Найти тему
Скифия

Магия алан на охоте?

В своё время Д.К. Зеленин писал, что охотничьи словесные табу были известны многим народам:

Основа охотничьего условного языка создалась ещё в доанимистическую эпоху: охотники стремились к тому, чтобы чуткие звери, понимающие обычный человеческий язык, их не поняли, почему и говорили необычным языком, непонятным зверям (или совсем молчали, чтобы звери их не слышали)». То есть это необходимо было для того, «чтобы обмануть дичь.

Как эти магические заклинания выглядели? Охотнику нельзя было называть вслух настоящее наименование зверя, поэтому существовали условные обозначения. (Вы знали, что жертвоприношение имеет гуманный смысл в Осетии?)

-2

Если быть точнее, то был запрет на имена диких животных. Например, олень на осетинском языке «саг», но его следовало называть «сыкъаджын» (рогатый); заяц «тæрхъус» - «сохъыр» (косой); медведь «арс» - «тъæпæнкъах» (косолапый); кабан «хъæддаг хуы» - «къæндзыгджын» (клыкастый) и пр. (Барашек в качестве жертвоприношения. Зачем же?)

-3

Интересно то, что табу накладывалось и на название вещей и действий, которые связаны с охотой. Например, ружье «топп» следовало называть «хæтæл» (труба) или «хотых», в Дигории же – «æхснирсæг» (чихающий).

-4

Когда охотник отличался меткой стрельбой, осетины говорила таким образом: «Уымæн йæ хæтаелы хъæр хицæн у» (у него звук трубы особенный). (Вера наследников скифов)

-5

Что касается действий, связанных с этим промыслом, то фраза «идти на охоту» заменялась такими выражениями «идём под палочку» («цом къæцæлы бынмæ»). Под «палочкой» имелось в виду «идём в лес» (то есть туда, где обитают дикие звери, которым покровительствует Святой Афсати).

-6

Своего друга по охоте – собаку «куыдз» называли «цуанон», то есть «охотник» или «охотничий», интересно название у дигорцев «къæсæргæс», то есть тот, кто стережёт двери, охраняющий саклю. (Скифы, почитающие свои традиции по сей день. Один из важных культов)

-7

Одежду и обувь также переименовывали, то есть все слова, которые были связаны с охотой надо было произносить в иносказательной форме. Причём любая, даже незначительная ошибка влекла за собой неудачу в охоте. И если всё-таки охотником была сделана ошибка, то охота переносилась на следующий раз.

-8

К тому же на охоте нельзя показывать на предметы пальцем, так как это расстроить Святого Афсати. По этой причине охотник должен указывать на всё, что необходимо, а также на зверей кулаком.

-9

Тот, кто нарушал этот запрет, получал палкой по пальцам и в этот момент произносилось: «Да обретёшь ты благоволение Афсати. Не коли глаз доброго Афсати!» Об этом и многом другом в дальнейшем, поэтому подписывайся, мой уважаемый читатель, здесь -> СЕ ЧЕЛОВЕК

-10

Ещё статьи такие есть:

Скифы в Крыму. Именно они создали неповторимую культуру?

Из чего готовился Святой напиток на кувд (торжество) и кто знал рецепт?

Продукты в Осетии. Какие лакомства у наследников скифов?

Из чего готовился Святой напиток на кувд (торжество) и кто знал рецепт?

Святое блюдо у осетин. Как готовить?

Аланская сыворотка и масло. Как готовилось?

Как готовили сыр наследники скифов?

Осетинский кефир. Как готовили и готовят на сегодняшний день?