибнут, но духовные Индивидуальности, жившие в них, продолжат свой Путь в Беспредельности. Ведь именно они не умирают и не могут умереть. Но для каждого воина важно не столько погибнуть или выжить, сколько качеством своей жизни и качеством своей смерти обеспечить духовной Индивидуальности наилучшие условия для её эволюции в цепи воплощений.
Как говорят буддисты: «Пожинает не тот, кто сеял, но и не другой». Можно расставить акценты и пояснить это изречение следующим образом: «Пожинает не тот, кто сеял (то есть не та же личность одного воплощения), но и не Другой (то есть та же духовная Индивидуальность в новой личности)».
Предопределённность существует лишь в факте смерти личности. Судьба же человека – в его руках. Он должен приложить все усилия, все знания, всю любовь, чтобы достичь желаемой Цели. Остальное – в руках Господа (или Судьбы, Закона). В этом есть и Предопределенность, и свобода.
Человек выбирает, на чьей стороне сражаться (на стороне Блага, Добра, Истины, Справедливости или зла, лжи, несправедливости), во имя каких целей и идеалов. Он выбирает, как сражаться (честными средствами или бесчестными, с желанием получить выгоду или бескорыстно исполняя свою Дхарму) и т.д. Так Предопределение побуждало Карну сражаться на стороне кауравов, за бесчестного и жестокого Дурьодхану, против своих родных братьев-пандавов. Но побуждаемый свободным духом он сражался честно. Можно сказать, что смерть Карны стала освобождением и благом для духовной Индивидуальности, которая проходила в нём свой земной путь очередного воплощения.
Оккультная природа астрологии проявляется и в том, что человек может приложить много сознательных усилий, но Судьба или Закон распорядится иначе. «Иначе» – не значит «несправедливо». Просто Справедливость, свершающаяся в Циклах Перерождений, остаётся невидимой для глаз человека, ведь «пожинает не тот, кто сеял». Но Справедливость или Гармония Закона осуществляется неотвратимо и потому пожинает «не другой».
Другая грань оккультной природы астрологии проявляется в том, что мотивы, движущие астрологом и его клиентом в процессе консультирования, определяют последствия.